Очередное самоубийство ракового больного вряд ли привлекло бы внимание, если бы это не был известный контр-адмирал. Почему российская медицина не может обеспечить безнадежных онкологических больных хотя бы обезболивающими средствами?
Больной раком — не наркоман!
Защита права на обезболивающие препараты при раке
Что предполагается изменить в законодательстве?
Десятого февраля этого года ушел из жизни контр-адмирал ВМФ Вячеслав Апанасенко. Этот мужественный человек, страдавший неизлечимой формой рака в терминальной стадии, выстрелил себе в голову из наградного пистолета, потому не смог вынести страданий своих близких. Накануне трагедии супруга адмирала в течение нескольких часов пыталась добиться назначения больному жизненно необходимого обезболивающего препарата, собирала подписи чиновников и врачей, но поликлиника, где должны были выписать лекарство, закрылась. Бывший военный начальник мог терпеть любую боль, связанную с его болезнью, но страдания супруги стали для него невыносимыми. В посмертной записке контр-адмирал написал: «Прошу никого не винить, кроме Минздрава и правительства».
История Вячеслава Антипенко получила широкий резонанс и привлекла внимание общественности и законодателей к проблеме обеспечения раковых больных обезболивающими препаратами. Опиоидные препараты всегда есть в аптеках, правила их выписки регламентированы, пациенты с ними ознакомлены. Согласно принятым нормам наркотические анальгетики больным в терминальной стадии рака выдаются бесплатно, но получить их удается далеко не каждому. Масса бюрократических проволочек ставят больных перед выбором: терпеть боль, когда все способы лечения рака исчерпаны, страдать от унижения или закончить все одним разом.
Больной раком — не наркоман!
Случай с В. Апанасенко далеко не первый, больные раком нередко кончают с собой, сталкиваясь с процедурой получения обезболивающих лекарств. Нужно отдать должное, что за последнее время она значительно упрощена, но проблемы все равно остаются. В борьбе с наркоманией наше государство забыло о категории граждан, чье качество жизни во многом определяется доступностью опиоидных препаратов. Основной задачей Федеральной службы Российской Федерации по контролю над оборотом наркотиков стало предупреждение незаконной торговли «медицинскими» наркотиками, их и, правда, нельзя купить в аптеке, они выдаются бесплатно, только по специальному рецепту. Однако был упущен тот факт, что доля опиатов, используемых в лечебных целях, составляет лишь 1% от общего объема наркотических веществ.
Пластырь обезболивающий, назначаемый больному раком и действующий в течение 24 часов, содержит количество наркотика несравнимое с дозой, необходимой наркоману. К тому же пластырь выдает наркотик постепенно и в случае наркомании никак не может удовлетворить потребности зависимого. Другие препараты, ранее использовавшиеся для обезболивания у раковых больных, были запрещены или применение их резко ограничено. В общем ситуация крайне неблагоприятная для онкологов и их страдающих пациентов.
Защита права на обезболивающие препараты при раке
В Государственной Думе Российской Федерации, наконец, решили прекратить издевательства над тяжелыми онкологическими больными. Когда все способы лечения рака исчерпаны, наркотические анальгетики остаются их последней надеждой на достойное существование. На обсуждение законодателей вынесен проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»». Не последнюю роль в этом шаге сыграло трагическое самоубийство контр-адмирала Вячеслава Апанасенко. Как оказалось доступность сильных обезболивающих препаратов в России в180 раз меньше, чем, к примеру, в Германии. Полученный у врача рецепт действителен всего 5 дней, а по окончании этого срока родственникам больного приходится вновь проходить все круги бюрократического ада. Такие современные формы обезболивающих лекарств, как пластыри, в России пока не нашли широкого применения, чаще выписывают ампулы, это осложняет ситуацию и привлекает «лишнее» внимание службы контроля над оборотом наркотиков.
Что предполагается изменить в законодательстве?
- Предполагается обеспечить приоритет прав, нуждающихся в наркотиках больных раком. То есть существует надежда, что право человека достойно уйти из жизни не будет попрано в борьбе с наркоманией.
- Планируется увеличить сроки действия выдаваемого врачом рецепта на опиоидный анальгетик с нынешних 5 до 30 дней.
- Упрощается система контроля над использованием обезболивающих препаратов при раке. До нынешнего времени родственники больного вынуждены были собирать и сдавать все использованные ампулы и пластыри в течение 3 суток, теперь этот срок будет пересмотрен.
Что касается трагического случая гибели контр-адмирала Вячеслава Апанасенко, Минздрав проведет проверку обеспечения онкобольных препаратами. Ведомству предстоит разобраться, кто виновен в сложившейся ситуации, и привлечь к ответственности заинтересованных должностных лиц. Ведь уже более года существует приказ, в соответствии с которым врач-онколог может единолично выписать наркотический препарат тяжелому онкологическому больному. Почему приказ не был реализован в данном конкретном случае, пока неизвестно. Надеемся, что урок будет усвоен и тысячи онкобольных получат возможность прожить без боли свои последние дни.