Современные взгляды на старые проблемы
Современные взгляды на факторы риска возникновения заболевания спорадического рака яичников
В литературе часто указывается, что в Западной Европе и США рак яичников занимает третье место по частоте среди злокачественных опухолей женского полового тракта. В целом это пятый по частоте и по причинам смертности из всех злокачественных новообразований рак после рака молочной железы, колоректального рака, рака легкого и желудка. Однако по показателям смертности в течение первого года с момента выявления заболевания и по показателю позднего выявления заболевания рак яичников, безусловно, лидирует.
О современных взглядах на факторы риска возникновения заболевания спорадического рака яичников мы поговорим с Максимом Марковичем Высоцким, ведущим врачом-акушером-гинекологом высшей категории, д.м.н., профессором, членом национальной ассоциации гинекологов эндоскопистов России.
Кор.: Максим Маркович, насколько это заболевание грозное? Какие факторы влияют на его возникновение? Кто входит в группу риска?
Максим Маркович: Средний возраст установления диагноза спорадического рака яичников равен 58 годам.
Частота заболевания возрастает до 75 лет, после чего начинается снижение.Предполагается, что ряд репродуктивных факторов серьезно влияет на частоту рака яичников. Самым значимым защитным фактором является частота доношенных беременностей. Есть данные, что риск заболевания снижается с каждой доношенной беременностью на 13-19 %. Вообще говоря, риск снижается при каждой беременности, доношенной или прерванной, просто при беременности, завершившейся родами и грудным вскармливанием, снижение риска больше. Однако ряд ученых, занимающихся этой проблемой, указывает на повышение риска рака яичников, если возраст первой беременности был менее 19 лет, по сравнению с первой беременностью после 25 лет. Дополнительными факторами риска считают наступление первой менструации (менархе) до 11 лет, позднее вступление в период постменопаузы (после 55 лет), поздний возраст первой беременности (после 35 лет). Общепринятым является и представление о бесплодии как о дополнительном факторе риска рака яичников. Женщины с необъяснимым бесплодием имеют значительно больший риск заболеть раком яичников. Прекращение овуляции и нормализация гормонального фона приводит к снижению частоты рака яичников. Это классические эпидемиологические данные для женщин, получающих монофазную гормональную контрацепцию. Известно, что пики заболеваемости новообразованиями яичников приходятся на возраст гипергонадотропинемии 58 – 75 лет (гипергонадотропинемия - патологическое повышение содержания фолликулостимулирующего и лютеинизирующего гормонов), нормализация гормонального фона приводит к снижению частоты возникновения опухолей яичников.
Использование оральных контрацептивов более 5 лет наполовину снижает частоту рака яичников. Фундаментальное руков
Однако ряд ученых, занимающихся этой проблемой, указывает на повышение риска рака яичников, если возраст первой беременности был менее 19 лет, по сравнению с первой беременностью после 25 лет. Дополнительными факторами риска считают наступление первой менструации (менархе) до 11 лет, позднее вступление в период постменопаузы (после 55 лет), поздний возраст первой беременности (после 35 лет). Общепринятым является и представление о бесплодии как о дополнительном факторе риска рака яичников. Женщины с необъяснимым бесплодием имеют значительно больший риск заболеть раком яичников. Прекращение овуляции и нормализация гормонального фона приводит к снижению частоты рака яичников. Это классические эпидемиологические данные для женщин, получающих монофазную гормональную контрацепцию. Известно, что пики заболеваемости новообразованиями яичников приходятся на возраст гипергонадотропинемии 58 – 75 лет (гипергонадотропинемия - патологическое повышение содержания фолликулостимулирующего и лютеинизирующего гормонов), нормализация гормонального фона приводит к снижению частоты возникновения опухолей яичников.Использование оральных контрацептивов более 5 лет наполовину снижает частоту рака яичников. Фундаментальное руководство ВОЗ по опухолям женских гениталий и молочной железы (WHO Classification of Tumours, 2003) подчеркивает возможность снижения риска рака яичников при применении оральной контрацепции и большого количества родов.
Применение заместительной гормональной терапии в постменопаузе не позволяет получить однозначные данные о влиянии на риск развития рака яичников. В целом заместительная гормональная терапия не повышает риск.
Кор.: Влияет ли на возникновение этого заболевания стиль жизни, продукты питания?
Максим Маркович: Довольно острые дискуссии ведутся о роли диетических факторов риска в генезе рака яичников. Классические данные о высокой частоте рака яичников в странах с западным стилем жизни и питания трудно оспорить. Например, эпидемиологи пытаются найти объяснение повышению частоты рака яичников у японок, переехавших в США. Бурные споры по прежнему вызывает роль молочных продуктов, кофе, растительной клетчатки, витамина А и селена.
Многие общебиологические звенья механизма возникновения и развития болезни нейроэндокринных опухолей значительно изменились в процессе эволюционного развития человека. Так, например, для современных женщин по сравнению с жителями времен неолита характерно более раннее начало менархе, меньшее число родов, более позднее вступление в период постменопаузы, частый и ранний отказ от грудного вскармливания. На примере примитивных племен показано, что там, где приходится добывать продовольствие самостоятельно, возраст наступления у женщины менархе равен приблизительно 16 годам (вероятно на это влияет медленный прирост массы тела и жировой клетчатки), а средний возраст первых родов 19,3 года. Интервал между началом менархе и первыми родами для женщин примитивных племен охотников-собирателей составляет 3,5 года, а для современной женщины – 14 лет. Возможно, большинство событий последующей репродуктивной жизни закладываются довольно рано. Продолжительность лактации у женщин примитивных и им подобных групп составляет 3-4 года в связи с отсутствием жидкой пищи для докорма детей. Длительная лактация обеспечивает необходимый интервал между родами. В индустриально развитых странах возраст менархе – 12.5-13 лет. В США число женщин, впервые рожающих в возрасте старше 30 лет, возросло в 4 раза, а возраст менопаузы вырос с 48,5 до 51,5 года, т.е. вступление в период постменопаузы сместилось в возраст более 52 лет. Именно раннее менархе, поздняя менопауза, нереализованное репродуктивная функция и ограничение лактации составляет группу репродуктивных факторов риска опухолей. Все эти факторы тем или иным образом связаны с гипергонадотропинемией и «непрерывной овуляцией».
Исследования ученых показывают, что высокий рост и увеличение массы тела ассоциированы с повышенным риском опухолей яичников, особенно у нерожавших, что, по мнению авторов этих исследований, связано с повреждением покровного эпителия яичников в результате непрерывной овуляции. Результаты этих исследований показали связь роста и массы тела с риском развития рака яичников. Включив в свое исследование 1,1 миллион женщин в возрасте от 14 до 74 лет в период с 1963 по 1999 годы, авторы выявили, что повышенный риск рака яичников имеют женщины, имевшие избыточный вес в детстве или молодом возрасте. У женщин старшего возраста такой закономерности выявить не удалось. Удалось установить связь между ростом и риском рака яичников, особенно эндометриоидного, для женщин моложе 60 лет.
Особенности питания, физической активности, а также, возможно, некоторые социальные привычки, например злоупотребление кофе, относятся к внерепродуктивным факторам риска. Исследований, касающихся физической активности не так много и их данные также противоречивы. Защитную роль обычной физической активности на снижение частоты рака яичников доказать не удалось. Под обычной физической активностью понимается рядовая нагрузка, исключающая и снижение веса, и снижение конверсии гормонов в жировой клетчатке.
Из факторов питания, по мнению многих исследователей, наиболее значимым является содержание жира в пище. Так, в Японии, где в среднем доля жира составляет менее 19% от общей калорийности рациона, заболеваемость раком яичников одно из самых низких в мире, а, например, в США количество жира в пище часто превышает 45%, а проблема рака яичников далека от своего разрешения. Исследователи обращают внимание на то, что особенно важно низкое содержание жира в пище в молодом возрасте. Установлено также, что в диете людей эпохи палеолита жир составлял до 20-25 % энергетических поступлений. Полагают, что потребление продуктов, богатых клетчаткой, способствует снижению частоты репродуктивных опухолей. С одной стороны, снижается резорбция эстрогенов в кишечнике, но с другой стороны, такая диета содержит предшественники лигнина, которые после обработки кишечными бактериями абсорбируются как слабые эстрогены. Эти субстанции совместно с фитоэстрогенами стимулируют синтез половых стероидов связывающего глобулина (ПССГ) в печени, снижая уровень свободных стероидных гормонов.
Кор.: Максим Маркович, а никотин и алкоголь могут повлиять на возникновение опухолей яичников?
Максим Маркович: В литературе обсуждается употребление алкоголя и табакокурения на частоту возникновения злокачественных опухолей яичников. И некоторыми учеными было показано увеличение частоты рака яичников у курящих, однако, для алкоголя таких закономерностей не получено. Оценивая роль активного и пассивного курения в качестве факторов риска рака яичников, исследователи пришли к парадоксальным результатам. Сниженный риск рака яичников наблюдался у некуривших, но подверженных так называемому «пассивному курению», бросивших курить и курящих. При этом защитный эффект наблюдался у умеренно и сильно курящих. Авторы предположили, что за эти эффекты могут быть ответственны какие-то механизмы, разрушающие канцерогены.
Следовательно, в механизме возникновения и развития спорадических форм новообразований яичников основное внимание необходимо уделять гипергонадотропинемии, непрерывной овуляции, проблемам репродуктивного и пищевого поведения, начиная с раннего детства.
Кор.: Спасибо, Максим Маркович за столь подробный и интересный рассказ.
Рак излечим. Сегодня этот диагноз не приговор, а сигнал к немедленному началу лечения. Важна своевременная диагностика. Чем раньше поставлен диагноз, тем выше шанс успешного исхода лечения. Но, главное, как было всегда, остается актуально сегодня, и будет актуально впредь – профилактика! Это диспансеризация, регулярные осмотры гинекологом (не реже 1 раза в 6 месяцев) и, конечно, здоровый образ жизни. Причем образ жизни должен стать здоровым не тогда, когда начинаются возрастные изменения в организме и связанные с ним различные болезни, а с раннего детства. Чтобы потом не бороться с вредными привычками, а не иметь их.
Если нам с вами в свое время это не удалось, давайте у наших дочерей, у которых еще вся жизнь впереди, воспитывать культуру здорового образа жизни и хорошие привычки: правильное питание, поддержание отличной физической формы, отказ от курения и злоупотребления алкоголя, регулярные медицинские осмотры. Ведь мы хотим, чтобы они были здоровые и счастливые, а счастье без здоровья не бывает!
Высоцкий Максим Маркович,
Ведущий врач-акушер-гинеколог
высшей категории, д.м.н., профессор,
член национальной ассоциации
- 0
- 28472
Источник
Приобрести эффективные лекарства для лечения этого заболевания
Обсудить в сообществах раздела Онкология
Материалы по теме
-
0