Первое, второе и компот, или Как предупредить детскую язву?
Около 60 % ребят заканчивают школу с гастритом, около 30% - с язвенными болезнями желудка или двенадцатиперстной кишки. Что мы, родители, можем предпринять, чтобы сохранить детям здоровье?

Около 60 % ребят заканчивают школу с гастритом, около 30% - с язвенными болезнями желудка или двенадцатиперстной кишки. Что мы, родители, можем предпринять, чтобы сохранить детям здоровье?
На эти вопросы дает свои ответы Ксения Степанова – зав. клиническим отделением, старший научный сотрудник НИИ краевой инфекционной патологии Роспотребнадзора, к.м.н.
Анализ организации питания в школах России в 2005-2006 учебном году показал, что оно остается крайне неудовлетворительным. Об этом заявил глава Роспотребнадзора, главный санитарный врач России Геннадий Онищенко.
«Всего 63% школьников, а в 5-11 классах - 52,7%, получают в школах питание. При этом лишь каждый четвертый школьник страны получает горячее питание», - отмечает Онищенко. По словам врача, обед в сельских школах стоит в среднем от 10 до 15 рублей, в городских школах от 20 до 25 рублей. При этом количество неудовлетворительной по качеству продукции местами превышает 8%.
Самые распространенные заболевания школьников - это гастрит, и связанная с ним анемия. Около 60 % наших школьников выходят из школы с гастритом, около 30% - с язвенными болезнями желудка или двенадцатиперстной кишки. Клиническая картина – снижение аппетита, изжога, которая появляется на голодный желудок или после еды спустя 15-20 минут или 2 часа (в зависимости от локализации язвы), частая отрыжка или отрыжка с запахом (гнилостным), тошнота, в тяжелых случаях рвота, боли в эпигастрии (ноющие, колющие), чувство тяжести, дискомфорта, переполнения в желудке. Ребенок быстро насыщается, а мама считает, что он нечего не съел. Также возможно появление жидкого стула или запоров, вздутия живота, не переваренные частицы пищи в стуле. Нужно знать, что если «болеет» желудок, то проблемы будут и с поджелудочной железой, и желчным пузырем. При этом возникают панкреатиты и холециститы, у детей чаще это - диспанкреатизм и дискинезии желчевыводящих путей. Они сопровождаются болями в правом или левом подреберьях, чаще это опоясывающие боли, вплоть до резких болей по типу колик (при этом родители обращаются к хирургам). Появляются горечь или сухость во рту, повышается уровень билирубина и ферментов печени и поджелудочной железы. Ребенок становиться раздражительным, беспокойно спит, могут появляться кош Около 60 % наших школьников выходят из школы с гастритом, около 30% - с язвенными болезнями желудка или двенадцатиперстной кишки. Клиническая картина – снижение аппетита, изжога, которая появляется на голодный желудок или после еды спустя 15-20 минут или 2 часа (в зависимости от локализации язвы), частая отрыжка или отрыжка с запахом (гнилостным), тошнота, в тяжелых случаях рвота, боли в эпигастрии (ноющие, колющие), чувство тяжести, дискомфорта, переполнения в желудке. Ребенок быстро насыщается, а мама считает, что он нечего не съел. Также возможно появление жидкого стула или запоров, вздутия живота, не переваренные частицы пищи в стуле. Нужно знать, что если «болеет» желудок, то проблемы будут и с поджелудочной железой, и желчным пузырем. При этом возникают панкреатиты и холециститы, у детей чаще это - диспанкреатизм и дискинезии желчевыводящих путей. Они сопровождаются болями в правом или левом подреберьях, чаще это опоясывающие боли, вплоть до резких болей по типу колик (при этом родители обращаются к хирургам). Появляются горечь или сухость во рту, повышается уровень билирубина и ферментов печени и поджелудочной железы. Ребенок становиться раздражительным, беспокойно спит, могут появляться кошмарные сновидения.
Анемия опасна тем, что при недостаточном количестве в крови гемоглобина и эритроцитов в ткани и органы поступает недостаточное количество кислорода, значит, нарушается питание органов, а это приводит к снижению их функции. Чаще всего у детей появляется общая слабость, утомляемость, головные боли, головокружение. Ребенок плохо запоминает, снижается успеваемость.
Также, в последнее время отмечено резкое повышение уровня острых кишечных инфекций среди школьников, особенно, таких как дизентерия и сальмонеллез. Для этих заболеваний характерно повышение температуры тела, тошнота, рвота, жидкий стул с патологическими примесями, боли в животе, обычно диффузные, но могут локализоваться в левой или правой подвздошных областях.
Нельзя забывать и о паразитарных заболеваниях, которые проявляют себя гастритом, эрозией желудочно-кишечного тракта, дискинезией желчевыводящих путей и панкреатитом. К ним относятся, прежде всего, лямблиоз и энтеробиоз, на втором месте - описторхоз, гименолипедоз, аскаридоз, тениоз, тениаринхоз и т.д. Каждый паразит тропен (т.е., живет) к определенному отделу желудочно-кишечного тракта и имеет свои клинические проявления, но любой паразитоз обязательно будет сопровождаться различными аллергическими реакциями и разнообразными сыпями.
В школах обязательное горячее питание получают только школьники младших классов, а учащиеся старших классов получают только экспресс-завтраки. Происходит замена горячего питания буфетной продукцией и остается неудовлетворительным ассортимент школьных буфетов, которыми, как правило, пользуется большинство старшеклассников. Число учащихся старших классов, получающих горячее питание в школах (как льготное, так и по себестоимости) во многих регионах не превышает 10-20%.
Организация питания школьника в течение дня
Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.
Типовые режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены.
Первая смена
7.30 - 8.00 Завтрак дома
10.00 - 11.00 Горячий завтрак в школе
12.00 - 13.00 Обед дома или в школе
19.00 - 19.30 Ужин дома
Вторая смена
8.00 - 8.30 Завтрак дома
12.30 - 13.00 Обед дома (перед уходом в школу)
16.00 - 16.30 Горячее питание в школе
19.30 - 20.00 Ужин дома
Основные медико-биологические требования:
- Школьный рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25% и 35% суточной потребности соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности.
Рационы должны быть распределены по своей энергетической ценности, содержанию белков, жиров и т.п. в зависимости от возраста.
- Необходимо соблюдение режима питания - завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (10-11 часов), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе) и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна).
- Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.).
К сожалению, выполнения всех требований современной школой ждать не приходится. Кроме того, совершенно не представляется возможным учесть индивидуальные особенности каждого подростка. Поэтому многое в этом направлении дети и их родители должны сделать сами.
Обратим внимание на то, как мы завтракаем дома. Нередко дети плохо завтракают перед школой или вовсе отказываются от еды. Это обязательно плохо скажется на их здоровье. С другой стороны, в этом непростом возрасте насильно решить проблему невозможно, да и не стоит. Как же ребенку получить полноценное питание, которое ему просто необходимо? Взрослым следует понаблюдать за вкусовыми предпочтениями подростка и постараться предложить школьнику на завтрак что-нибудь полезное и вкусное. Объяснить ему, почему так важно поесть перед школой.
Пища для завтрака не должна быть «тяжелой», перенасыщеной жирами. Это может быть рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно - какие-нибудь овощи. Можно дополнить меню чаем, какао с молоком или соком.
Найдите время – заверните второй завтрак для ребенка с собой в школу. Можно сделать бутерброд с отварным мясом или сыром, предложить взять йогурт, рогалики, пирожки, булочки, приготовить сырники, запеканки, блинчики с мясом или картошкой и т.д. Осенью особенно хороши яблоки, груши, огурец или морковь. С собой школьник может взять сок, компот или чай.
Очень важно учитывать, что некоторые продукты могут быстро испортиться при комнатной температуре. Особенно это касается мясных продуктов. Несвежая вареная колбаса только навредит желудку. Особенно эта тема актуальна для холодного времени года, когда в школах включают отопление, и продукты портятся быстрее.
Но «школьный бутерброд» не может заменить полноценного обеда. Поэтому важно объяснить ребенку, особенно если он остается после уроков на «продленку», что очень важно и полезно есть «горячее». Если же ребенок находится на занятиях до часу или до двух, а затем отправляется домой, взрослые должны позаботиться о том, чтобы дома его ждали традиционные «первое, второе и компот»!
- 0
- 32830
Источник
Приобрести эффективные лекарства для лечения этого заболевания
Обсудить в сообществах раздела Педиатрия
Материалы по теме
-
0