Что такое синдром Аспергера? Каковы проявления синдрома Аспергера? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.
Синдром
Аспергера
Проявления синдрома
Аспергера
Синдром
Аспергера
Синдром
Аспергера - одно из пяти первазивных (общих) нарушений развития, иногда
считающееся одной из форм высокофункционального аутизма (то есть
аутизма, при котором способность функционировать относительно
сохранна). Упрощённо можно сказать, что лица с синдромом Аспергера
обладают как минимум нормальным интеллектом, но нестандартными или
слаборазвитыми социальными способностями; часто из-за этого их
эмоциональное/социальное развитие и интеграция происходят позже
обычного. Термин «Синдром Аспергера» был предложен английским
психиатром Лорной Уинг (Lorna Wing) в публикации 1981 г. Синдром
получил название в честь австрийского психиатра и педиатра Ханса
Аспергера (Hans Asperger), который сам использовал термин «аутистическая психопатия». Согласно первоначальным описаниям самого
Аспергера, синдром характеризуется трудностями социальной интеграции
детей в группы общения со сверстниками, что свойственно здоровым детям.
В этом отношении такие дети напоминают больных с синдромом Каннера, но
отличаются от них достаточной сохранностью речи и большим развитием
интеллекта, а также более благоприятным прогнозом болезни в целом.
Проявления синдрома
Аспергера
Как и другие формы детского аутизма, синдром
Аспергера начинается в раннем детском возрасте, но диагностируется
нередко только при поступлении больных в школу, когда очевидной
становится трудность во взаимоотношениях с другими детьми.
В дальнейшем
ограниченность общения нарастает, при этом достигая степени полного
отрыва от реальности, хотя чаще отношения с внешним миром для таких
детей неоднозначны - одни факторы реального окружения могут быть для
них значимы, другие имеют меньшее значение, а третьи вообще
несущественны (для нормально развивающегося ребенка они имеют равную
значимость).
Общие интересы со сверстниками не привлекают таких детей. Обычно они
замещаются особыми интересами «заумного», отвлеченного характера.
Стремление решения вопросов о «жизни», «мироздании» и т. п. сочетается
у этих детей с нелепым собирательством железок, картинок и других
предметов, не представляющих никакой ценности. Несмотря на трудности
общения, составляющие сущность аутизма, интеллект и речь больных
остаются достаточно сохранными. При средних значениях IQ более высокими
являются показатели вербального теста Векслера. У этих детей достаточно
развито логическое мышление, хотя в мышлении могут обнаруживаться
тенденции к рассуждательству, символизму и амбивалентности заключений.
Речь при всей ее грамматической правильности обычно не направлена к
собеседнику, изменены и ее мелодика, и темп. Знания трудно
репродуцируются и крайне неравномерны. Активное и пассивное внимание
неустойчивы. Побуждения к действию неадекватны целям и аутистические
интересы в этом случае преобладают; именно на их выполнение больные
направляют основную энергию. Побуждения же к целенаправленно
В дальнейшем
ограниченность общения нарастает, при этом достигая степени полного
отрыва от реальности, хотя чаще отношения с внешним миром для таких
детей неоднозначны - одни факторы реального окружения могут быть для
них значимы, другие имеют меньшее значение, а третьи вообще
несущественны (для нормально развивающегося ребенка они имеют равную
значимость).
Общие интересы со сверстниками не привлекают таких детей. Обычно они
замещаются особыми интересами «заумного», отвлеченного характера.
Стремление решения вопросов о «жизни», «мироздании» и т. п. сочетается
у этих детей с нелепым собирательством железок, картинок и других
предметов, не представляющих никакой ценности. Несмотря на трудности
общения, составляющие сущность аутизма, интеллект и речь больных
остаются достаточно сохранными. При средних значениях IQ более высокими
являются показатели вербального теста Векслера. У этих детей достаточно
развито логическое мышление, хотя в мышлении могут обнаруживаться
тенденции к рассуждательству, символизму и амбивалентности заключений.
Речь при всей ее грамматической правильности обычно не направлена к
собеседнику, изменены и ее мелодика, и темп. Знания трудно
репродуцируются и крайне неравномерны. Активное и пассивное внимание
неустойчивы. Побуждения к действию неадекватны целям и аутистические
интересы в этом случае преобладают; именно на их выполнение больные
направляют основную энергию. Побуждения же к целенаправленной
деятельности недостаточны. Поэтому поведение больных в целом определяют
импульсивность, противоположные аффекты и желания, отсутствие единства
и внутренней логики. Характерен внешний облик таких детей: обращает на
себя внимание отрешенное выражение обычно красивого лица («лицо
принца») с бедной мимикой, взглядом, обращенным мимо собеседника, и
неожиданной фиксацией взора на случайных предметах и окружающих лицах.
Нередко выражение лица становится сосредоточенно-самоуглубленным (брови
сдвинуты, взгляд направлен как бы внутрь себя). Выразительных
мимических движений мало, жестикуляция обеднена.
Моторика угловатая,
движения недостаточно гармоничные и неловкие. Отмечаются также
стереотипии (например, раскачивания); временами стереотипные движения
могут быть весьма пластичными (и даже «сверхпластичными»).
Аутистические игры часто определяются непреодолимыми влечениями к ним.
Для больных с синдромом Аспергера характерна привязанность к дому,
сочетающаяся с отсутствием привязанность к близким. На фоне описанных
психических особенностей возможно развитие аффективных расстройств,
стертых навязчив остей, появление ипохондрических жалоб, фобий. Такого
рода нарушения обычно возникают в периоды физиологических кризов,
иногда под влиянием травмирующих внешних факторов. О течении синдрома
Аспергера судить трудно, так как пока не существует достаточно широких
клинических катамнестических исследований. Известно, однако, что
больные с этим синдромом могут обучаться в обычной школе (хотя они
пребывают в школьном коллективе обособленно и считаются
эксцентричными), но чаще более адекватным для них является обучение в
специальных школах для детей с поведенческими девиациями. В дальнейшем
относительно достаточное развитие формальных функций интеллекта
сочетается с нарушениями социальной адаптации и недостаточно полным
использованием полученных знаний.
Существуют наблюдения, что у больных
с синдромом Аспергера нередко развиваются обсессивно-компульсивные и
биполярные аффективные расстройства. Происхождение синдрома
Аспергера, так же как и раннего детского аутизма, остаются неясными.
Наибольшее значение придается генетическим факторам, обусловливающим
врожденный характер нарушений. Об этом свидетельствуют факты накопления
случаев данного синдрома в семьях больных с этим расстройством и иногда
повышенная частота секундарных случаев не только синдрома Аспергера, но
и раннего детского аутизма. Но наряду с представлениями о генетической
обусловленности этого синдрома многие психиатры допускают, что он
возникает в результате пренатального и перинатального повреждения ЦНС (центральной нервной системы).
По материалам статьи «Синдром Аспергера».