Ребенок-олигофрен. «Неизлечим» не значит «обречен»
Умственная отсталость это особенность развития,которая сопровождает ребенка всю его жизнь и с которой маленькому человеку предстоит научиться жить в мире, увы, не приспособленном к потребностям людей с ограниченными возможностями. И задача, которая стоит перед родителями адаптировать такого ребенка в обществе.
Термин «умственная отсталость», или «олигофрения» (дословный перевод – «малоумие»), применяется в психиатрии с 1915 года. Согласно определению, принятому в отечественной психиатрии, олигофрения – это нарушение психического развития (в первую очередь, интеллектуального), связанное с поражением нервной системы.
В нашей стране с советских времен существовала система отделения «особых детей» от «нормального» общества. В итоге даже дети с относительно легкими нарушениями довольно быстро превращались в инвалидов, неспособных к самостоятельной жизни. Малыши с диагнозом «олигофрения» при таком подходе вынуждены жить в замкнутом мире, они не видят своих здоровых сверстников, не общаются с ними, им чужды интересы, увлечения обычных детей.
В свою очередь, здоровые малыши тоже не видят тех, кто не соответствует «стандарту», и, встретив на улице человека с ограниченными возможностями, не знают, как к нему относиться, как реагировать на его появление в «здоровом» мире.
Зачастую такой ребенок попадает в больницу. На госпитализации настаивает участковый педиатр, да и администрация детских учреждений требует заключения врачебной комиссии.
Для любого специалиста, имеющего дело с таким малышом, характерно стремление помочь ему, используя для этого все доступные способы. Поэтому если с ребенком работает врач, то основной, привычный и доступный ему способ помощи – госпитализация для обследования и лечения сопутствующих заболеваний (в том числе, и нервной системы), которые, как правило, встречаются у детей с олигофренией. Но при этом ребенок попадает в замкнутый мир больницы, где его окружают такие же малыши, не спо Если ребенок с подобной патологией живет дома, то сама ситуация стимулирует его осваивать разные навыки, он стремится общаться со сверстниками, играть, учиться. Однако на практике происходит так, что малыша с диагнозом «олигофрения» отказываются принимать в обычный детский сад, школу, хотя право на образование имеет каждый ребенок, и предлагают обучение в специализированном учреждении или лечение.
Зачастую такой ребенок попадает в больницу. На госпитализации настаивает участковый педиатр, да и администрация детских учреждений требует заключения врачебной комиссии.
Для любого специалиста, имеющего дело с таким малышом, характерно стремление помочь ему, используя для этого все доступные способы. Поэтому если с ребенком работает врач, то основной, привычный и доступный ему способ помощи – госпитализация для обследования и лечения сопутствующих заболеваний (в том числе, и нервной системы), которые, как правило, встречаются у детей с олигофренией. Но при этом ребенок попадает в замкнутый мир больницы, где его окружают такие же малыши, не способные самостоятельно овладеть необходимыми навыками. От степени тяжести нарушения зависит, будет это способность полноценно общаться со сверстниками и осваивать школьную программу или ребенок не сможет сам научиться есть ложкой из тарелки, одеваться. Основное, что предлагает ребенку медицинское учреждение, это лечение. Квалифицированной педагогической помощи, своевременного обучения он не получает. А если и получает, то в минимальном объеме. В семье малыш может наблюдать за старшим братом или сестрой, за соседскими детьми и стремится научиться играть, говорить, читать так же, как они. В больнице у ребенка нет такого примера, и он вместе другими детьми довольствуется примитивными играми и общением с помощью жестов.
Конечно, если малыш попал в больницу на определенное время (для проведения курса лечения или диагностики), то по возвращении домой у него будет возможность в некоторой степени восполнить недостаток общения, заботы и правильного обучения. Но есть дети, которые живут в такой замкнутой системе постоянно – это те, от которых отказались родители, узнав, что ребенок родился «больным» «не таким, как все».
Существовавшая раньше система изоляции «особых детей» приводила к тому, что даже малыши с относительно легкими нарушениями довольно быстро превращались в инвалидов, неспособных к самостоятельной жизни. Если ребенок живет дома, то эта ситуация сама стимулирует его осваивать разные навыки, он стремится общаться со сверстниками, играть, учиться.
В последнее время наметилась тенденция воспитывать детей с разными нарушениями развития дома, в семье. Если раньше (20--30 лет назад) маму еще в роддоме уговаривали оставить «неполноценного» ребенка, сдать его в учреждение собеса, то теперь все больше детей-олигофренов оказывается под опекой любящих родителей, готовых бороться за их развитие и адаптацию в обществе. С помощью близких людей такой ребенок имеет возможность претендовать на образование, лечение (в случае, если это необходимо), общение со сверстниками.
Практика показывает, что даже самые «тяжелые» дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности. Малыши, не умеющие говорить, плохо понимающие речь окружающих, с интересом смотрят на детей и взрослых вокруг, начинают интересоваться игрушками, в которые играют их сверстники. Через простые, доступные им игры начинается взаимодействие с педагогом, а потом – обучение ребенка тем навыкам, которые впоследствии окажутся для него необходимыми (есть ложкой, пить из чашки, одеваться).
Конечно, нельзя рассчитывать, что малыш с тяжелым нарушением интеллекта сможет преодолеть эту проблему полностью. Работа разных специалистов (педагога, психолога, врача и других) направлена на то, чтобы дать ребенку шанс максимально развить те способности, которые возможно. Замечательно, если ребенок с неглубоким нарушением интеллекта сможет поступить в массовую школу около дома, где внимательная учительница с пониманием отнесется к его проблемам и поможет освоить доступную ему часть программы, удержаться в коллективе одноклассников, не превратившись в изгоя и «классного дурачка». Хорошо, если малыш, не говоривший до семи лет, научится пользоваться речью для общения, сможет объяснить маме, чего он хочет. Неплохо, если ребенок, долгое время не обращавший внимания на окружающих его людей и предметы, начнет смотреть и доступным ему способом реагировать на происходящие события – тогда мама сможет понять, что нужно ее малышу, что он любит или почему вдруг заплакал.
Согласно существующему законодательству, все граждане имеют право на труд. Инвалиды – не исключение. Действительно, они имеют право получить рабочее место, выполнять ту работу, на которую способны, и получать за это зарплату.
На практике это очень трудно реализовать. Действительно, для того, чтобы человек с ограниченными возможностями мог работать, нужны специальные условия. То, что обычные люди выполняют легко, с минимальными затратами времени и сил, инвалид будет делать гораздо дольше, возможно, сделает больше ошибок, ему надо будет чаще отдыхать. Естественно, работодатели предпочитают брать на вакантные места здоровых людей. Значит, кроме права инвалида на труд нужен еще и механизм реализации этого права. Например, рабочие места, на которые охотно будут брать людей с ограниченными возможностями.
Существует точка зрения, что инвалиду не нужно работать – он не такой, как все, ему трудно выполнять простейшие действия, поэтому общество должно предоставить ему не работу, а содержание, льготы и освобождение от различных обязанностей. Такой подход может только дискриминировать человека с ограниченными возможностями. Все дети, с раннего возраста стремятся вырасти и стать кем-то, они мечтают о карьере космонавта, учителя и т.д. Потом стремления детей меняются, и в определенный момент они выбирают себе профессию. Общество, дающее инвалиду только льготы, стремится лишить его этой мечты, а вместе с ней возможности личностного роста, уважения к себе. Он обречен навсегда оставаться ребенком, потребителем, получающим от общества жилье, пищу, одежду и ничего не давать взамен.
Такую ситуацию необходимо изменить, и начать надо с отношения общества к «другим» людям. Заключение медицинской комиссии «нетрудоспособен» не означает, что инвалид не имеет права работать. Нет, оно скорее указывает, что он не способен трудиться на обычном рабочем месте, и ему необходимы особые условия для работы.
Важно, чтобы для каждого ребенка – «нормального», одаренного, с ограниченными возможностями – был заранее определены вехи, которые он пройдет в жизни. Родители должны быть уверены, что для их малыша существует детский сад, в котором он будет играть и учиться общению с детьми, школа, где он получит необходимые ему знания, работа, которую он будет выполнять с удовольствием и с ощущением, что он нужен обществу. А разделение людей на так называемых «нормальных», «одаренных» и «инвалидов» должно быть не критерием «отбраковывания» одних и продвижения других, а способом выбора их жизненного пути.
По материалам статьи психолога Ирины Константиновой «Ребенок-олигофрен. Неизлечим не значит обречен»
- 0
- 39871
Источник
Приобрести эффективные лекарства для лечения этого заболевания
Материалы по теме
-
0