Аутизм: кто виноват и что делать?
Еще недавно диагноз «аутизм» был приговором. Считалось, что ребенок с таким диагнозом никогда не сможет нормально жить и развиваться. Сегодня, к счастью, все выглядит совсем не так безнадежно. И медики, и психологи во всем мире начинают приходить к выводу, что аутичный ребенок тоже может научиться радоваться жизни.
Так уж устроен человек — до последнего будет отмахиваться от мыслей о самом страшном. Мама четырехлетнего Мити понимала, что ее мальчик — не совсем такой, как другие дети, но серьезных нарушений в его развитии до поры до времени она не видела. В самом деле, ребенок начал говорить вовремя, очень рано стал запоминать и рассказывать стихи. Более того, память у мальчика была необыкновенная для его возраста — он так и сыпал фразами из сказок и мультфильмов, часто повторял мамины реплики, очень похоже передавая даже интонацию.
Вот только диалога с сыном никак не получалось — Митя как будто не слышал, что ему говорят, и практически не реагировал ни на просьбы, ни на замечания, в какой бы форме их ни высказывали.
Были у мальчика и другие странности. Митя, например, никогда не задавал вопросов.А еще у него была способность, совершенно невероятная для такого маленького ребенка, часами заниматься одним и тем же, в то время как другим детям быстро наскучивало прежнее занятие и они переключались на что-то новое. Так, мальчик мог полдня простоять над маминой гитарой, дергая за одну струну. Когда кто-то из взрослых пытался вмешаться и отвлечь Митю, он выражал свой протест громким криком.
Иногда он подолгу повторял как заведенный строчку из стихотворения... Местоимение «я» он почти не употреблял, о себе чаще всего говорил в третьем лице — «Митя гуляет», «Митя хочет», а иногда даже во множественном числе: «Мы хотим...»
Любой контакт с посторонним человеком выводил мальчика из себя. Иногда маме казалось, что он просто боится незнакомых людей — когда в дом приходили гости, Митя прятался в дальнем углу, а если мама пыталась познакомить его с кем-то, вырывался, громко кричал и даже плакал. Примерно так же он реагировал, если доводилось находиться в новом для него месте... Психолог, а затем и врач сошлись во мнении: Митя — аутичный ребенок.
Аутизм — болезнь загадочная и малоизученная. К счастью, специалисты утверждают, что чистые, «классические» аутисты практически не встречаются, как правило, приходится сталкиваться с детьми, у которых наблюдаются отдельные проявления аутизма. Более того, на современном этапе развития психологии и медицины многие проблемы аутистов решаются, и настолько успешно, что этот диагноз, прежде такой страшный, уже не грозит ребенку искалеченной жизнью и не пугает родителей.
Что же такое аутизм? Это целый комплекс расстройств психического развития ребенка, который выражается в нарушении контакта с окружающими, эмоциональной холодности, стерео
Иногда маме казалось, что он просто боится незнакомых людей — когда в дом приходили гости, Митя прятался в дальнем углу, а если мама пыталась познакомить его с кем-то, вырывался, громко кричал и даже плакал. Примерно так же он реагировал, если доводилось находиться в новом для него месте... Психолог, а затем и врач сошлись во мнении: Митя — аутичный ребенок.Аутизм — болезнь загадочная и малоизученная. К счастью, специалисты утверждают, что чистые, «классические» аутисты практически не встречаются, как правило, приходится сталкиваться с детьми, у которых наблюдаются отдельные проявления аутизма. Более того, на современном этапе развития психологии и медицины многие проблемы аутистов решаются, и настолько успешно, что этот диагноз, прежде такой страшный, уже не грозит ребенку искалеченной жизнью и не пугает родителей.
Что же такое аутизм? Это целый комплекс расстройств психического развития ребенка, который выражается в нарушении контакта с окружающими, эмоциональной холодности, стереотипной деятельности.
Симптомы аутизма проявляются уже в первый год жизни. У малыша отсутствует комплекс оживления, который появляется у детей примерно с первого месяца, он эмоционально очень слабо реагирует на близких, вплоть до полного безразличия. Ребенок-аутист не улыбается, избегает контакта глаза в глаза, хотя обращает внимание на предметы.
Однако по-настоящему распознать аутизм можно лишь тогда, когда ребенок переходит годовой рубеж. Такой малыш очень боится перемен: новые предметы, обстановка, люди вызывают у него тревогу, которая проявляется либо в отсутствии контактов, либо в истерике, отказе что-то делать. Родителям часто кажется, что ребенок не понимает, о чем они говорят, и не запоминает сказанного.
На самом деле это не так: больной малыш может почти дословно вспомнить, например, разговор между мамой и папой спустя несколько дней или даже недель, причем не только слова, но и интонацию. У таких детей задерживается развитие осознания границ собственного тела – бывает, уже в школьном возрасте ребенок, словно впервые, может часами рассматривать себя в зеркале, ощупывать собственное тело. Аутичный ребенок не очень хорошо понимает, что происходит вокруг, порой не осознает, что, кроме него, существуют и другие люди.
Британские ученые установили, что аутизмом страдают в среднем шесть детей из тысячи в возрасте до восьми лет (раньше считалось, что один-двое из тысячи). Мальчики болеют в три раза чаще, чем девочки. На сегодняшний день, увы, аутизм встречается чаще, чем слепота и глухота.
Лечение аутистов напрямую зависит от следующих факторов: ранней диагностики, взаимодействия психолога, психоневролога и родителей и, наконец, терпения и веры в успех.
О причинах возникновения аутизма известно мало. Прежде полагали, что его может вызывать вакцина против кори, свинки и краснухи, а также иммунологические нарушения в организме и заболевания кишечника. Однако современные исследования не подтверждают это. Ученые, в частности, выявили у больных аутизмом врожденные нарушения развития мозга, а именно: недоразвитие определенных долей мозга в сочетании с гиперразвитием других его областей, а также нарушение развития миндалевидного тела мозга — центра, который отвечает за эмоции.
Но, слава Богу, это не приговор: современная медицина уже научилась справляться с этим с помощью микродоз тока. Кроме того, все больше исследований говорят о том, что аутизм взаимосвязан с обменом веществ — в пищеварительном тракте больных аутизмом не расщепляются два белка: казеин, который находится в молоке, и глютен, содержащийся в пшенице. В здоровом организме эти белки расщепляются на составляющие и усваиваются, а у аутистов превращаются в опиаты (то есть в наркотики) и в таком виде всасываются в кровь.
В иностранной медицинской литературе описаны удивительные случаи, когда строгая бесказеиновая и безглютеновая диета давала удивительные результаты. Некоторые специалисты связывают странности в поведении аутистов с пищевыми аллергиями. Психоаналитики считают также, что большую роль в возникновении аутизма играет эмоциональная холодность родителей, особенно на ранних этапах развития ребенка.
Ранний детский аутизм — медицинский диагноз, поэтому его может поставить лишь детский психоневролог. Обязательно пройдите с ребенком всестороннее обследование, а затем вместе с врачами разработайте индивидуальную программу лечения и корректирующего воспитания. И не верьте, что ваш ребенок — неполноценен и никогда не изменится! Главное — проявляйте терпение, доброту и всегда твердо верьте в успех.
- Родители прежде всего должны создать ребенку эмоционально-психологический комфорт, чувство уверенности в себе и защищенности, а потом постепенно переходить к обучению новым навыкам и формам поведения.
- Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в этом мире, а значит нужно научиться за малышом наблюдать, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человечка и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами.
- Как правило, даже неговорящие аутичные дети охотно выполняют невербальные задания, то есть такие, в которых не нужно использовать речь. Необходимо учить ребенка с помощью лото, головоломок, пазлов, мозаики налаживать контакт, вовлекать его в индивидуальную и совместную деятельность.
- Если ребенок подходит к какому-либо предмету, называйте его, дайте малышу подержаться за него руками, ведь таким образом подключаются все анализаторы — зрение, слух, осязание. Такие дети нуждаются в многократном повторении названий предметов, им надо говорить, для чего они предназначены, пока ребята не привыкнут к ним, не «включат» в поле своего внимания.
- Когда аутичный ребенок всецело чем-то занят (например, разглядывает себя в зеркале), можно осторожно подключать речевое сопровождение, «забывая» называть предметы, которых касается ребенок, Это провоцирует неговорящего кроху преодолеть психологический барьер и сказать нужное слово.
- Если ребенок погружен в игры-манипуляции с предметами, нужно стремиться к тому, чтобы они имели какой-то смысл: выкладывание рядов из кубиков — «строим поезд», разбрасывание кусочков бумаги «устроим салют».
При «лечении игрой» желательно использовать игры с четко установленными правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходимо говорить. Причем любую игру нужно проигрывать много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила и игра для пего была неким ритуалом, который так любят маленькие аутисты.
- Проблемы аутичного ребенка нужно решать постепенно, ставя перед собой ближайшие цели: помочь избавиться от страхов; научиться реагировать на вспышки агрессии и самоагрессии; подключить ребенка к общим занятиям.
- Поскольку аутистам трудно различать по мимике эмоции других людей, не говоря уже о своих собственных, нужно подбирать для просмотра мультфильмы с героями, у которых понятная мимика. Так, многие аутичные дети «дружат» с паровозиком Томом, героем мультфильмов и игрушкой. В мультфильме «Шрек», который вышел недавно на экраны, тоже очень выразительны мимика и эмоции героев. Пусть ребенок угадывает настроение персонажей сказок (например, с помощью стоп-кадра), пробует изобразить их сам. В минуты погружения малыша в себя старайтесь отвлекать его, играйте в настроения, но ваша мимика должна быть выразительной, чтобы он угадал ваше настроение.
- Приобщайте малыша к театральным представлениям. Конечно, поначалу ребенок будет оказывать бурное сопротивление попыткам вовлечь ето в эти занятия. Однако если проявить настойчивость, задействовав при этом поощрение, аутист не только подчинится, но и будет испытывать огромную радость.
- Очень полезно придумывать истории, в которых действуют примерные и скверные герои. Это поможет ребенку на подсознательном уровне усваивать, что такое хорошо и что такое плохо. Разыгрывать эти истории можно как с детьми, так и с куклами, объяснив, что каждый будет играть определенную роль. «Спектакли» необходимо ставить по многу раз, каждый раз внося какие-то небольшие изменения.
Конечно, несмотря на особенности общения, аутичный ребенок хоть изредка должен быть в коллективе. Если воспитатели детского сада не могут работать с вашим малышом, найдите опытного педагога, который научит ребенка взаимодействовать со взрослыми и детьми в коллективе. Ведь не за горами школа и взрослая жизнь. Первое время, пока малыш не привыкнет, родителям лучше присутствовать на занятиях.
Важно не переусердствовать: каждый ребенок имеет право побыть один. Не перегружайте его своим присутствием, давайте ему отдохнуть.
По материалам статьи «Малышовые болезни: аутизм».
- 5
- 44458
Источник
Приобрести эффективные лекарства для лечения этого заболевания
Обсудить в сообществах раздела Педиатрия
Материалы по теме
-
6
Аутизм: кто виноват и что делать? 5 комментариев
-
-
Центр Прикладного Поведенческого Анализа - ЦППА воодушевлен(-а) в г. Москва.
16 ч. ·
Дорогие друзья,
с радостью сообщаем Вам об открытии филиала ЦППА в Москве!В ЦППА проводятся индивидуальные и групповые занятия по программам, которые составляются с учетом индивидуальных особенностей ребёнка и запроса родителей и включают в себя коррекцию поведения, а также развитие коммуникативных, социальных, адаптивных и академических навыков.
Мы работаем с детьми любого возраста. Занятия проводятся в нашем центре и дома у клиента.
Центр также предоставляет услуги интенсивных занятий в Москве и других городах.
Первым 15 клиентам будет предоставлена скидка.
Центр расположен по адресу:
г. Москва, ул. Покровский бульвар, дом 8, строение 2А. (м. Китай-город, м. Чистые пруды)Наш сайт: www.centerofaba.ru
Тел.: 8 (965) 770-29-72Ждем Вас!