Пожалуйста, авторизуйтесь!
Вспомнил
через соц. сети: Регистрация Вы врач?
Введите свой адрес электронной почты и мы вышлем вам ссылку для восстановления пароля
На этот адрес электронной почты выслана ссылка для восстановления пароля
Необходимо указать логин и пароль.
Эл. почта введена неверно. Попробуйте еще раз.
Пароль неверный. Напомнить пароль?
Укажите адрес электронной почты.
Пользователь с таким email не найден
МедКруг / Здоровье А...Я / Педиатрия / Детский церебральный паралич (ДЦП)

Детский церебральный паралич (ДЦП)


Детский церебральный паралич - нарушение двигательной функции, проявляющееся в раннем возрасте, а в некоторых случаях еще и до рождения. Согласно статистике, в РФ около ста двадцати тысяч человек страдают ДЦП. Сфера лечения детского церебрального паралича постоянно развивается, но вопрос непосредственного излечения до сих пор остается спорным.

    Лечение ДЦП стволовыми клетками




    Лечение ДЦП стволовыми клеткамиНаконец ДЦП — не приговор. Хотя еще недавно все, что могли делать врачи, — это немного облегчать симптомы заболевания. Но если маленький человек в положенное по возрасту время не может сам сидеть, ходить, держать ложку и даже говорить, он остается в изоляции даже при улучшении состояния на несколько процентов. Это полная зависимость от других.

    Стволовые клетки, которые теперь используют в лечении ДЦП не только за рубежом, но и в России, становятся настоящим чудом для больного ребенка и его семьи. Однако чуду есть простое научное объяснение.

    Стволовые клетки уникальны среди всех клеток человеческого организма. Они не только умеют самовоспроизводиться, но и способы превращаться в другие типы клеток — в зависимости от тканей, в которые попадают.

    При лечении ДЦП взятые у больного ребенка стволовые клетки культивируют в лаборатории, превращая их в клетки нужного типа. Затем вводят их больному ребенку, и начинает происходить то самое чудо. Так врачи московской клиники «Новейшая медицина» изменили жизнь семилетней девочки Урде.

    Врачи подчеркивают: клеточная терапия — не стопроцентная гарантия излечения, но чем раньше ее начать, тем выше шансы ребенка на полноценную самостоятельную жизнь.

    Смотрите видео «Лечение ДЦП стволовыми клетками»

    Лечение ДЦП стволовыми клетками

     

    Новейшие методики реабилитации пациентов с ДЦП: тренажер Power Plate для быстрого и эффективного восстановления



    Новейшие методики реабилитации пациентов с ДЦП: тренажер Power Plate для быстрого и эффективного восстановленияНачиная с апреля 2013 г. в Научно-практическом центре детской психоневрологии Департамента здравоохранения г. Москвы (Мичуринский пр., 74) под руководством главного детского невролога Департамента, профессора Батышевой Т. Т., проводится исследование применения тренажеров Power Plate в детской неврологии, причем акцент делается на детях с ДЦП. В исследуемую группу входят пациенты в возрасте от 7 до 12 лет с различными формами этого тяжелого заболевания. Даже первоначальные полученные данные свидетельствуют о благоприятном течении реабилитационного процесса, выражающегося, помимо прочего, в снижении спастического компонента. После 6-10 сеансов реабилитации у детей улучшается координация движений и походка, увеличивается объем движения в суставах. Кроме того, малое время процесса реабилитации на тренажерах (не более 10 минут на всю тренировку) не позволяет сильно перегружать пациентов физическими упражнениями. Специалисты центра надеются, что у них действительно появилась еще одна возможность помочь больным детишкам и проводимое исследование поспособствует широкому применению технологий равноускоренного тренинга и непосредственно тренажеров Power Plate в процессе реабилитации детей с ДЦП не только в Москве и Московской области, но также и в остальных регионах России.


    Справка

    Тренажеры Power Plate основаны на методике Равноускоренного тренинга ТМ, изначально созданной для послеполетной реабилитации космонавтов. Сегодня Равноускоренный Тренинг ТМ, с его доказанной эффективностью, используют не только практические все ведущие мировые олимпийские сборные и национальные спортивные команды, но и реабилитационные клиники во всем мире.

    Уникальная методика, при которой платформа тренажера создает трехмерные колебания физиологической частоты, заставляет мышцы непроизвольно (без сигнала со стороны ЦНС) сокращаться до 50 раз в секунду, при этом задействуется до 100% мышечных волокон. На сегодняшний день Power Plate сертифицирован не только как спортивное, но и как медицинское оборудование, и является, пожалуй, самым активно исследуемым спортивным оборудованием в мире. Помимо влияния на мышечные волокна, тренинг на Power Plate также стимулирует кровообращение, эндокринную систему, укрепляет костную ткань и благоприятно влияет на суставы и опорно-связочный аппарат, обладает выраженным омолаживающим и регенерирующим эффектом, имеет антидепрессивное воздействие.

    Лечение ДЦП стволовыми клетками

  • Распространенные симптомы
  • Что такое стволовые клетки?
  • Тип стволовых клеток, используемые для лечения ДЦП
  • Что такое нервные стволовые клетки?
  • Стволовые клетки костного мозга



  • Детский Церебральный Паралич, как правило, связан с событиями, происходящими до или в процессе рождения человека, но может, так же, быть приобретен в течение первых нескольких месяцев или лет жизни, в результате травмы или инфекции мозга. Церебральный Паралич означает «паралич мозга», в результате которого происходит патологическое развитие и повреждаются двигательные области мозга, что влечет за собой развитие хронических неврологических расстройств. Симптомы ДЦП у каждого больного различны, и изменяются по мере взросления ребенка и созревания его нервной системы. Тяжесть симптомов напрямую связана с тяжестью повреждения головного мозга.


    Распространенные симптомы

    Симптомы Детского Церебрального Паралича могут быть как такими легкими, как проблемы с выполнением задач, связанных с мелкой моторикой, таких как письмо, или использование ножниц, так и такими более серьезными, как неспособность удерживать равновесие или ходить. Другими распространенными симптомами являются проблемы с речью, зрением, а также различные степени паралича конечностей. У пациентов с более тяжелыми нарушениями, возможны проявления непроизвольных движений, таких как неконтролируемые движения рук и слюноотделение. Некоторые страдают от комплексных расстройств, таких, как припадки и умственная отсталость.


    Что такое стволовые клетки?

    Лечение ДЦП стволовыми клеткамиСтволовые клетки - главные клетки человеческого организма. Отличительным свойством стволовых клеток является их способность к самовоспроизводству и видоизменению в другие типы клеток.

    Все стволовые клетки, независимо от источника их происхождения, имеют три общих свойства: они могут делиться, обновляя самих себя в течение длительного времени, они неспециализированы, и они могут дифференцироваться (видоизменяться) в специализированные типы клеток.

    Способность стволовых клеток к саморегенерации - деление и производство большего количества стволовых клеток. На ранней стадии развития, деление клеток происходит симметрично, т.е. каждая клетка делится, производя дочернюю клетку, каждая из которых обладает тем же потенциалом. На более позднем процессе развития, клетка делится асимметрично, производя только одну из дочерних клеток, как стволовую, а другие как специализированные клетки (например, клетки мозга, клетки крови и т.д.)

    Когда стволовые клетки пересаживаются в организм человека и достигают (за счет миграции или через непосредственный ввод) поврежденного участка мозга, регенерация тканей которого является целью проводимого лечения, стволовые клетки вступают в контакт с препаратами, провоцирующими рост в организме пациента. Эти химические вещества программируют стволовые клетки врастать в окружающие их ткани.


    Тип стволовых клеток, используемые для лечения ДЦП

    При лечении ДЦП мы используем два основных типа стволовых клеток:

    • Нервные Стволовые Клетки (на основе фетальных стволовых клеток), используются для лечения: ДЦП, травм головного мозга, инсульта, дегенеративных заболеваний и других неврологических расстройств.

    • Стволовые Клетки Костного Мозга (Взрослые стволовые клетки костного мозга, извлекаемые из собственного костного мозга пациента). Рекомендуются для молодых пациентов с ослабленной иммунной системой.


    Что такое нервные стволовые клетки?

    Нервные Стволовые Клетки - это самовосстанавливающиеся, мультипотентные (обладающие обширным потенциалом) клетки, обнаруженные в мозге человека, которые способны дифференцироваться в три основные типа клеток: нервные клетки (нейроны), астроциты и олигодендроциты, и самостоятельно обновляться в достаточном, для обеспечения необходимого количества клеток головного мозга, объеме.

    Когда клетки мозга повреждены или отмирают из-за болезни или травмы, фетальные стволовые клетки являются главным известным источником нервных стволовых клеток человека.

      Поскольку большинство травм головного мозга, инсульт, дегенеративных заболеваний и демиелинизирующих расстройств затрагивают несколько областей мозга, а не одну, то наиболее эффективной и безопасной процедурой по трансплантации нервных стволовых клеток в мозг, является спинномозговая инъекция, (также называемая поясничной пункцией): инъекция в поясничный отдел позвоночника в СМЖ (спинномозговую жидкость). 

    Поясничная Инъекция

    При поясничной инъекции, игла аккуратно вставляется в спинномозговой канал, в нижней части спины. Небольшое количество СМЖ собирается, смешивается с жидкостью, содержащей стволовые клетки, и вводится обратно в СМЖ.

    Циркуляция ликвора (спинномозговой жидкости) проходит внутри и вокруг мозга, и отделена от кровообращения гематоэнцефалическим барьером. Один цикл циркуляции ликвора происходит за 6-7 часов. В течение этого времени стволовые клетки поступают через СМЖ в мозг.


    Стволовые клетки костного мозга

    Стволовые клетки костного мозга являются наиболее примитивными клетками в костном мозге. Все различные типы клеток крови являются их потомками. Стволовые клетки костного мозга, могут также, в особых лабораторных условиях, дифференцироваться в клетки отличные от клеток костного мозга, такие как нервные клетки.

    Клетки костного мозга, в отличие от других типов стволовых клеток, можно извлечь из собственного тела пациента. Эта возможность представляет собой очень существенное преимущество при лечении определенных заболеваний: клетки костного мозга, после извлечения из собственного тела пациента, не несут риска стимулирования иммунной системы. Это преимущество имеет решающее значение, когда иммунная система пациента ослаблена.

    При таких заболеваниях, как рассеянный склероз, некоторых инфекциях головного мозга, эпилептических расстройствах или каких-либо состояниях, когда иммунная система ослаблена - рекомендуются имплантации стволовых клеток костного мозга.

    Процедура культивирования и имплантации клеток костного мозга

    В течение первой недели после прибытия пациента в больницу, костный мозг извлекается из бедра пациента в течение краткосрочной и простой операции. Эта процедура не болезненна и проводится под местной анестезией. Затем, клетки костного мозга отправляются в лабораторию и культивируются там в течение 3-4 недель. В лабораторных условиях, клетки дифференцируются в нервные стволовые клетки, а затем культивируются до необходимого увеличения их числа. Необходимое количество стволовых клеток зависит от возраста пациента и уровня активности его костного мозга.

    В течение месяца после извлечения костного мозга, клетки вводятся в организм пациента путем поясничной инъекции. (3-4 инъекции.)

    Бобат-терапия при реабилитации детей с ДЦП (детский церебральный паралич)

  • Берта и Карел Бобат
  • Цель восстановительного лечения
  • Основа подхода Бобат-терапия

  • Берта и Карел Бобат

    Значительный вклад в развитие методов реабилитации ДЦП внесли Берта и Карел Бобат. Еще в 40-х годах XX века они начали разрабатывать свой подход, который базировался на клинических наблюдениях Берты Бобат. Их взгляды находились под влиянием существующей в то время теории рефлекторного и иерархического созревания нервной системы. Благодаря своим публикациям, лекциям и курсам, которые интенсивно проводили как они лично, так и их ученики, Бобат-концепция, известная также как «Нейро-развивающая терапия» (Neuro Developmental Treatment, NDT) широко распространилась по всему миру и оказала существенное влияние на общее развитие принципов реабилитации детей с ДЦП после второй мировой войны.

    Согласно Бобат, моторные проблемы при церебральных параличах возникают вследствие поражения центральной нервной системы. При этом нарушается развитие постуральних антигравитационных механизмов, замедляется и искажается нормальное моторное развитие ребенка.


    Цель восстановительного лечения

    Целью восстановительного лечения этих детей является стимуляция нормального моторного развития и профилактика возникновения контрактур и деформаций.

    Нейро-развивающий подход Бобатов был направлен на сенсомоторные компоненты мышечного тонуса, рефлексов, патологических двигательных моделей, постурального контроля, органов чувств, восприятия и памяти - то есть на те компоненты, которые наиболее вероятно нарушаются при поражении центральной нервной системы.


    Основа подхода Бобат-терапия

    Бобат-терапия при реабилитации детей с ДЦП (детский церебральный паралич)Основой подхода было применение специальных положений тела ребенка, приемов ухода за ним, которые контролировали сенсорные стимулы к нервной системе. Они использовались как для снижения спастики мышц, патологических рефлексов и патологических двигательных моделей, так и для создания нормального мышечного тонуса, реакций равновесия и правильных двигательных моделей. Ребенок был сравнительно пассивным реципиентом нейро-развивающего лечения. Нормальная последовательность моторного развития считалась одним из основных теоретических постулатов.

    Со временем, благодаря своему личному опыту, а также благодаря новым достижениям нейрофизиологии, Бобаты несколько изменили свой подход и сместили акценты на другие аспекты лечения. В своей последней публикации в 1984 году они описали, как изменялись основные теоретические основы их концепции.

    Сначала они отстаивали необходимость ставить ребенка в специальные «положения, подавляющие патологические рефлексы». Хотя пребывание ребенка в этих положениях и приводило к снижению спастики, но Бобаты впоследствии пришли к выводу, что это снижение тонуса временное и не сохраняется при выполнении ребенком других движений.

    В дальнейшем они подчеркивали важность влияния на «ключевые точки контроля». При этом влияние физиотерапевта проводилось во время двигательной активности ребенка и было направлено на подавление патологических двигательных моделей и стимулирование развития более правильных движений.

    В своей последней публикации авторы пришли к выводу, что они слишком много внимания уделяли развитию автоматических реакций выпрямления, придерживаясь неправильного предположения, что ребенок сможет спонтанно перенести этот опыт (навык) на сознательно контролируемые движения. После этого они начали больше развивать у ребенка возможности самому руководить своими движениями и особенно равновесием. Они также пришли к выводу, что было ошибочным содействовать двигательному развитию ребенка, жестко соблюдая нормальную последовательность моторного развития.

    По материалам статьи «Нейро-развивающая терапия (Бобат-терапия)»

    Метод Петьо при реабилитации детей с ДЦП (детский церебральный паралич)

  • Андраш Петьо
  • Комплекс упражнений

  • Андраш Петьо

    Кондуктивная педагогика была разработана после Второй мировой войны венгерским врачом и педагогом Андрашем Петьо (Andras Peto). Сначала этот подход использовался только в институте кондуктивной педагогики в Будапеште, носящем имя автора, а со временем приобрел популярность и стал применяться во многих странах мира.

    Метод Петьо при реабилитации детей с ДЦП (детский церебральный паралич)Кондуктивная педагогика базируется преимущественно на образовательной модели вмешательства и объединяет педагогические и реабилитационные цели в одной программе. Эта концепция направлена на то, чтобы помочь детям с двигательными нарушениями приобрести «ортофункции», что определяется как способность принимать участие и функционировать в обществе, несмотря на свою моторную неполноценность. Кондуктивная педагогика основывается на идее, что нервная система, несмотря на повреждения, все-таки имеет возможности для формирования новых нервных связей.

    По мнению профессора Петьо, моторные нарушения развиваются не только за счет повреждения центральной нервной системы, но в основном из-за недостаточности координации и взаимодействия между разными отделами мозга и их функциями. Эта способность нервной системы может быть мобилизована с помощью соответствующим образом направленного, активного процесса обучения.

    При лечении больных ДЦП занятия проводятся в специализированных группах численностью от 10 до 25 детей. Дети вместе занимаются, наблюдают и поощряют друг друга к выполнению упражнений. Кондукторы руководят группой и обеспечивают мотивирующее окружение и эмоциональную поддержку. Цели программы определяются общим уровнем развития группы и умениями каждого отдельного ребенка.

    Занятия в группах являются структурированными и проводятся в соответствии с разработанной программой. Программа включает в себя блоки, состоящие из комплексов упражнений и педагогических занятий, которые проводятся в игровой форме. Комплексы упражнений, а также входящие в них задачи, подбираются в зависимости от характера патологии ребенка, его двигательных и интеллектуальных возможностей. Все упражнения комплекса базируются на физиологических движениях.


    Комплекс упражнений

    В комплекс входят упражнения с разными предметами и спортивными снарядами, упражнения с мячом, на ступеньках, на гимнастической лавке, с гимнастической палкой, а также ходьба с усложненными задачами и упражнениями возле шведской стенки. При проведении двигательных упражнений используется специально разработанное для этой методики мебельное оборудование - лесенки, столы, боксы, изготовленные из деревянных закругленных лакированных планок.

    Во время занятий широко применяются ритм и песни в технике, которая называется «ритмическое намерение» (rhythmical intention). Ритмическое намерение - это словесные ритмические инструкции, которые подаются во время выполнения серии задач. С помощью ритма, песен и стишков задается фоновый ритм двигательной активности, который содействует обучению и мотивации ребенка, а также помогает привлечь внимание к тому движению, которое осуществляется в данный момент.

    Эффективность участия ребенка в реабилитационном процессе зависит в значительной степени от его мотивации. Как правило, дети с ДЦП пассивны в своих действиях. Метод кондуктивной педагогики требует активного участия ребенка в преодолении своей моторной неполноценности. Правильно поставленная цель дает ребенку должную мотивацию к занятиям, повышает самооценку. Программа занятий предусматривает непрерывное участие ребенка в разных видах деятельности, которые учат детей думать и действовать в разных ситуациях. Большое значение в формировании мотивации имеет стремление ребенка к успеху и достижению прогнозируемого результата. Поэтому даже очень незначительный успех получает положительную поддержку и поощрение у кондукторов.

    По материалам статьи «Кондуктивная педагогика (метод Петьо)»

    Войта-терапия при реабилитации детей с ДЦП (детский церебральный паралич)

  • Вацлав Войта
  • Принцип Войта-терапии
  • Выполнение упражнений

  • Вацлав Войта

    В 1954 году чешский врач Вацлав Войта, много лет работавший в Мюнхенском центре ДЦП, предложил основные модели рефлекторного движения вперед, которые позже были классифицированы и предложены как метод терапии - рефлексная локомоция или, по имени автора, Войта-терапия.


    Принцип Войта-терапии

    Войта-терапия при реабилитации детей с ДЦП (детский церебральный паралич)Принципом Войта-терапии является влияние не только на двигательную сферу, но и на все тело - на сенсорную, вегетативную и психическую системы. При проведении терапии наблюдаются изменения частоты пульса, дыхания и кровяного давления. Основная задача методики - формирование двигательных навыков, соответствующих возрасту ребенка. Для решения этой задачи используют рефлексы ползания и поворота. Их основные феномены влияют на управление телом в целом, его вертикализацию и возможность движения вперед.

    Практическим результатом Войта-терапии является формирование правильных двигательных привычек. Эффективность терапии определяется при помощи Войта-диагностики и клинических данных.

    Войта-терапия как метод реабилитации детей с двигательными нарушениями может быть реализован при частом повторении упражнений в течение длительного времени (3-4 раза в день по 20-30 минут на протяжении не менее одного года), и потому рассчитан на интеграцию родителей в процесс реабилитации. Родители проходят период обучения в Центре реабилитации под руководством специалиста Войта-терапевта с дальнейшим проведением упражнений дома. Войта-терапевт периодически проводит коррекцию комплекса упражнений во время консультаций или повторных курсов реабилитации в Центре.


    Выполнение упражнений

    Выполнение упражнения состоит в фиксации ребенка в позе рефлекса и ручном воздействии на зоны поражения. Выбор такой зоны производится индивидуально и зависит от вида двигательных нарушений и реакций-откликов. Влияние на зоны стимуляции не вызывает боли. Негативное поведение ребенка на вынужденное положение во время проведения терапии может быть проявлением страха или естественного протеста, особенно у самых младших детей. Негативное поведение ребенка не должно быть проявлением агрессии и должна быть устранена методами психологической коррекции. Кроме того, необходима предварительная психологическая подготовка родителей к проведению терапии и ожидаемых результатов.

    Перед началом проведения Войта-терапии самым младшим детям проводится Войта-диагностика, их осматривают невролог и педиатр, а, кроме того, применяются дополнительные обследования по показаниям.

    При введении Войта-терапии как реабилитационной методики целесообразно использовать ее самостоятельно. Прежде всего, это связано с расчетом адекватной нагрузки. Войта-терапия несовместима с электропроцедурами и электростимуляцией мышц.

    Эффективность Войта-терпии зависит от срока начатого лечения, «зрелости» функциональных систем нервной системы и степени и стадии расстройств двигательной сферы. Лечение по методу Войта дает возможность начать лечение двигательных расстройств с периода новорожденности. Наибольшая эффективность лечения достигается после предварительного ознакомления родителей с методикой и их достаточной психологической подготовкой при собственноручном длительном беспрерывном выполнении методики лечения.

    По материалам статьи «Рефлексная локомоция (Войта-терапия)»

    Детский церебральный паралич, что это

  • Причины детского церебрального паралича
  • Формы детского церебрального паралича
  • Лечение детского церебрального паралича
  • Консервативное лечение детского церебрального паралича
  • Оперативное лечение детского церебрального паралича

  • Детский церебральный паралич (ДЦП), заболевание, вызванное поражением головного мозга, обычно проявляющееся в раннем детском возрасте и характеризующееся двигательными нарушениями: параличами, слабостью мышц, нарушением координации, непроизвольными движениями. При детском церебральном параличе поражение двигательных и ряда других центров головного мозга отражается на активности мышц конечностей, головы, шеи или туловища. Выраженность симптоматики зависит от распространенности поражения мозга и колеблется от легкой, едва заметной до чрезвычайно тяжелой, приводящей к полной инвалидности. Могут наблюдаться эпилептические припадки, задержка психического развития, трудности восприятия и обучения. Иногда нарушаются зрение, слух, речь, интеллект. Хотя ребенок с детским церебральным параличом нередко производит впечатление умственно отсталого, это не всегда соответствует действительности. Заболевание не наследуется и не является непосредственной причиной смерти, но способствует снижению продолжительности жизни. Специфической терапии не существует.


    Причины детского церебрального паралича

    Состояния, близкие к церебральному параличу, могут возникать в любом возрасте после инфекционной болезни, инсульта или черепно-мозговой травмы. Детский же церебральный паралич обычно вызывается поражением или травмой головного мозга до родов, во время родов или сразу после них. Во многих случаях истинная причина остается неизвестной. К числу пренатальных (дородовых) причин относятся инфекции во время беременности, преэклампсия (поздний токсикоз беременности), несовместимость матери и плода по резус-фактору крови. Другими, причем нередкими причинами детского церебрального паралича служат преждевременные роды, асфиксия новорожденного и родовая травма. При очень низком весе новорожденного вероятность заболевания значительно увеличивается. После родов повреждение головного мозга бывает следствием черепно-мозговой травмы или инфекции, например менингита.


    Формы детского церебрального паралича

    Выделяют пять типов двигательных нарушений:

    • спастичность - повышение мышечного тонуса, выраженность которого уменьшается при повторных движениях;
    • атетоз - постоянные непроизвольные движения;
    • ригидность - плотные, напряженные мышцы, оказывающие постоянное сопротивлением пассивным движениям;
    • атаксия - нарушение равновесия с частыми падениями;
    • тремор (дрожание) конечностей.

    По локализации симптоматики выделяют четыре формы:

    • Моноплегическую (с вовлечением одной конечности),
    • гемиплегическую (с частичным или полным вовлечением обеих конечностей на одной стороне тела),
    • диплегическую (с вовлечением либо обеих верхних, либо обеих нижних конечностей),
    • квадриплегическую (с частичным или полным вовлечением всех четырех конечностей).


    Лечение детского церебрального паралича

    Лечение детей с детским церебральным параличом проводится прежде всего путем тренировки физических и психических функций, позволяющей снизить выраженность неврологического дефекта. Для улучшения мышечной функции используют физиотерапию и трудовую терапию. Логопедическая помощь и коррекция слуха способствуют развитию речи больного. Фиксаторы и другие ортопедические приспособления облегчают ходьбу и поддержание равновесия. Умственно отсталые дети должны обучаться в пределах своих возможностей. Долговременная терапия включает образование по специальным программам, психологическое консультирование, развитие навыков общения, гибкую систему профессионального обучения, организацию отдыха и развлечений. Больной детским церебральным параличом нуждается во всесторонней помощи. Следует поддерживать его стремление максимально реализовать себя в жизни. Ключевую роль в лечении играют родители, которым необходимы психологическая поддержка и конкретные рекомендации.

    ОДетский церебральный паралич, что это днако для многих диагноз «детский церебральный паралич» звучит, как смертный приговор - ведь такой ребенок практически не имеет будущего. Большинство отцов детей, больных детским церебральным параличом, уходят из семьи, и мамы остаются наедине с бедой. Некоторые родители отдают таких малышей на воспитание бабушкам и дедушкам или же в дома для инвалидов, так как знают, что эту болезнь полностью излечить невозможно. Но все же есть возможность улучшить их состояние.

    Воспитывать и ухаживать за больными детским церебральным параличом (ДЦП) очень сложно. Некоторые из них не могут двигать руками и ногами. 10 - 15 % больных детским церебральным параличом не жуют и даже не глотают - их кормят перетертой пищей через зонд. В 50 % случаев они отстают от нормальных детей не только в физическом, но и в интеллектуальном развитии.

    Детский церебральный паралич не передается по наследству, а развивается вследствие кислородного голодания (асфиксии или гипоксии) и травмы головного мозга ребенка в период внутриутробного развития, а также во время родов на фоне недоношенной или переношенной беременности при несоответствии размеров родовых путей и головки ребенка. Травма мозга может быть самой различной: повреждение черепа, мозговой жидкости, так называемые ушибы, кровоизлияния, гематомы разных участков головного мозга.

    Факторы, которые приводят к патологии беременности, могут также влиять на возникновение у малыша детского церебрального паралича. К ним относятся: травмы мамы во время беременности и родов, повышение радиационного фона, такие генетические заболевания, как сахарный диабет, эндокринные нарушения, нарушения кровообращения головного мозга у плода, токсикозы беременности, угроза прерывания беременности, экстрагенитальные заболевания беременной, несовместимость крови матери и плода, обвитие плода пуповиной, сосудистые заболевания матери (атеросклероз, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца), гиповитаминоз. Спровоцировать возникновение детского церебрального паралича у ребенка могут также нерациональное питание матери во время беременности, инфекционные заболевания, приводящие к внутриутробному энцефалиту, менингиту, в результате которых происходит разрушение клеточных структур мозга плода.

    В последнее время к этой группе риска начали причислять и таких здоровых детей, у которых до года жизни возникла грубая патология повреждения мозга. В этом случае беременность матери и роды прошли нормально, но в первые месяцы после рождения малыш заболел, скажем, менингитом, или же мама кормила его продуктами, не соответствующими его возрасту (например, в шесть месяцев часто давала копченое сало), вследствие чего ребенок заразился сальмонеллезом, наступила клиническая смерть, гибель мозга и, соответственно, - специфическая неврологическая симптоматика.

    Нарушения в развитии ребенка, страдающего детским церебральным параличом, зависят от тяжести и локализации очага поражения головного мозга: стойкие двигательные расстройства и нарушения тонуса мышц в конечностях, патологические установки позы (деформация позвоночника и конечностей), а также нарушения психоречевых функций. Характерными являются: двойное спастическое поражение рук и тяжелая форма олигофрении (умственное недоразвитие); спастический паралич ног с их перекрестом (болезнь Литтла); повышенный мышечный тонус с непроизвольными движениями и удовлетворительное развитие интеллекта; низкий тонус мышц, часто с судорожными припадками, замедление роста и уменьшение длины конечностей, а также глубокие психические (чаще всего умственные) расстройства.

    Но бывают случаи, когда врачи ставят диагноз «энцефалопатия» (мелкоочаговое поражение головного мозга) ребенку до года на основании специфических особенностей в поведении новорожденного: это либо угнетение функций центральной нервной системы, подавление рефлексов малыша, либо, наоборот, повышенная возбудимость. Почему? Дети имеют очень большие резервы внутренней декомпенсации - через год, наблюдая за таким ребенком, и не скажешь, что не так давно он страдал от тяжелой травмы головного мозга. Если бы не эта особенность детского организма малышей, больных детским церебральным параличом, было бы намного больше.

    Неврологи, как и неонатологи, начинают лечить таких детей с первых месяцев жизни: неонатологи проводят восстановительное лечение, неврологи - интенсивную терапию. Если же после года ребенок не сидит, не ходит, не говорит, имеет различные психические отклонения, то после тщательного изучения особенностей его развития, когда не остается никаких сомнений в устойчивости неврологической ситуации, ставится диагноз: детский церебральный паралич.


    Консервативное лечение детского церебрального паралича

    Комплексное консервативное лечение, направленное на нормализацию работы мозга, восстановление обменных процессов в нервной ткани на ранних этапах при задержке развития первичных слуховых и зрительных ориентировочных реакций, а также при признаках нарушения речевого развития, дает положительный эффект. Применяют различное лечение: массаж, гимнастику, ортопедические мероприятия. Гимнастику в качестве автономного курса лечения назначают больным детям как можно раньше и только при легких формах детского церебрального паралича с минимальными функциональными изменениями работы головного мозга, когда ребенок немного отстает в развитии от своих сверстников.


    Оперативное лечение детского церебрального паралича

    Оперативное лечение применяется только после достижения ребенком трехлетнего возраста. До этого необходимо использовать все возможные варианты комплексного лечения. При соблюдении такого условия хирургического лечения у 2/3 прооперированных детей наступает значительное улучшение двигательных функций конечностей. В результате ребенок может увереннее сидеть, передвигаться в пространстве, обслуживать себя.

    Детский церебральный паралич, что это Дети до трех лет плохо переносят операцию на мозге. Хирургу легче провести операцию малышу, который до этого ходил и бегал, и намного труднее, когда он в три-четыре года только начинает ходить или же никогда вообще не двигался в своей жизни: у такого ребенка нетренированные сердце и легкие. Ведь в слабые легкие необходимо будет вставить интубационную трубку, а сердце должно будет выдержать большую нагрузку, которую дает наркоз. У ребенка же в возрасте старше трех лет недостаток движения более-менее компенсируется на физиологическом уровне.

    Что в себя включает оперативное лечение? Нейрохирургическое вмешательство - препарация головного и спинного мозга, а также хирургические манипуляции на корешках нервов (на нервной системе), ортопедическое вмешательство, устраняющее деформации мышц и костей, что позволяет компенсировать двигательные недостатки конечностей малыша с детским церебральным параличом.

    Проведение операции на поврежденных участках головного мозга ребенка заключается в трансплантации эмбриональной мозговой ткани, взятой у послеабортивных плодов эмбриона (фактически погибшего ребенка), и вживлении соответствующих тканей мозга малышу с детским церебральным параличом. У 60 % прооперированных детей трансплантант приживается без каких-либо осложнений. Такие дети вскоре начинают ходить, сидеть, следить за собой, а некоторые с успехом учатся читать и писать.

    Конечно, бывают случаи, когда пересаженая мозговая ткань отторгается и ребенок остается таким же, как и до операции, а не прижившаяся ткань просто-напросто рассасывается. Повторную операцию по трансплантации тканей мозга делают только тем детям, которым предыдущее хирургическое вмешательство помогло.

    Если у ребенка очень сильный тонус мышц (когда нельзя разогнуть ни ногу, ни руку), выполняется операция на спинном мозге (радипотомия): перерезаются задние чувствительные корешки нервов. Вследствие происходит разрыв рефлекторной дуги, благодаря чему мышечный тонус ослабевает, и движения конечностей становятся менее скованными, нарушения позы устраняются, что увеличивает двигательные возможности ребенка.

    В послеоперационный период мам обучают специальным гимнастическим упражнениям, которые можно дома выполнять с ребенком. Также назначаются физиотерапевтические и фармакологические процедуры, действие которых направлено на возобновление двигательной и опорной функций конечностей малыша. Скорейшей реабилитации ребенка в послеоперационный период способствует также и длительное применение ортопедических аппаратов, назначенных лечащим врачом.

    Обучая такого ребенка ходить, родители испытывают непреодолимое желание помочь ему: держат за руки, под мышки, подстраховывают сзади. Но все это лишь отдаляет от поставленной цели - добиться максимального реабилитационного эффекта. Ребенку буквально с первых шагов необходимо научиться рассчитывать только на себя.

    Поэтому не рекомендуется:

    • стоять сзади, когда ребенок осваивает скользящий шаг. Зная и чувствуя, что его страхуют, он не мобилизирует все свои возможности и долго не может преодолеть страх перед движением как таковым;
    • обучать ходьбе, держа ребенка за одну или обе руки. Практика показывает, что в этом случае малыш быстро привыкает к посторонней помощи и потом ему трудно без нее обойтись - процесс обучения растягивается надолго;
    • использовать костыли. Ребенку, обученному ходьбе с подручными средствами, сложно преодолеть страх остаться без опоры. Такие дети часто не могут научиться ходить самостоятельно именно из-за этого страха, хотя физические возможности для ходьбы у них есть.

    По материалам статьи Виталия Цымбалюка «Детский церебральный паралич»

    Детский церебральный паралич

  • Симптомы детского церебрального паралича
  • Причины детского церебрального паралича
  • Лечение церебрального паралича
  •  
    Со временем ДЦП не обостряется, поскольку это не прогрессирующее заболевание. Хотя при детском церебральном параличе поражены мышцы, отнюдь не мышцы и не нервы являются причиной этого заболевания.

    Детский церебральный паралич обычно вызван поражением или травмой участка головного мозга, контролирующего движения мышц, до родов, во время родов или сразу после них Исследования доказали, что уроженцы Азии, в частности, Южной Индии и Шри-Ланки, особенно склонны к ДЦП. Высокий уровень содержания пигмента меланина в коже способствует мутации генов, ускоряющей начало заболевания. Узнайте о симптомах, возможных причинах и способах лечения ДЦП.

     
    Симптомы детского церебрального паралича

    Детский церебральный паралич обычно легко можно диагностировать уже в раннем возрасте, когда ребенку еще не исполнилось и трех лет. В особо тяжелых случаях заболевание можно диагностировать в младенческом возрасте (до 3 месяцев). Симптомы и проявления ДЦП индивидуальны.

    Однако можно выделить и ряд типичных симптомов этого заболевания:

    • Атаксия - расстройство координации работы мышц при выполнении элементарных движенийДетский церебральный паралич
    • Мышечная спастичность - спазм или напряжение мышц и перенапряженные рефлексы
    • Наступание при ходьбе не на всю стопу, а на носок
    • Приволакивание ноги
    • Неспособность сохранить равновесие
    • Неровная, шатающаяся походка
    • Слишком напряженный или расслабленный тонус мышц
    • У некоторых детей ДЦП развивается вследствие перенесенного в раннем возрасте инфекционного заболевания мозга, например, бактериального менингита.
    • У детей с врожденным ДЦП в тяжелой форме неправильная осанка, их тело слишком расслаблено или, наоборот, напряжено. Искривление позвоночника, неразвитая нижняя челюсть, маленькая голова и пр. - вот врожденные дефекты, сопутствующие этому заболеванию.
    • Эти симптомы по мере взросления ребенка могут усиливаться или оставаться без изменений.
    • Такие заболевания и расстройства как спазмы, судороги, эпилепсия, расстройства речи, сенсорные расстройства, задержка в умственном развитии, необучаемость и пр., также называемые вторичными симптомами, очень распространены.
    • Детский церебральный паралич также возникает в результате черепно-мозговой или сильнейшей психологической травмы.

     
    Причины детского церебрального паралича

    Точная причина детского церебрального паралича еще не установлена, и хотя врачи обсуждают этот вопрос уже на протяжении нескольких десятилетий, к определенному выводу они так и не пришли. Этот дефект принято связывать не с одним единственным заболеванием, но с целым рядом расстройств.

    Самые распространенные причины церебрального паралича:

    • Вероятность возникновения ДЦП у недоношенных младенцев гораздо выше, чем у полноценных.
    • Этому заболеванию особенно подвержены дети, при родах подвергшиеся асфиксии или имеющие родовую травму.
    • Если после рождения ребенок не закричит в течение первых пяти минут жизни или если остается в инкубаторе на протяжении четырех и более недель, или же если произошло кровоизлияние в мозг, вероятность занесения инфекции повышается, а значит, повышается и риск возникновения ДЦП.
    • У близнецов или тройняшек низкий вес при рождении, что делает их уязвимыми для развития ДЦП.
    • Инфекция определенного типа может передаться от матери ребенку во время и после родов, что также может привести к ДЦП.
    • Вероятность возникновения ДЦП повышается во время родов при тазовом предлежании плода, в результате использования анальгетиков или разрыва околоплодной мембраны (это может привести к занесению инфекции).
    • Вероятность возникновения ДЦП выше у детей, перенесших черепно-мозговую травму, менингит или кровоизлияние в мозг.
    • Точную причину возникновения ДЦП в каждом конкретном случае установить невозможно.

     
    Лечение церебрального паралича

    К сожалению, от ДЦП невозможно полностью излечиться, но терапия улучшит состояние ребенка. Лечение ДЦП проводится прежде всего путем тренировки физических и психических функций, позволяющей снизить выраженность неврологического дефекта. Для улучшения мышечной функции используют физиотерапию и трудовую терапию. Лечение на ранних стадиях заболевания помогает частично преодолеть дефекты развития, помогает научиться выполнять нужные действия и задачи. При правильном лечении ДЦП ребенок может научиться вести почти нормальную жизнь.

    Вот возможные варианты лечения детского церебрального паралича:

    • Речевая терапия (занятия у логопеда) - помогает научиться управлять мышцами во рту, справляться с проблемами с пережевыванием пищи и артикуляцией звуков.
    • Физиотерапия и трудовая терапия  - помогает максимально усилить функции организма и принять индивидуальные ограничения, наложенные заболеванием, чтобы в дальнейшей больной смог вести более-менее самостоятельную жизнь.
    • Лекарственное лечение помогает контролировать судороги, снимать мышечные спазмы и боль
    • Использование ортопедических приспособлений, например, скоб
    • Использование инвалидных кресел
    • Хирургическое вмешательство с целью коррекции анатомических деформаций и расслабления напряженных мышц
    • Использование средств коммуникации, например, компьютеров и речевых синтезаторов.

    Лошадь лечит ДЦП, склероз и простатит!

  • Как и от чего лечит лошадь
  • Я — наверху
  • Лошадь вместо пилюли?
  • Короли — покровители иппотерапии
  •  
    В сущности, иппотерапия не что иное, как форма лечебной физкультуры (ЛФК), где в качестве инструмента реабилитации выступает лошадь. Можно назвать ее уникальным живым тренажером.

     
    Как и от чего лечит лошадь

    Иппотерапия поистине универсальна. Она позволяет и детям, и взрослым справиться с такими заболеваниями, какЛошадь лечит ДЦП, склероз и простатит!

    • нарушение осанки;
    • первая стадия артроза суставов;
    • хронический простатит;
    • ДЦП;
    • рассеянный склероз;
    • неврозы;
    • ЗПР;
    • состояние после инсультов;
    • некоторые гинекологические заболевания;
    • профилактика аденомы простаты;
    • послеаварийное состояние.

    Так каким же образом удается достигать результатов, которые порой не под силу официальной медицине? Ученые установили, что лошадь передаёт всаднику за минуту около ста колебательных импульсов. Сложные движения мышц спины лошади массируют ноги и органы малого таза человека. Ритмичные покачивания полезны для тех, кто потерял навыки ходьбы.

    Более того, за границей разработаны специальные программы по лечебной верховой езде для борьбы с ожирением и целлюлитом. Причем, поскольку температура лошади на полтора-два градуса выше, чем температура человека, получается своеобразный «массаж с подогревом». Давно доказано, что во время верховой езды в полную силу начинают работать легкие, кровь, мышцы; головной мозг обогащается кислородом. За счет этого эффекта даже разработаны специальные программы для реабилитации больных, перенесших инфаркты и инсульты.

    Езда на лошади стимулирует развитие мелкой моторики, способствует формированию сложных точных движений. Есть такое сравнение: «Верховая езда подобна рисованию четырёх картин одновременно: всадник вынужден по очереди двигать обеими руками и ногами». Этот важнейший эффект иппотерапии не может быть достигнут никакими другими двигательными способами лечения (!).

     
    Я — наверху

    Кроме улучшения физического состояния, общение с лошадью и верховая езда позволяет снять стресс. Поведение лошади достаточно предсказуемо. Значит, она даёт ощущение стабильности, а это ощущение — основа для снятия страхов у детей.

    Иппотерапия обеспечивает развитие собственной значимости и силы, когда пациент с ограниченными физическими возможностями избавляется от инвалидного кресла или костылей и способен передвигаться на мощном животном, управлять им. Кроме того, положение верхом на лошади оказывается выигрышным: «Я наверху, а они внизу». Поэтому именно лошади используются для повышения самооценки людей и снятия депрессии.

    Всемирная Организация Здравоохранения давно признала, что иппотерапия действительно облегчает жизнь и детям-инвалидам, и их родителям. Потому, что является, наверное, единственным видом лечения, когда пациент может и не догадываться о том, что лечится, а значит, не сопротивляется, а наоборот хочет заниматься и общаться с лошадью. Дети сразу видят в животном друга (собаку, и ту у родителей не всегда допросишься, а тут целая лошадь!) и езда на лошади становится игрой. Поиграли с любимым зверем, а заодно как бы, между прочим, и полечились — никакого напряга, сплошные положительные эмоции.

     
    Лошадь вместо пилюли?

    Самое главное, что этот метод — немедикаметозный, он не имеет побочных эффектов, в отличие от многочисленных дорогостоящих лекарств.

    Разумеется, это не панацея от всех болезней. Одна иппотерапия не в силах решить все проблемы разом. Необходим целый комплекс лечения. Более того, при неграмотном подходе она способна навредить.

    Теперь о противопоказаниях:

    • необъяснимый страх животного у ребёнка;
    • аллергия на шерсть;
    • нарушение целостности кожного покрова человека;
    • острые воспалительные инфекционные заболевания.

    В любом случае, перед тем, как заняться иппотерапией, необходимо проконсультироваться у врача. Печально иногда слышать истории о Лошадь лечит ДЦП, склероз и простатит!том, что врачи иногда даже не знают о таком методе.

     
    Короли — покровители иппотерапии

    Еще в 5 веке до н.э. Гиппократ советовал ездить верхом меланхоликам, поскольку это освобождает человека от «темных мыслей» и вызывает «мысли веселые и ясные». А кавказские горцы верховой ездой лечат уже много веков.

    Бывшая чемпионка Дании по выездке заболела полиомиелитом. У неё парализовало ноги, и ослабели руки. Через девять лет она опять стала призером на соревнованиях по выездке на Олимпийских играх в Хельсинки. Этот подвиг вдохновил тысячи больных людей, и по всему миру стали создаваться секции лечебной верховой езды. В 1953 году в Дании «четвероногие терапевты» появляются в первом Центре верховой езды для детей-инвалидов.

    Сейчас в 45 странах Европы и Северной Америки созданы центры лечебной верховой езды. Причем, в Нидерландах, Швеции и Великобритании этот метод находится под покровительством королевских семей. Только в Польше создано около 30 подобных заведений.

    В нашей стране этот метод появился лишь в начале девяностых годов и на 20 лет позднее, чем на Западе. Прошло буквально одно десятилетие, и мы уже ни в чём не уступаем зарубежным коллегам.

    Наверх

    Детский церебральный паралич: возможности социальной адаптации. Часть 2

  • Получение образования
  • Учимся дома
  • Обучение в интернате
  • Обойдемся без профессионалов?
  • Работа и карьера
  • Законы успеха
  •  Детский церебральный паралич: возможности социальной адаптации. Часть 2
    Получение образования

    К сожалению, далеко не все общеобразовательные школы готовы принять ребенка с ДЦП. Но экспериментальные классы, где вместе с обычными школьниками обучаются и дети-инвалиды, все-таки существуют.

    В основном они встречаются в частных школах, где количество учеников намного меньше, чем в массовых, и где педагогу легче подобрать программу обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

    Если же двигательные нарушения малыша настолько выражены, что не позволяют ему самостоятельно передвигаться и овладеть навыками самообслуживания, стоит подумать об обучении на дому или в школе-интернате.

     
    Учимся дома

    Обучение в домашних условиях имеет и достоинства, и недостатки. Конечно, в привычной, хорошо знакомой обcтановке ребенок ощущает уверенность и защищенность. А индивидуальная работа педагога с малышом позволяет уделить ему максимальное внимание и тщательно контролировать процесс усвоения материала.

    Однако невозможно постигнуть всю полноту человеческих отношений, находясь только в кругу семьи или читая книги. Обучение один на один с преподавателем лишает больного ребенка необходимого общения со сверстниками. При таких условиях процесс социализации значительно замедляется, а многие проблемы во взаимоотношениях с окружающими так и остаются нерешенными.

     
    Обучение в интернате

    Этот способ получения образования позволяет устранить проблему социальной изоляции. В интернате ребенок не только получает общие знания, но и обучается трудовым навыкам, а опытные специалисты проводят мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию. Своевременная помощь дефектологов, медиков, инструкторов ЛФК позволяет не только устранить многие нарушения, вызванные заболеванием, но и подготавливает малыша к встрече с окружающим миром.

    Хочется привести в пример слова одного из выпускников такого интерната. В настоящее время это талантливый программист, директор преуспевающей рекламной фирмы.

    Как-то в беседе он сказал: «Я очень благодарен родителям за то, что они поместили меня в интернат. Именно там я научился самостоятельности. Если бы они этого не сделали, я не имел бы того, что имею сейчас».

    Однако родителям не стоит настраиваться на то, что научить их малыша всем премудростям жизни смогут только опытные педагоги. Чем раньше начаты коррекционные мероприятия, тем легче будет проходить процесс адаптации к окружающей действительности. А элементарные навыки самообслуживания надо постараться привить ребенку еще до наступления школьного возраста.

     
    Обойдемся без профессионалов?

    Некоторые мамы и папы предпочитают воспитывать своих детей с ДЦП дома, самостоятельно. Однако реальную помощь ребенку можно оказать только при условии совместной работы разных специалистов.

    Кроме того, многие реабилитационные центры имеют специально оборудованные спортивные залы, релаксаДетский церебральный паралич: возможности социальной адаптации. Часть 2ционные комнаты, бассейны, а программа обучения в таких учреждениях предусматривает не только общие дисциплины, но и дополнительные занятия, направленные на коррекцию и совершенствование психомоторного развития, логопедическую и психологическую помощь, восстановление двигательных функций. И к тому же - ежедневный медицинский контроль.

     
    Работа и карьера

    Люди с легкой формой ДЦП могут овладеть многими специальностями. Это прежде всего профессии умственного труда: экономисты, младший медицинский персонал, педагоги (но не преподаватели младших классов, где требуется каллиграфический почерк).

    Для людей со средней степенью ДЦП больше подойдут специальности, позволяющие работать на дому, - это программисты, журналисты-фрилансеры и даже (при сохранности движений рук) швеи. В тяжелых случаях трудоустройство невозможно.

     
    Законы успеха

    Если мама и папа хотят воспитать своего малыша полноценной личностью, максимально адаптированной к существованию в обществе, несмотря на тяжелый недуг, им нужно усвоить два золотых правила эффективной работы:

    • У каждого ребенка есть индивидуальный диапазон доступных возможностей, при тщательном изучении которого можно подобрать наиболее адекватную долю нагрузки.

    • Хорошего результата можно достичь лишь в том случае, если опираться на грани возможного, а не оглядываться на прошлые поражения. Залог успеха - это планомерная, терпеливая и целенаправленная работа.

    Но главное, что должен знать и чувствовать ребенок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищенным, любимым и желанным. А стремление добиться чего-то в жизни появится только тогда, когда маленький человечек поверит, что способен изменить свое положение в обществе.

    Мамы и папы всегда должны помнить: каждый ребенок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня, будут зависеть завтрашние победы и поражения наших детей.

    По материалам статьи психолога Натальи Талановой «Детский церебральный паралич: возможности социальной адаптации».

    Читать начало

Статьи и новости по теме

Все новости сообщества

Детский церебральный паралич (ДЦП) – последние темы сообщества

Все темы сообщества
Задать вопрос

Детский церебральный паралич (ДЦП) – ответы врачей по теме

  • юлия спрашивает 6 июня, 16:09
    подскажите пожалуйста имеют ли отношение врачи вирусологи в медикаментозному лечению лейкоэнцефалита? и возможно ли подобрать адекватное медикаментозное лечение к этому диагнозу?
    149
    1
  • гор спрашивает 25 июля 2015, 17:40
    лечение ребёнка с дцп спаститечский тетрапапрез
    309
    1
  • sukdya спрашивает 6 июля 2015, 13:06
    У меня ДЦП и врач невролог каждый год назначает одно и тоже лечение, такое как мексидол и кавинтон( капельница), но эффекта никакого не чувствую и связи этим у меня вопрос: нужно ли менять препараты...
    390
    1
Все вопросы