Техника активного слушания: помочь ребенку быть понятым
Активно слушать ребенка – значит дать ему понять, что он важен, а слова его ценны и значимы. Активное слушание успокаивает ребенка и дает ему уверенность в вашей любви.

Чтобы человека поняли, нужно, чтобы его выслушали. И хорошо если перед вами взрослый, который способен выразить свои чувства прямо. А если ребенок? Как дать ребенку понять, что его понимают? Как показать ему, что его чувства для вас важны?
На помощь придет техника активного слушания.
Что такое активное слушание
Активное слушание — это такой способ выслушивания собеседника, при котором он получает обратную связь, то есть ощущение, что его слова слышат.
Маркер — ваши реакции, которые и являются работающими приемами активного слушания.- Пауза. Помолчать, чтобы собеседник мог добавить к сказанному что-то еще, или чтобы он обдумал свои или ваши слова.
- Уточнение. Если неясна даже самая малость, стоит прояснить ее, а не додумывать за собеседника.
- Пересказ. Используется тоже для уточнения: вы просто своими словами говорите собеседнику о том, что вы поняли. Если вы поняли правильно, собеседник однозначно это понимает. Если вы в чем-то ошиблись, вас тут же поправят.
- Развитие мысли. Если вы предполагаете, что ухватили основную мысль собеседника, можно попробовать развить ее, параллельно уточняя, в нужном ли направлении вы ее продвигаете.
- Выражение своего восприятия. Необходимо не только давать понять, что тема разговора важна для вас, но и добавлять слова о своих чувствах, которые вызывает у вас обсуждаемое.
Специфика активного слушания детей
Главная особенность техники активного слушания детей — помощь в обозначении своих чувств. Ребенок учится распознавать оттенки эмоций, как своих, так и чужих. Задача родителей — мягко направлять ребенка, учить его различать самые разные чувства и справляться с ними.
Но есть и другие особенности, которые крайне важно учитывать при общении с ребенком.
- Слушая ребенка и разговаривая с ним, отклад Если вы поняли правильно, собеседник однозначно это понимает. Если вы в чем-то ошиблись, вас тут же поправят.
- Развитие мысли. Если вы предполагаете, что ухватили основную мысль собеседника, можно попробовать развить ее, параллельно уточняя, в нужном ли направлении вы ее продвигаете.
- Выражение своего восприятия. Необходимо не только давать понять, что тема разговора важна для вас, но и добавлять слова о своих чувствах, которые вызывает у вас обсуждаемое.
Специфика активного слушания детей
Главная особенность техники активного слушания детей — помощь в обозначении своих чувств. Ребенок учится распознавать оттенки эмоций, как своих, так и чужих. Задача родителей — мягко направлять ребенка, учить его различать самые разные чувства и справляться с ними.
Но есть и другие особенности, которые крайне важно учитывать при общении с ребенком.
- Слушая ребенка и разговаривая с ним, откладывайте все дела и поворачивайтесь к ребенку всем телом. Смотрите ему в глаза. Постарайтесь расположиться на одном уровне с ребенком. Дети прекрасно считывают невербальные сигналы, и первый знак внимания к ним — положение вашего тела.
- Если взрослому, когда он расстроен, можно и часто нужно задавать вопросы, то огорченный ребенок больше нуждается в вашем понимании его состояния. Не бойтесь ошибиться, перебирая варианты чувств: базовых всего четыре (страх, злость, грусть, радость). Предположения об эмоциональном состоянии ребенка нужно высказывать в утвердительной форме: «Ты злишься, потому что...» Если вы можете точнее назвать чувство ребенка (например, констатировать обиду или разочарование), называйте.
- Выдерживайте паузы. Так же, как и взрослому, они нужны ребенку, чтобы собраться с мыслями, разобраться в себе. Если ребенок смотрит не на вас, а в сторону, он еще не готов продолжать диалог. Дайте ему время все обдумать.
- Прежде чем назвать ребенку его чувства, повторите за ребенком его основную мысль, но своими словами. Так вы дадите ему понять, что точно поняли, что произошло.
- Подарите ребенку сказку. Если невозможно дать ребенку желаемое, ему можно дать мечту. Она примирит ребенка с реальностью.
Примеры активного слушания ребенка
Ситуация 1
На детской площадке у трехлетнего Вани отобрали его машинку. Он с ревом бросается к маме.
Мама: Ванечка, у тебя отняли машинку.
Ваня: Даааааааа.
Мама: Тебе очень обидно. (Пауза.) Пойдем я тебе помогу ее вернуть.
Ваня постепенно успокаивается.
Ситуация 2
Ира, 6 лет, утром не хочет вставать, брыкается из-под одеяла и кричит, что все злые.
Ира: Уууу, вы все плохие, я не буду вставать.
Мама: Ты не хочешь вставать.
Ира: Не хочу!
Мама: Ты не хочешь идти в сад и расставаться со мной.
Ира: Не хочу идти в этот дурацкий сад!
Мама: Тебе грустно, что надо каждый день со мной прощаться на полдня.
Ира (вылезая из-под одеяла и с плачем залезая к маме на колени): Да, я бы больше хотела быть весь день с тобой.
Мама: Я тебя понимаю. Я бы тоже хотела все дни проводить с тобой и не ходить на работу. Если бы только у меня была волшебная палочка!..
Ира улыбается, вытирает слезы и начинает мечтать о том, что можно было бы сделать с помощью волшебной палочки. Сборы в сад проходят без сучка без задоринки.
- 0
- 8663
Источник
Medkrug.ru
Приобрести эффективные лекарства для лечения этого заболевания
Обсудить в сообществах раздела Я и окружающие
Материалы по теме
-
3