Развитие дошкольников
Какое значение имеют игры для развития дошкольников? Какие навыки приобретают дошкольники в играх? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.
Дошкольные занятия
Лет
двадцать назад большинство детей шли в школу, не умея ни читать,
ни писать, ни считать. Всему этому дети обучались в школе, и их
интеллектуальное развитие от этого совсем не страдало. Сейчас ситуация
изменилась.
Для того, чтобы ребёнка приняли в хорошую школу (а значит, для того,
чтобы он получил приличное образование, а потом удачно устроился
в нашей трудной жизни) ему уже в 6 лет нужно выдержать солидный
экзамен на «готовность».
Поэтому родители спешат как можно раньше начать его обучение. Так
называемое «раннее развитие» в наши дни очень популярно
и модно. Детей чуть ли не с рождения учат читать, считать до 100
и обратно, учат иностранному языку, логике, риторике, грамматике,
математике и пр. И родители за такое дошкольное образование готовы
платить немалые деньги - ведь для будущего ребёнка ничего не жалко!
А воспитатели в соответствии с законами рыночной экономики, охотно
идут навстречу потребителю (т.е.родителю) и учат.
В результате система дошкольного воспитания всё более превращается
в низшую ступень школьного обучения.

Даже заучив какие-либо термины и формулировки, дети не понимают их и не могут использовать. Так, например, заучив названия отдельных месяцев или дней недели, они не знают, какое сейчас время года, или, запомнив на занятиях названия предлогов (над, под, сверху и пр.), они не используют их в своих действиях.
Такие заученные знания, оторванные от реальной жизни детей, остаются бссмысленными речевыми штампами. Несмотря на огромные усилия педагогов и умственное истощение дошкольников, их готовность к школе остаётся весьма сомнительной.
Дети не могут учиться, только потому, что этого хотят взрослые. И не потому, что они ленивые и непослушные, а потому что они дети. И беда не в том, что они ничего не приобретают от такого преждевременного обучения, а в том, что они теряют необыкновенно важные возможности, которые открывает перед ними дошкольное детство.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая и Дело в том, что в силу своих психологических особенностей дети дошкольного возраста (до 7 лет) не способны к осознанной и целенаправленной учебной деятельности.
Даже заучив какие-либо термины и формулировки, дети не понимают их и не могут использовать. Так, например, заучив названия отдельных месяцев или дней недели, они не знают, какое сейчас время года, или, запомнив на занятиях названия предлогов (над, под, сверху и пр.), они не используют их в своих действиях.
Такие заученные знания, оторванные от реальной жизни детей, остаются бссмысленными речевыми штампами. Несмотря на огромные усилия педагогов и умственное истощение дошкольников, их готовность к школе остаётся весьма сомнительной.
Дети не могут учиться, только потому, что этого хотят взрослые. И не потому, что они ленивые и непослушные, а потому что они дети. И беда не в том, что они ничего не приобретают от такого преждевременного обучения, а в том, что они теряют необыкновенно важные возможности, которые открывает перед ними дошкольное детство.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая иницативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.
Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.
Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют
играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени
на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен
различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа.
Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно
и спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели
стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или
прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют,
что дошкольники не умеют и не хотят играть.
Это действительно так. Игра не возникает сама собой, а передается
от одного поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее
время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские
сообщества - в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как
исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть,
да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются
детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников,
а вместе с ней уходит и само детство.
Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается
на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно,
именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции,
общение, воображение, сознание ребёнка.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается
в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым
правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное
удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным,
превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически
единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу
и творческую активность.
И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать
себя, понимать, что они делают, и (наверное это главное) хотеть
действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре
(а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря
на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки,
салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил
игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить
своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или
образом правильного поведения.
А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает
ребёнка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение
осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные
дети не овладевают правилами поведения - бытовыми, учебными, коммуникативными,
дорожного движения и пр. Однако, эти правила исходят извне, со стороны
взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к
ним.
Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они добровольно
и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому
в них представление о том, что и как надо делать слиты с желаниями
и эмоциями. В развитой форме игры дети сами хотят действовать правильно.
Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных
детей игра перестаёт быть «школой произвольного поведения»,
но никакая другая деятельность для ребёнка 3-6 лет выполнить эту
функцию не может.
А ведь произвольность - это не только действия по правилам, это
осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя
свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате
их поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от
окружающих взрослых.
Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами
организовать свою деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются,
толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не развито
воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность
мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом
для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии,
что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом
возрасте. Между тем и родителей, как правило, мало волнуют эти проблемы.
Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия
ребёнка считается степень готовности к школе, которая выражается
в умении считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого.
Такая «готовность» не только не способствует, но и препятствует
нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными учебными
занятиями в детском саду, дети часто не хотят в школу, или теряют
интерес к учёбе уже в младших классах.
Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2-3 месяца
школьной жизни - таких «готовых» детей уже не надо учить
читать и считать. Но как только нужно проявить самостоятельность,
любознательность, способность решать и думать - эти дети пасуют
и ждут указаний взрослого. Надо ли говорить, что такая пассивность,
отсутствие интересов и самостоятельности, внутренняя пустота будет
иметь весьма печальные результаты не только в школе.
По материалам статьи «Значение игры для развития дошкольника».
- 0
- 42349
Источник
Приобрести эффективные лекарства для лечения этого заболевания
Материалы по теме
-
1