Раннее выявление нарушений развития
Как предупредить нарушения в развитии? Как вовремя заметить, что с ребенком что-то происходит?
Выдающимися психологами и педагогами доказана важность раннего возраста, когда психика ребенка наиболее чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием. В первый год жизни начинается активное формирование двигательных навыков, эмоций, интеллекта, речи и личности. Это период самого бурного развития всех функций организма, что обусловлено ростом и невероятной пластичностью детского мозга.
К сожалению, в последнее время возрастает количество детей с задержками речевого и психического развития. Практика показывает, что часто эти нарушения обнаруживаются родителями лишь в предшкольном и школьном возрасте, когда ребенок при обучении начинает отставать от сверстников, не успевает по программе. А ведь выявить нарушения такого рода можно уже в раннем возрасте, и при грамотно построенной коррекционной работе к школе решить проблему. Также важно определить состояние эмоционально-волевой сферы, не забудьте и про зрения и слух малыша - от них во многом зависит весь дальнейший ход психического развития вашего ребенка.
Зачастую родители, заметив какие-либо настораживающие моменты в развитии малыша, обращаются к врачу - и это правильно. Однако при этом упускаются из виду такие важные моменты, как педагогическая диагностика и коррекция.
Ведь мы знаем о том, что организм - это взаимосвязанная система. И нарушение какого-либо звена в развитии окажет влияние на всю систему вцелом, обеспечив при этом дополнительные вторичные проблемы. К примеру, нарушение слуха - это не только медицинская проблема, но и педагогическая, так как сразу вылечить его невозможно. А тем временем ребенок растет, развивается. Поэтому перед педагогом стоит серьезная задача: научить его жить с этим и быть максимально приспособленным к окружающему миру.
Психическое развитие малыша строится на базе сенсорного развития - через органы чувств (зрение, слух, тактильное восприятие).
Ребенок учится, когда прикасается к чему-то, слушает и общается. Занимаясь с малышом, мама обеспечивает ему именно такую зрительную, слуховую и тактильную стимуляцию, которая позже обеспечит взаимодействие этих систем и подготовит базу для обучения.
Напомним, что тактильная чувствительность - это ощущения, исходящиеот рецепторов кожи. Она неразрывно связана с движением. Поэтому важно держать ребенка на руках, гладить ручки и ножки, чтобы он начинал узнавать свое тело, ощущать его. Также тактильный контакт с родными важен и для эмоционального развития ребенка.
Видя маму, ребенок начинает общаться с нею: активно двигается, улыбается, гулит. Все эти признаки - важный момент в нормальном развитии ребенка. Зрительный анализатор также включается в работу, когда мама начинает разговаривать с ребенком. Исследования показывают, что дети, наблюдающие за лицом мамы во время разговора, начинают звукоподражать гораздо быстрее. Многие специалисты рекомендуют в поле зрения ребенка развешивать картины, карты, азбуку, цветные таблицы.
Помимо стимуляции органов чувств важно изначально верно построить отношения с ребенком. Это позволит избежать многих, к сожалению, распространенных, психологических, а иногда и психических проблем. С самого раннего возраста необходимо относиться к малышу, как к отдельной личности, помните, что ребенок - это не ваше повторение, а другой человек, отдельный мир. Относиться к ребенку, как к личности - значит воспринимать его как собеседника, действовать в его интересах, быть доступным для общения с ребенком, помнить, что мальчик - это будущий мужчина, а девочка - это будущая женщина.
Таким образом, активно общаясь с ребенком и отслеживая уровень его развития, мама имеет возможность вовремя обратиться за помощью к специалисту и предотвратить негативное влияние дефекта на общее развитие, избежать вторичных отклонений, вызванных им.
Игры для развития познавательной сферы
Игры для развития познавательной сферы, которая является психологической базой для развития многих навыков.
Кубики с прорезями развивают зрительное восприятие. Задача - соотнести форму объемной фигуры с прорезью такой же формы. Предлагается детям с трех лет. В этом возрасте ребенок будет действовать методом проб и ошибок, а к пяти годам он должен уметь выполнять задание при зрительном соотнесении.
Мяч развивает общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, произвольное и непроизвольное внимание, быстроту реакции. Мяч можно привлекать при решении практически любой развивающей задачи (например, при развитии памяти или фонематического слуха, расширении словарного запаса, автоматизации звуков и т.д.). Особенно подвижные игры с мячом рекомендуется использовать при работе с чрезмерно подвижными детьми. С помощью игр с мячом энергию детей можно направить в нужное русло, структурируя их деятельность, придавая ей целенаправленный характер.
Набор геометрических фигур разной формы (квадраты, треугольники, круги). Предлагаем разложить их по группам. В этом задании развиваются способности объединять предметы по общему признаку (совершать простейшие обобщения). Также фигуры используются для развития счетных операций, моторики и конструирования.
Пирамидка - с ее помощью можно работать сразу по нескольким направлениям:
- восприятие величины колец - учимся классифицировать предметы от большого к маленькому, понятия "большой - маленький";
- восприятие цвета - отрабатываем основные названия цветов предметов по названию;
- счет (пересчет колец);
- развитие памяти (какого цвета кольцо спрятано);
Пирамидкой можно начинать играть с 1,5 - 2-х лет. К 2,5 - 3 годам ребенок должен уметь собирать пирамиду с учетом величины колец.
Более простым пособием, чем пирамида являются бочонки, вкладывающиеся друг в друга. Ими начинаем работать в 1 - 1,5 года.
После того, как научились собирать бочонки, можно переходить к матрешке из трех - четырех элементов. Позже доходим до шести. Здесь мы можем наблюдать понимание инструкции, разумность и последовательность действий, учет размеров частей матрешки. К пяти годам дети способны собирают шестисоставную матрешку.
Мягкий конструктор используется для развития моторики пальцев рук, зрительного восприятия и таких мыслительных процессов, как анализ и синтез. Анализ - это расчленение целого на части, а синтез - это составление целого из частей. Эти процессы развиваются у ребенка с одного года, когда он стремится сломать игрушки, посмотреть, что у них внутри. Задача малыша, собирающего мягкий конструктор, правильно соотнести части между собой, собрав из них целое.
- 2
- 37040
Источник
Приобрести эффективные лекарства для лечения этого заболевания
Обсудить в сообществах раздела Дети: развитие и воспитание
Материалы по теме
-
0