Когда отдавать ребенка в школу?
Отправить ребенка учиться в 6 лет или пусть еще годик походит в малышах? – ломают голову родители в апреле, когда идет запись в первые классы. Ответ не так очевиден, как кажется.
- На самом деле психофизиологическая готовность к школе – это отнюдь не умение читать и считать, – говорит Надежда ЗЫРЯНОВА, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО. – Дорос ли ребенок до серьезных систематических занятий, мы можем судить по многим факторам.
Факт №1. Есть ли желание учиться?
Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться.
Один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет.
Если бы не она, я бы в школу и не ходил».Второй: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился».
Третий: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть».
Четвертый: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, чувствую себя взрослым, а до школы был маленьким».
Пятый: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь».
Шестой: «Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки».
Спросите своего малыша: с кем он согласен? Если среди его соображений нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой хоть и интересной, но тяжелой работой, как учеба.
Факт №2. Может ли подчиняться требованиям учителя, работать по правилам и контролировать свои действия?
Есть такая игра - «Да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов должно быть не больше 10. Если отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит, уровень самоконтроля достаточно высок.
Факт №3. Развита ли речь? Это один самых важных критериев гото
Без учения никакого
дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь».
Шестой: «Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки».
Спросите своего малыша: с кем он согласен? Если среди его соображений нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой хоть и интересной, но тяжелой работой, как учеба.
Факт №2. Может ли подчиняться требованиям учителя, работать по правилам и контролировать свои действия?
Есть такая игра - «Да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов должно быть не больше 10. Если отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит, уровень самоконтроля достаточно высок.
Факт №3. Развита ли речь? Это один самых важных критериев готовности к школьному обучению.
Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6–7 предложений) рассказ либо содержание небольшого комикса. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа – наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).
Факт №4. Достаточно ли хорошо развит фонематический слух?
Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):
Гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.
Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему нужно этот слух потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.
Вторая игра – «Назови звуки». Взрослый просит малыша назвать первый и последний звуки в словах «свет» (оба звука согласные), «трава» (первый звук – согласный, последний – гласный), «индюк» (первый звук – гласный, последний – согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, его фонематический слух пока не развит.
Чтобы узнать, умеет ли он делить слова на слоги, можно воспользоваться игрой «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван»...
Факт №5. Умеет ли выполнять логические операции: устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное?
Попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «Прошел дождь, поэтому…».
В игре «Четвертый лишний» предлагают ряды из 4 картинок. В каждом
случае малыш должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю. Например: стол,
стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик.
Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых – пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: «день – ночь, лето – … (зима)»; «часы – время, градусник – … (температура)», «глаз – зрение, ухо – … (слух)».
Если ребенок допустил не больше 1–2 ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.
Факт №6. Достаточно ли развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и
зрительно-моторная координация? Без этих навыков ребенка не обучить
письму.
Обратите внимание, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.
Если у ребенка в 6–6,5 года есть все перечисленные навыки, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет, не спешите отдавать его в школу – он к ней пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и вам требовать от него хороших результатов – тоже.
- 0
- 33854
Источник
Материалы по теме
-
0