Пожалуйста, авторизуйтесь!
Вспомнил
через соц. сети: Регистрация Вы врач?
Введите свой адрес электронной почты и мы вышлем вам ссылку для восстановления пароля
На этот адрес электронной почты выслана ссылка для восстановления пароля
Необходимо указать логин и пароль.
Эл. почта введена неверно. Попробуйте еще раз.
Пароль неверный. Напомнить пароль?
Укажите адрес электронной почты.
Пользователь с таким email не найден
МедКруг / Здоровье А...Я / Психиатрия / Олигофрения или слабоумие

Олигофрения или слабоумие


Олигофрения Олигофрения представляет собой врожденное или в детстве приобретенное слабоумие, которое проявляется недоразвитием интеллектуальной деятельности и психики в целом. В большинстве клинических случаев олигофрения является следствием каких-либо ранее перенесенных заболеваний:

  • при наличии синдрома Дауна, микроцефалии, фенилкетонурии;

  • внутриутробное поражение плода — возникает при серьезных гормональных нарушениях, перенесенной краснухе в первом триместре беременности, врожденных вирусных инфекциях, сифилисе и токсоплазмозе;

  • воздействие вредных факторов во время перинатального периода развития и первых лет жизни — родовая травма, иммунологическая несовместимость матери и плода по резус-фактору, мозговая травма и перенесенные инфекции в раннем детском возрасте, гидроцефалия.

Олигофрения в своем развитии проходит три последовательных стадии развития.

Дебильность — является самой легкой формой заболевания, при этом дебилы заканчивают специализированные вспомогательные школы и способны самостоятельно жить. У таких детей преобладает конкретно-описательный вид мышления, в то время как полностью отсутствует способность к обобщению фактов и абстрагированию. Происходит задержка психического развития, отмечается малая продуктивность мышления. Поведение дебилов отличается заторможенностью, или наоборот, гипервозбудимостью. Они могут быть упрямы, апатичны, злопамятны, злобны и мстительны. В некоторых случаях на фоне подобных признаков наблюдается частичная одаренность, к примеру, это может быть неплохая механическая или зрительная память, способность решать в уме сложные математические задачи.

Имбецильность — среднее по степени тяжести проявление олигофрении. Психическая деятельность и мышление таких пациентов примитивно, они полностью лишены инициативы, пассивны, легко внушаемы, при смене окружающей обстановки теряют ориентацию, поэтому нуждаются в постоянном досмотре и уходе. Имбецилы понимают речь людей, сами могут произносить небольшие отрывистые фразы и слова, усваивают и пользуются простейшими трудовыми навыками, владеют элементами самообслуживания, некоторые больные могут выполнять несложные счетные операции. Имбецилы характеризуются привязанностью к родственникам и адекватно отвечают на порицание или похвалу.

Идиотия считается наиболее тяжелым проявлением олигофрении и характеризуется полным отсутствием речевых навыков и мышления. Идиоты не владеют осмысленной психической деятельностью, при этом эмоциональная жизнь проявляется только в проявлении чувства удовольствия или неудовольствия. В своем поведении часть пациентов бывает агрессивной и злобной, другая часть — вялая и апатичная. Обычно больные не понимают речи и произносят только отдельные звуки и короткие слова, не отличают родственников от чужих людей, не владеют бытовыми навыками, не в состоянии питаться без посторонней помощи, не пережевывают пищу, неопрятны и полностью безразличны к окружающей обстановке и быту.


Приобрести эффективные лекарства для лечения этого заболевания

    Признаки деменции — тяжелые перспективы

  • Отличие деменции от олигофрении
  • Больные деменцией — общая беда в доме


  • Признаки деменции - тяжелые перспективыРаспад психических функций происходит в результате поражения головного мозга, что бывает чаще в старости и называется сенильное слабоумие. Старики, шаркая ногами, мелкими шажками бесцельно бродят по дому, разбрасывая по пути всякую мелочь из карманов, забывая, что хотели сделать, зачем пришли в кухню или в туалет, вновь и вновь возвращаются к одному и тому же месту, плохо представляя, где они и кто они.

    Очень часто в связи с этим родственники раздраженно бросают вслед: «старческий маразм» как формулу забывчивости, неаккуратности, неопрятности, но, к сожалению, это симптом деменции, тяжелого необратимого процесса.

    Среди признаков деменции весьма характерно, как кратковременное, так и долгосрочное нарушение памяти, исчезновение абстрактного мышления. Очень часто старики становятся слезливыми, обидчивыми и сентиментальными. В начале заболевания отмечаются неврозоподобные расстройства, появляются слабость, вялость, утомляемость, раздражительность, головные боли, нарушения сна, рассеянность и, как следствие подобного состояния — неопрятность, что так раздражает родных и близких.

    Амнезия приводит к нарушениям ориентировки во времени и в месте, пациенты не всегда в состоянии самостоятельно дойти до туалета, что неизбежно проявляется неопрятностью. Это симптомы деменции, которые проявляются заметным интеллектуальным регрессом и социальной дезадаптацией. Признаки тяжелой стадии деменции отмечаются грубым распадом личности, сквернословием, полным расстройством воли и асоциальным поведением.


    Отличие деменции от олигофрении

    Порой бывает очень трудно выявить отличие признаков деменции от олигофрении. Стойкая интеллектуальная недостаточность может возникнуть после перенесенных инфекций и травм, это есть «органическое слабоумие». В этом случае, первую очередь следует отметить нарастающий распад психики. Несмотря на возникающие пробелы, активный и пассивный словарь больных деменцией богаче, не затруднено осознавание словесных инструкций, возможно общение с ними. В эмоциональной сфере при позднем слабоумии чувства пациентов разнообразны и практически адекватны ситуации, они могут сопереживать, их интересы более широкие всесторонние.

    В ходе анализа отличия деменции от олигофрении следует отметить, что психическое состояние имеет тотальный характер поражения, когда страдает не только логическое мышление, но и вся психическая деятельность. При органическом слабоумии, в отличие от олигофренического, происходит распад уже более или менее сформировавшихся интеллектуальных функций.

    Характерные признаки приобретенного слабоумия:

    • отсутствие целенаправленной мыслительной деятельности;
    • четко выраженные изменения внимания и памяти;
    • яркие эмоциональные нарушения;
    • проявление повышенных или извращенных инстинктов.

    Симптомы олигофрении появляются чаще в младенческом возрасте, полностью разрушают еще несформированный интеллект в связи наличием наследственного заболевания, а также после травмы или инфекции.


    Больные деменцией — общая беда в доме

    Заболевание характеризуется 3 степенями тяжести, из чего проистекает необходимый уход и помощь:

    • При легкой степени снижается способность к запоминанию, наблюдается рост количества профессиональных ошибок, легкие когнитивные нарушения. Сложные задания, некоторые финансовые операции и дальние поездки становятся не под силу, требуется контроль и внимание окружающих.

    • Больные средней степенью деменции не могут проживать отдельно, им необходима посторонняя помощь. Пациенты не в состоянии вспомнить значительные, существенные факты и очертить хронологические события из личной жизни, хотя еще живы представления о настоящем и прошлом.

    • Старики с тяжелой степенью нуждаются в постоянном уходе и надзоре во избежание несчастного случая. Многие жизненные представления стерты и утрачены полностью. Помощь и уход необходимы в самых элементарных видах самообслуживания, поскольку резко нарушаются все жизненные навыки и приемы, вплоть до самостоятельного передвижения. Психическое состояние больных довольно часто утяжеляется за счет развития галлюцинаций, бреда, аффективных расстройств.

    Ребенок-олигофрен. «Неизлечим» не значит «обречен»

  • Проявления умственной отсталости
  • Возможные ошибки
  • Только не изоляция
  • Семья и школа
  • Профессиональная адаптация

  • Термин «умственная отсталость», или «олигофрения» (дословный перевод – «малоумие»), применяется в психиатрии с 1915 года. Согласно определению, принятому в отечественной психиатрии, олигофрения – это нарушение психического развития (в первую очередь, интеллектуального), связанное с поражением нервной системы.


    Только не изоляция

    В нашей стране с советских времен существовала система отделения «особых детей» от «нормального» общества. В итоге даже дети с относительно легкими нарушениями довольно быстро превращались в инвалидов, неспособных к самостоятельной жизни. Малыши с диагнозом «олигофрения» при таком подходе вынуждены жить в замкнутом мире, они не видят своих здоровых сверстников, не общаются с ними, им чужды интересы, увлечения обычных детей. В свою очередь, здоровые малыши тоже не видят тех, кто не соответствует «стандарту», и, встретив на улице человека с ограниченными возможностями, не знают, как к нему относиться, как реагировать на его появление в «здоровом» мире.

    Ребенок-олигофрен. «Неизлечим» не значит «обречен»Сейчас можно утверждать, что традиция разделять детей по степени умственной отсталости и «отбраковывать» тех, кто не вписывается в определенные рамки (ставить клеймо «необучаемый», помещать в интернат, специальную школу), устарела и не приводит к положительному результату. Если ребенок с подобной патологией живет дома, то сама ситуация стимулирует его осваивать разные навыки, он стремится общаться со сверстниками, играть, учиться. Однако на практике происходит так, что малыша с диагнозом «олигофрения» отказываются принимать в обычный детский сад, школу, хотя право на образование имеет каждый ребенок, и предлагают обучение в специализированном учреждении или лечение.

    Зачастую такой ребенок попадает в больницу. На госпитализации настаивает участковый педиатр, да и администрация детских учреждений требует заключения врачебной комиссии.

    Для любого специалиста, имеющего дело с таким малышом, характерно стремление помочь ему, используя для этого все доступные способы. Поэтому если с ребенком работает врач, то основной, привычный и доступный ему способ помощи – госпитализация для обследования и лечения сопутствующих заболеваний (в том числе, и нервной системы), которые, как правило, встречаются у детей с олигофренией. Но при этом ребенок попадает в замкнутый мир больницы, где его окружают такие же малыши, не способные самостоятельно овладеть необходимыми навыками. От степени тяжести нарушения зависит, будет это способность полноценно общаться со сверстниками и осваивать школьную программу или ребенок не сможет сам научиться есть ложкой из тарелки, одеваться. Основное, что предлагает ребенку медицинское учреждение, это лечение. Квалифицированной педагогической помощи, своевременного обучения он не получает. А если и получает, то в минимальном объеме. В семье малыш может наблюдать за старшим братом или сестрой, за соседскими детьми и стремится научиться играть, говорить, читать так же, как они. В больнице у ребенка нет такого примера, и он вместе другими детьми довольствуется примитивными играми и общением с помощью жестов.

    Конечно, если малыш попал в больницу на определенное время (для проведения курса лечения или диагностики), то по возвращении домой у него будет возможность в некоторой степени восполнить недостаток общения, заботы и правильного обучения. Но есть дети, которые живут в такой замкнутой системе постоянно – это те, от которых отказались родители, узнав, что ребенок родился «больным» «не таким, как все».


    Семья и школа

    Существовавшая раньше система изоляции «особых детей» приводила к тому, что даже малыши с относительно легкими нарушениями довольно быстро превращались в инвалидов, неспособных к самостоятельной жизни. Если ребенок живет дома, то эта ситуация сама стимулирует его осваивать разные навыки, он стремится общаться со сверстниками, играть, учиться.

    В последнее время наметилась тенденция воспитывать детей с разными нарушениями развития дома, в семье. Если раньше (20--30 лет назад) маму еще в роддоме уговаривали оставить «неполноценного» ребенка, сдать его в учреждение собеса, то теперь все больше детей-олигофренов оказывается под опекой любящих родителей, готовых бороться за их развитие и адаптацию в обществе. С помощью близких людей такой ребенок имеет возможность претендовать на образование, лечение (в случае, если это необходимо), общение со сверстниками.

    Ребенок-олигофрен. «Неизлечим» не значит «обречен»Практика показывает, что даже самые «тяжелые» дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности. Малыши, не умеющие говорить, плохо понимающие речь окружающих, с интересом смотрят на детей и взрослых вокруг, начинают интересоваться игрушками, в которые играют их сверстники. Через простые, доступные им игры начинается взаимодействие с педагогом, а потом – обучение ребенка тем навыкам, которые впоследствии окажутся для него необходимыми (есть ложкой, пить из чашки, одеваться).

    Конечно, нельзя рассчитывать, что малыш с тяжелым нарушением интеллекта сможет преодолеть эту проблему полностью. Работа разных специалистов (педагога, психолога, врача и других) направлена на то, чтобы дать ребенку шанс максимально развить те способности, которые возможно. Замечательно, если ребенок с неглубоким нарушением интеллекта сможет поступить в массовую школу около дома, где внимательная учительница с пониманием отнесется к его проблемам и поможет освоить доступную ему часть программы, удержаться в коллективе одноклассников, не превратившись в изгоя и «классного дурачка». Хорошо, если малыш, не говоривший до семи лет, научится пользоваться речью для общения, сможет объяснить маме, чего он хочет. Неплохо, если ребенок, долгое время не обращавший внимания на окружающих его людей и предметы, начнет смотреть и доступным ему способом реагировать на происходящие события – тогда мама сможет понять, что нужно ее малышу, что он любит или почему вдруг заплакал.


    Профессиональная адаптация

    Согласно существующему законодательству, все граждане имеют право на труд. Инвалиды – не исключение. Действительно, они имеют право получить рабочее место, выполнять ту работу, на которую способны, и получать за это зарплату.

    На практике это очень трудно реализовать. Действительно, для того, чтобы человек с ограниченными возможностями мог работать, нужны специальные условия. То, что обычные люди выполняют легко, с минимальными затратами времени и сил, инвалид будет делать гораздо дольше, возможно, сделает больше ошибок, ему надо будет чаще отдыхать. Естественно, работодатели предпочитают брать на вакантные места здоровых людей. Значит, кроме права инвалида на труд нужен еще и механизм реализации этого права. Например, рабочие места, на которые охотно будут брать людей с ограниченными возможностями.

    Существует точка зрения, что инвалиду не нужно работать – он не такой, как все, ему трудно выполнять простейшие действия, поэтому общество должно предоставить ему не работу, а содержание, льготы и освобождение от различных обязанностей. Такой подход может только дискриминировать человека с ограниченными возможностями. Все дети, с раннего возраста стремятся вырасти и стать кем-то, они мечтают о карьере космонавта, учителя и т.д. Потом стремления детей меняются, и в определенный момент они выбирают себе профессию. Общество, дающее инвалиду только льготы, стремится лишить его этой мечты, а вместе с ней возможности личностного роста, уважения к себе. Он обречен навсегда оставаться ребенком, потребителем, получающим от общества жилье, пищу, одежду и ничего не давать взамен.

    Такую ситуацию необходимо изменить, и начать надо с отношения общества к «другим» людям. Заключение медицинской комиссии «нетрудоспособен» не означает, что инвалид не имеет права работать. Нет, оно скорее указывает, что он не способен трудиться на обычном рабочем месте, и ему необходимы особые условия для работы.

    Важно, чтобы для каждого ребенка – «нормального», одаренного, с ограниченными возможностями – был заранее определены вехи, которые он пройдет в жизни. Родители должны быть уверены, что для их малыша существует детский сад, в котором он будет играть и учиться общению с детьми, школа, где он получит необходимые ему знания, работа, которую он будет выполнять с удовольствием и с ощущением, что он нужен обществу. А разделение людей на так называемых «нормальных», «одаренных» и «инвалидов» должно быть не критерием «отбраковывания» одних и продвижения других, а способом выбора их жизненного пути.

    По материалам статьи психолога Ирины Константиновой «Ребенок-олигофрен. Неизлечим не значит обречен»

    Слабоумие

  • Слабоумие
  • Правильное воспитание ребенка
  • Адаптация

  • В семье моих знакомых радость – родился долгожданный ребенок. Счастье, которое сопровождает подобное событие, далось им ценой долгих размышлений, лечений, предостережений врачей, тревог. Ребенок родился раньше срока, врачи сделали все, чтобы сохранить жизнь этого маленького человечка.

    И вот уже рядовые будни. Шли дни за днями, месяцы за месяцами, мальчик рос, кушал, спал, что-то лепетал, радовал родителей. До трех лет он ничем не отличался от своих сверстников, разве, что упорно не желал произносить самые простые слова, а общался на своем, только ему понятном, языке. Родители обращались к врачам, но те не выявили никаких отклонений. А после трех лет был поставлен страшный диагноз – слабоумие.


    Слабоумие

    СлабоумиеСлабоумие – это врожденное или приобретенное в первые годы жизни заболевание, проявляющееся в недоразвитости всей психики, но главным образом интеллекта. Дети с таким диагнозом нуждаются в постоянном присмотре и опеке. К сожалению, в большинстве случаев тяжелые инвалидизирующие заболевания детей не всегда можно вовремя диагностировать. Своевременное установление диагноза должно быть важным аспектом при наблюдении за подобными детьми, так как чем раньше будет выявлена болезнь, тем быстрее и эффективнее будет лечение.

    Супружеская пара, узнав такой диагноз, испытала большой эмоциональный стресс и целый комплекс негативных эмоций. Они пережили все, что бывает в таких ситуациях - поначалу был шок, растерянность, беспомощность, страх и постоянный вопрос: «Почему это случилось именно с нами?». Затем начались метания, родители консультировались со многими врачами в надежде, что специалисты не всегда компетентны и могут ошибаться в диагнозе. Они очень надеялись, что их ребенок не болен.

    Шло время, и все нагляднее проявлялась болезнь. Перед родителями стояла трудная задача, пережить чувство горечи и изменить собственные ожидания и установки по отношению к больному ребенку, с одной стороны и невозможность изменить биологический и эмоциональный статус ребенка с другой. Постепенно в семье началась психологическая реорганизация, приспособление, принятие больного ребенка. Отец эмоционально не ушел от этой ситуации, и вместе с матерью все больше вовлекались в воспитание ребенка.


    Правильное воспитание ребенка

    Правильное воспитание ребенка с интеллектуальными отклонениями в семье возможно лишь тогда, когда родителям, а особенно маме, удается сохранить эмоциональное равновесие в такой стрессогенной ситуации, четко уяснить проблему и неустанно формировать перспективную реабилитационную программу. Решающую роль в развитии и раннем обучении детей с умственной отсталостью играют такие стимулирующие факторы, как постоянное общение, музыка, игры, яркие впечатления. Они также нуждаются в систематических занятиях для умственного и физического развития во всех областях, при этом им необходима большая помощь со стороны родителей и других членов семьи.

    Людей со слабоумием редко можно встретить в жизни, так как большинство из них находятся в психиатрических клиниках или домах инвалидов. Этой семье не раз предлагали отдать ребенка в специализированное учреждение, но ее решение было таково: «Пока мы есть, ребенок будет жить в семье. Мы сделаем все возможное для того, чтобы ребенок был приспособлен к условиям нашей жизни».


    Адаптация

    Проходя все доступные методы лечения, семья неустанно с первых лет жизни ребенка занималась его адаптацией. Они уделяли большое внимание психическому развитию сына, формировали у него необходимые для взрослой самостоятельной жизни знания, умения, навыки. Потому что, именно первые годы являются самыми важными в становлении психики и формировании взаимоотношений детей с окружающей средой. Родители понимали, что судьба их сына, имеющего особенности интеллектуального развития, зависит от навыков самостоятельного существования.

    В этой семье происходит взаимное влияние родителей на ребенка и ребенка на родителей. В процессе воспитания мать усвоила три основных навыка:

    • умение активно слушать, т.е. слышать, что ребенок хочет сказать родителям;

    • умение выражать собственные чувства и мысли в доступной для понимания малыша форме;

    • умение использовать принцип «оба правы» при разрешении спорных вопросов, т.е. говорить с сыном так, чтобы результатами разговора остались довольны оба участника.

    Биологическая неполноценность ставит ребенка в определенные условия развития и предъявляет повышенные требования к родителям, которые призваны, в этой ситуации, способствовать приспособлению его к данным условиям. Воспитание ребенка с отклонениями в интеллектуальном развитии должно быть коррекционным, то есть направленным на преодоление имеющихся в настоящее время нарушений и на предупреждение возможности их возникновения в дальнейшем.

    Задержка развития (умственная отсталость)

  • Первый шажок к победе задержки развития
  • Умственная отсталость
  • Олигофрен олигофрену рознь
  • Не объявляйте меня имбецилом...
  • Главное - не навреди

  • Радуясь на своего младенца, родители порой не замечают, что он чем-то отличается от сверстников. Например, другие дети в два года всегда болтают и стишки наизусть читают, а ваш какой-то молчун: в три года еще ни слова не сказал. Или чьи-то малыши из пластилина лепят, конструктор собирают, рисуют, а у вашего и карандаш не держится в руке, и конструктор ему непонятен, да и вообще он какой-то вялый, малоподвижный. Или, наоборот, слишком шустрый - вертится как юла, ни минуты на месте не посидит. Все это явные признаки задержки развития (умственной отсталости) ребенка, короче ЗПР (задержка психического развития). О том, почему возникает задержка развития и как ее вовремя выявить, мы попросили рассказать врача-нейрореабилитолога, доктора медицинских наук, академика А. Ефимова.


    Первый шажок к победе задержки развития

    По некоторым данным, детей с умственными нарушениями ежегодно становится больше и больше. Одни из них отличаются необузданностью поведения, агрессивностью, драчливостью. Как правило, плохо учатся, не могут сосредоточиться на изучении материала. Другие, наоборот, боязливы, подавлены, несамостоятельны, все делают по принуждению взрослых. Низкая активность подавляет у нихи интеллектуальное развитие. Родители и тех и других детей зачастую не соглашаются с тем, что их малыш имеет задержку развития. Они считают, что повзрослев, он выправится: станет, как говорится, нормальным. На самом деле, если ему не помочь, он нормальным не станет. Родителям это нужно осознать и еще понять: именно такие дети, когда вырастут, пополняют число умственно отсталых людей.


    Умственная отсталость

    Задержка развития (умственная отсталость) Это задержка развития психики, которое обнаруживается обычно в возрасте до трех лет, а нередко только к младшему школьному возрасту, когда начинают формироваться логическое и абстрактное мышление. Отсутствие такого мышления или недостаток его развития выявляется в школе, как правило на уроках математики. В раннем детском возрасте задержка психического развития может проявляться в недоразвитии речи и неспособности выполнять тонкие движения, в ограничении общения, в слабой способностью к обучению.

    Причины умственной отсталости могут быть внутренними, то есть врожденными, генетически обусловленными, и внешними. С врожденной умственной отсталостью все ясно - улучшить состояние такого больного практически невозможно. Оно, как говорится, дано ему от природы.

    А вот если ребенок родился с задержкой развития из-за того, что его мать во время беременности перенесла вирусное заболевание, то такого ребенка можно лечить. Причина его умственной отсталости получена им извне: на его центральную нервную систему могли повлиять токсины, вырабатываемые вирусами. Подобное воздействие на будущего ребенка оказывают порой и сильнодействующие лекарства, принимаемые матерью во время беременности, а также ее болезни, связанные с обменом веществ.

    Внешней причиной задержки развития ребенка могут быть и травмы при родах, и черепно-мозговые травмы младенца, а также заболевание энцефалитом в возрасте до 3 лет. Кстати, причиной нарушений в сфере логического мышления чаще всего бывает перенесенные ребенком во время родов кислородное голодание разной длительности - гипоксия или аноксия.


    Олигофрен олигофрену рознь

    Под воздействием внешних причин в структурах головного мозга ребенка нарушаются обменные процессы и может развиться умственная отсталость, или олигофрения. Задержка развития бывает трех степеней выраженности.

    Первая - легкая, так называемая дебильность. При этой степени умственной отсталости ребенок в состоянии достигнуть полной независимости в уходе за собой, приобретает навыки домашней работы. Основные затруднения начнутся в школе: такие дети не в состоянии успешно учиться по программе, предусмотренной для здоровых детей. И все-таки они могут научиться читать, писать и считать. Они в состоянии освоить какое-то простое ремесло и выполнять несложную работу.

    Средняя степень олигофрении - умеренная умственная отсталость, или имбецильность. Вот такому ребенку навыки самообслуживания даются уже с очень большим трудом. Он плохо осваивает даже самые простые движения, не всегда понимает речь. В детстве и подростковом возрасте обязательно нуждается в специальном педагогическом внимании и обучении. В зрелом возрасте люди, страдающие имбецильностью, требуют за собой серьезного надзора.

    И наконец, последняя, глубокая стадия умственной отсталости - это идиотия, при которой человек не развивается выше уровня трехлетнего ребенка. Такие больные совсем неспособны к пониманию и выполнению требований, правил, инструкций. Им присущи грубые нарушения в двигательной сфере. Часто случается недержание мочи и кала. Могут быть тяжелые неврологические нарушения. Причины идиотии в основном органические, то есть генетические, наследственные, хотя иногда это состояние возникает после очень тяжелых травм головного мозга.


    Не объявляйте меня имбецилом...

    Умственную отсталость обычно считают неизлечимой. Однако мои многолетние наблюдения позволяют мне сделать вывод, что не удается вылечить только тех детей, в основе дефекта которых лежат генетические или тяжелые социальные причины. А таких среди всех детей с задержкой развития примерно 30%, остальные же 70% страдают от телесных (соматических) причин. И вот этих детей можно и нужно лечить. Они излечимы.

    К сожалению, и врачи, и педагоги всех малышей с задержкой развития объявляют дебилами, направляя их в спецшколы для недоразвитых, пополняя число умственно отсталых. И тем самым калечат всю их судьбу. На самом деле у большинства таких ребятишек отствание в развитии носит временный характер. Нужно прежде всего разобраться в причине задержки развития малыша. Если, например, она кроется в наследственности и ребенок как бы находится на более ранней ступени развития, напоминая детей младшего возраста, - это один разговор. Такой малыш действительно нуждается в специальном обучении. А вот если задержка развития вызвана какими-либо заболеваниями, например хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, пороками сердца и др., то организм ребенка оказывается ослабленным. Это естественно снижает его активность и, как следствие, вызывает нарушения в развитии психических функций. К такому ребенку - иной подход. Потребуется вылечить его от основного заболевания, укрепить иммунитет, создать благоприятную обстановку в семье и школе и спокойной с ним заниматься по общеобразовательной программе.

    Очень часто задержка развития возникает из-за неблагоприятных социальных условий, при которых травмируется психика ребенка. Например, из-за безнадзорности и отсутствия воспитания не развивается интеллект, способность к познавательной деятельности. И наоборот, при избыточной опеке, изнеживающем воспитании формируется несамостоятельны, безынициативный, безответственный, эгостичный человек, нуждающийся в постоянной помощи и опеке.

    При таких причинах задержки развития достаточно изменить условия воспитания, и психика ребенка восстановится.

    Хуже поддаются коррекции задержка развития, возникающая из-за болезней головного мозга, которым предшествовала осложненная беременность матери (тяжелые токсикозы, инфекции, отравления, травмы), нарушения у самого ребенка (надоношенность, удушье, родовые травмы), а также заболевания первых лет жизни.


    Главное - не навреди

    Главное при любом виде задержки развития - как можно раньше провести диагностику заболевания, выявить его причины. Лечение умственной отсталости должно быть комплексным: с включением лекарственной терапи и медико-педагогической работы с ребенком и родителями.

    Не рекомендуется применение электропроцедур, мануальной терапии, посещение спортивных секций, а в отдельных случаях и уроков физкультуры. Категорически противопоказано модное сейчас лечение стволовыми клетками (фетальная терапия).

    Задача заботливых родителей - внимательнее относиться к своим малышам, наблюдать за ними, а при подозрении на неладное в их развитии своевременно обратиться к опытному врачу. А главное - никогда, ни при каких условиях не терять надежды на успех.

    Степени умственного недоразвития при олигофрении

  • Степени умственного недоразвития при олигофрении
  • Дебильность
  • Имбецильность
  • Идиотия

  • Степени умственного недоразвития при олигофрении

    По степени выраженности интеллектуального недоразвития олигофрения делится на три группы: дебильность, имбецильность и идиотию, количественное соотношение которых составляет соответственно 75%, 20% и 5%.


    Дебильность

    Дебильность - наиболее легкая по степени и наиболее распространенная форма олигофрении. Дети с олигофренией в степени дебильности составляют основной контингент учащихся вспомогательной школы и количественно - подавляющее большинство ее учащихся.

    Степени умственного недоразвития при олигофренииИнтеллектуальный дефект здесь выражен негрубо. Имеются элементы способности к обобщению. В дошкольном возрасте присутствует примитивный замысел в игре, возможность ее простейшей организации; в школьном - определенная оценка конкретной ситуации, ориентация в простых практических вопросах. Имеются фразовая речь, часто неплохая механическая память. Все это способствует приобретению определенного запаса сведений, овладению навыками чтения, письма, счета, усвоению знаний, предусмотренных программой вспомогательной школы.

    При отсутствии осложняющих факторов обнаруживаются достаточные старательность и работоспособность. Относительная сохранность эмоций, их более выраженная дифференцированность облегчают выработку самоконтроля.

    И, тем не менее, дебильности присущи все компоненты олигофренического недоразвития интеллекта.

    Мышление имеет наглядно-образный характер. Ребёнок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала - преимущественно образные и эмоционально окрашенные рассказы и описания. Отвлечённые понятия и рассуждения, ещё плохо понимаемые, не запоминаются. Подлинное образование понятий оказывается недоступным. Очень слаба способность к отвлечению и обобщению. Плохо понимается смысл прочитанного. Правильно воспринимая предметы и их изображения, дети, страдающие дебильностью, затрудняются в их сравнении, установлении существующих между ними внутренних связей. Это наглядно проявляется в эксперименте с сюжетными картинками, серией последовательных изображений, в операциях на классификацию.

    При обучении счету дети с трудом усваивают понятие количественного содержания числа, смысл условных арифметических знаков. Без предварительного разъяснения часто не понимают условие несложной задачи. При ее решении «застревают» на предшествующем способе действия. С трудом усваивают правила правописания.

    Фразы примитивны, речь часто страдает аграмматизмами (неверные ударения, неверные падежные формы), косноязычием. Косноязычие - это расстройство речи, заключающееся в неправильном произношении звуков. Типичным примером косноязычия является картавость при произношении звука «р». Причины косноязычия бывают различными. Одной из них является неправильное воспитание речи у детей раннего возраста. Это происходит в тех случаях, когда родители или воспитатели в яслях и детских садах не следят за своей речью. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, воспринимаются медленно.

    С интеллектуальным недоразвитием тесно связана незрелость личности. Отчетливо выступают несамостоятельность суждений и взглядов, отсутствие любознательности в игровой, познавательной и трудовой деятельности, слабость инициативы. При общей достаточной сохранности эмоциональной сферы нет сложных оттенков переживаний.

    Отмечается недостаточность тонких дифференцированных движений, выразительности мимики.

    При правильном воспитании и обучении, своевременном привитии трудовых навыков, отсутствии нервно-психических расстройств, осложняющих интеллектуальный дефект, социальный прогноз этой формы олигофрении благоприятен. При выполнении работы, не требующей инициативы, самостоятельности и быстрой переключаемости, обнаруживается достаточная продуктивность. Наличие практической ориентировки, заинтересованности в своем жизнеустройстве способствует приобретению трудовых навыков и посильной социальной адаптации.


    Имбецильность

    Имбецильность - более тяжелая степень слабоумия, чем дебильность. Специфика и выраженность олигофренического слабоумия выступают при имбецильности с большей отчетливостью. Это, прежде всего, проявляется в полной неспособности к отвлечению от конкретной ситуации, образованию даже элементарных понятий. Суждения крайне бедны и большей частью без переработки заимствованы от окружающих.

    Логические процессы находятся на очень низком уровне. Дети не в состоянии уловить основную идею прочитанного им рассказа, его содержание воспроизводят только по наводящим вопросам.

    Недостаточность зрительного и слухового анализа и синтеза отчетливо проявляется в затруднениях при запоминании букв, сходных по написанию или звучанию, при слиянии звуков в слоги и слогов в слова. Чтение часто носит механический характер, понимание смысла прочитанного отсутствует. Возможно обучение порядковому счету в пределах первого десятка, механическое заучивание таблицы умножения. Отвлеченный счет, понятие о числе недоступны.

    Степени умственного недоразвития при олигофренииЗапас слов мал, иногда ограничен названиями отдельных предметов. Речь маловыразительная, фразы короткие, аграмматичные. Нередко отмечается косноязычие.

    Моторика малодифференцирована. Синкинезии, медлительность, вялость, неловкость движений усуглубляют трудности овладения письмом, физическим трудом. Синкинезии - это дополнительные движения, которые непроизвольно возникают при основных движениях. К синкинезиям, в частности, относятся движения рук при ходьбе.

    Для деятельности характерно отсутствие инициативы, самостоятельности, оперирование штампами, основанными на подражании. Доступны лишь те виды труда, которые состоят из стереотипного повторения одних и тех же заученных приемов. Интеллектуальная переработка собственного опыта отсутствует. Изменение рабочего или бытового шаблона вызывает состояние растерянности. Поэтому приспособление к жизни и элементарным видам труда возможно лишь при наличии постоянной помощи, контроля и руководства.

    В то же время этим детям нередко присуща определенная наблюдательность в бытовых ситуациях. Есть способность к накоплению некоторого запаса сведений. Часто доступны понимание и произнесение элементарных фраз, установление различия между предметами на основе выделения их простейших признаков. Возможно обучение элементам чтения, письма, простого порядкового счета. Есть элементарные навыки самообслуживания.

    Относительно сохранны простые непосредственные эмоции, а также и проявления сочувствия, стремление помочь, реакция на похвалу и порицание. Имеются зачатки самооценки: переживание своей физической слабости, моторной неловкости.

    При отсутствии осложненности олигофрении дети и подростки, страдающие имбецильностью, часто способны овладеть элементарными видами физического труда (простыми работами с бумагой и картоном, подбором по цвету и размеру несложных деталей для различных бытовых изделий и т. д.). При тяжелой степени имбецильности обучение даже простым видам производственного труда невозможно.

    Выраженность интеллектуального дефекта при имбецильности различна. При менее тяжелом слабоумии (наличии достаточно развитой речи, способности к приобретению элементарных практических навыков) дифференциация с дебильностью нередко представляет определенные трудности. В этих случаях детей целесообразно направлять в диагностические классы вспомогательных школ, где квалификация выраженности интеллектуального дефекта дается на основе определения степени обучаемости.

    Характерны аномалии черепа, явления микро- и гидроцефалии и т. д. Гидроцефалия — это чрезмерное увеличение размеров черепа, родничков, вызванное увеличением количества спинномозговой жидкости в полости черепа. При этом заболевании изменяется и форма черепа — его мозговой отдел значительно преобладает над лицевым, лобная часть резко выступает вперед. Микроцефалия — это уменьшение размеров черепа и раннее закрытие родничков. При врожденной микроцефалии размеры черепа малы с рождения.


    Идиотия

    Идиотия представляет собой наиболее тяжелую степень олигофрении. Отмечается грубое недоразвитие функций восприятия. Реакция на окружающее слаба либо неадекватна. Сознание собственной личности смутно. Мышление по существу отсутствует (бессмысленна).

    В обращенной речи воспринимаются не ее смысл, а интонации и сопровождающие речь мимика и жесты. Особенности собственной речи зависят от глубины идиотии. Речь бывает ограничена отдельными нечленораздельными звуками или представляет собой набор единичных слов (существительных или глаголов, чаще в неопределенной форме), употребляемых без грамматических согласований, с грубым нарушением произношения, частым непониманием смысла.

    Эмоции крайне элементарны и большей частью связаны с физическим самочувствием, физиологическими потребностями. Источником удовольствия и примитивных проявлений радости являются соматическое благополучие, ощущение сытости, тепла, удовлетворение патологических влечений (прожорливость, онанизм, сосание пальцев, жевание несъедобных предметов).

    Чувство неудовольствия вызывается ощущением холода, голода, боли, соматическим дискомфортом. Формы выражения аффекта примитивны: радость проявляется в двигательном возбуждении, выразительном крике и мимике; в состоянии злобы наблюдаются агрессия, склонность к самоповреждению.

    Аффект страха, проявления негативизма часто связаны с боязнью нового, неизвестного. Однако при более легких степенях идиотии у больных можно обнаружить зачатки социальных чувств: элементы привязанности к людям, которые их кормят и за ними ухаживают, проявления радости при похвале, смутного беспокойства при порицании. Общий фон настроения характеризуется либо благодушием с элементами эйфории, либо вялостью и безразличием, реже злобностью и угрюмостью.

    Недоразвитие моторики проявляется в крайней бедности мимики, однообразии и замедленности движений, нарушениях их координации вплоть до расстройств навыков стояния и ходьбы.

    Деятельность, по существу, отсутствует. Нет навыков самообслуживания. Поведение ограничено либо действиями, связанными с реализацией инстинктивных потребностей, либо элементарными аффективными и двигательными реакциями на внешний раздражитель. Предоставленные себе, одни больные лежат или сидят, не реагируя на окружающее, другие беспокойны, бесцельно суетливы. Двигательные стереотипии имеют характер ритмического раскачивания туловища, однообразных движений головы, конечностей.

    У детей имеются деформации черепа, ослабление какой-либо мышцы, группы мышц, полная утрата произвольных движений, судорожные припадки. Часты грубые дефекты физического развития: выраженные пороки развития телосложения, пороки развития кожи, внутренних органов, эндокринно-обменные расстройства.

    Умственная отсталость

  • Умственная отсталость
  • Дети с дебильностью

  • Умственная отсталость

    Умственная отсталостьУмственная отсталость является не психическим заболеванием, а специфическим состоянием, когда интеллектуальное развитие ребенка ограничено определенным уровнем функционирования центральной нервной системы.

    Умственно отсталый ребенок может развиваться и обучаться, но только в пределах своих биологических возможностей. Эта истина довольно трагична для родителей умственно отсталых детей, так как им хочется сделать все возможное, чтобы их ребенок стал «как все».

    Умственная отсталость не лечится. Врач может назначить стимулирующую терапию, если нет каких-либо противопоказаний, но ее эффект может осуществиться в пределах биологических возможностей организма конкретного ребенка. Таким образом, прогноз развития и социальной адаптации умственно отсталых детей в большой степени зависит от системы воспитания и обучения.

    В зависимости от степени умственной отсталости можно добиться больших или меньших результатов. Следует знать, что дети с имбецильностью и идиотией (средняя и тяжелая формы умственной отсталости) являются инвалидами детства, получают пенсии и либо имеют опекуна, либо могут быть помещены в специальные учреждения социального обеспечения.

    В работе с детьми этого контингента патопсихологи, кроме диагностической работы, проводят большую консультативную и психотерапевтическую работу с семьями этих детей. Не все родители могут самостоятельно справиться с таким горем, кроме того, в этих семьях часто растут и интеллектуально полноценные дети. Они также нуждаются в психологической поддержке.


    Дети с дебильностью

    Дети с дебильностью (легкая степень умственной отсталости) имеют другие проблемы. Эти проблемы связаны, прежде всего, с невозможностью успешно учиться по программе массовой школы. Перевод ребенка во вспомогательную школу является трагедией для большинства родителей.

    В разных странах по-разному подходят к вопросу, где и как обучать умственно отсталых детей. Предлагается обучать их либо в общем потоке детей, либо дифференцированно в специальных школах. В России до недавнего времени дети с диагнозом «дебильность» обучались во вспомогательной школе. В последнее время решение медико-педагогической комиссии часто игнорируется родителями.

    Умственно отсталый ребенок поступает в коррекционную школу (современное название вспомогательных школ) только при согласии родителей, но многие родители ищут обходных путей. Так как в большинстве массовых школ в настоящее время работают классы коррекции, выравнивания и т. д., то детей с дебильностью можно встретить и там. В некоторых частных школах также учатся умственно отсталые дети.

    Огромной проблемой является адекватное воспитание детей с легкой степенью умственной отсталости, которое определяет будущую социальную и трудовую адаптацию. Дело в том, что при хорошей адаптации, повзрослев, они растворяются в жизни. Работают (как правило, на простой работе), заводят семью, детей, являются полноправными членами общества. Патопсихологи могут принести большую пользу, осуществляя регулярное консультирование умственно отсталых детей и их родителей.

    Следует отметить, что олигофрения и умственная отсталость - в принципе одно и то же, однако принято говорить об олигофрении только в том случае, когда ее причина точно установлена. В тех же случаях, когда причина точно неизвестна, более употребим термин «умственная отсталость»

    Чувство, возникающее после того, как вы узнали эту новость

  • Чувство, возникающее после того, как вы узнали эту новость
  • Чувства родителей
  • Кризис
  • Чувства братьев
  • Реакция общества
  • Как встретиться лицом к лицу с новой ситуацией
  • Что с нашим ребенком
  • Почему у нашего ребенка умственная отсталость
  • Что плохого мы сделали

  • Чувство, возникающее после того, как вы узнали эту новость

    Обычно рождение ребенка - это счастливое событие. У нас практически каждая беременность является желательной, тщательно спланированной и строго наблюдается врачами. После стольких месяцев радостного ожидания, наконец, на свет появляется новый член семьи, и все мы очень счастливы.

    Чувство, возникающие после того, как вы узнали эту новостьНо иногда счастье бывает неполным, так как ребенок не соответствует нашим ожиданиям. Нам нужно знать, что 3% всех живых новорожденных имеют тяжелые пороки развития, определяемые визуально во время родов. В любой семье, в любой стране может появиться на свет ребенок с уродствами или умственной отсталостью. Этот так называемый биологический риск сопутствует каждым родам, риск, о котором супруги, ожидающие ребенка, как правило, зачастую не подозревают.

    В одних случаях умственная отсталость не устанавливается много лет, и только тогда, когда ребенок начинает ходить в школу, у него обнаруживаются определенные недостатки. В других случаях она проявляется гораздо тяжелее, и уже во время родов у ребенка бывают отмечены особенности, указывающие на его психическую инвалидность, как например, при синдроме Дауна, когда возникают врожденные пороки развития, которые легко отождествляются с этим заболеванием.

    В тех или других случаях умственная отсталость ребенка - это всегда тяжелое испытание для родителей. Однако лучше всего как можно раньше примириться с действительностью, чтобы также как можно раньше суметь предоставить ребенку необходимую поддержку.

    «Когда мне сказали, какой он, мне показалось, что все перевернулось, что к прежнему возврата уже не будет и что я никогда больше не стану счастлива.

    Я ощутила боль от какой-то невосполнимой утраты. Теперь я понимаю ее как боль от потери ребенка, которого я ждала».


    Чувства родителей

    Обычно время беременности проживается супругами с положительными эмоциями. Эти месяцы служат для укрепления отношений между ними, для установления общих целей. В данный период разрабатываются планы на будущее, в которые включена их дочь или сын, что вот-вот вступит в семью, и супруги даже начинают строить иллюзии насчет того, какими возможностями и способностями будет обладать их ребенок. Естественно, что при этом они хотят верить в «прекрасную сказку» . Но сына или дочери, прекрасных и совершенных во всех отношениях, не существует.

    Что лучше, иметь ребенка с инвалидностью или без нее, - эту тему вам придется обсуждать гораздо раньше, чем другим родителям.

    Рано или поздно, когда вы уже информированы о том, что у вашего ребенка умственная отсталость, то испытываете настоящий кризис: вам трудно согласиться с тем, что говорит врач, вы испуганы и сметены, вдруг все ваши планы разрушились, общие цели стали недостижимы. Будущего нет, есть что-то черное, несуществующее. Чудесный сон об отцовстве и материнстве превратился в ночной кошмар. Безнадежность делает ситуацию трагической. Кроме того, вы хотите знать правду и вместе с тем не можете ее принять, а она такова, что умственная отсталость неизлечима. Тотчас появляются другие неясные вопросы.

    В первую очередь вас охватывают сомнения: Правда ли это? Не ошиблись ли врачи?

    Потом вы пробуете найти причину: Почему это произошло? Почему с нами? Что мы сделали плохого? Есть ли какая-либо возможность лечения?

    А позже задумываетесь о будущем: Что будет с нашим ребенком? В каком уходе он станет нуждаться? Сможет ли сам себя обслуживать?

    На эти вопросы во многих случаях бывает невозможно ответить сразу. Вдобавок вы начинаете испытывать негативные чувства к самим себе, к своему супругу или супруге и к вашему ребенку.

    Эти изначальные чувства естественны.

    Очень часто родители впадают в крайнюю степень отчаяния. Вы можете испытывать чувство стыда, думать, что были наказаны за что- то, начинаете жалеть себя или сомневаться в самих себе. Некоторые родители даже склонны к мысли, что это не их ребенок, и нередко хотят его смерти. В равной мере вы можете испытывать чувства скорби и стремление обвинять себя или вашего супруга (супругу) в том, что случилось с ребенком, увеличивая таким образом возникшие трудности в ваших взаимоотношениях как раз в то время, когда любовь и обоюдная поддержка наиболее важны.

    Эти чувства вины беспочвенны: в большинстве случаев умственной отсталости причины ее неизвестны или являются физиологическими, поэтому ее нельзя проконтролировать. Ни отец, ни мать ни в чем не виноваты.


    Кризис

    Чувство, возникающие после того, как вы узнали эту новостьКак правило, каждый человек переживает свои кризисы по-своему. И не всегда мать и отец ребенка-инвалида испытывают одни и те же чувства в одно и то же время. Следует иметь в виду, что каждый отец и каждая мать переживает кризис в зависимости от своего жизненного ритма и в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Однако очень важно, чтобы в это время вы общались друг с другом и делились своими переживаниями с теми людьми, которые находятся рядом и могут помочь вам. Хорошо, если вы поговорите о проблемах вашего ребенка с остальными членами семьи. Вы не должны сомневаться в том, стоит или нет прибегать к помощи специалистов или просто к моральной поддержке окружающих, в которой вы так нуждаетесь. Очень важно и то, чтобы вы могли открыто выражать свои чувства. Участие в группе, под названием «Новые Родители», которая облегчает контакт между семьями, оказавшимся в одинаковом положении, позволяет поделиться своими переживаниями и отыскать неожиданные пути к решению проблемы на этот начальный период.

    Как правило, по мере того, как вы адаптируетесь к новой ситуации, вы переживаете несколько различных этапов: иногда вам хочется побыть одним, иногда хочется поделиться вашими чувствами с кем-нибудь, особенно, с любимым человеком или даже с окружающими вас незнакомыми людьми. Таким образом, сами того не сознавая и делясь с другими людьми своими чувствами, вы вскоре обнаружите, что ваш ребенок - это, прежде всего ваш ребенок, а потом вы заметите, что он будет доставлять вам удовольствие и радость и что все тревоги, которые переполняли вас с его рождением, теперь рассеялись или, по крайней мере, не так серьезны, как вам казалось.

    «В тот момент, когда казалось, что все рухнуло, ничего не имеет смысла и горе поставило тебя в ситуацию, из которой нет выхода, оно, это горе, постепенно перешло в радость от постоянного открытия положительных качеств нашего ребенка»


    Чувства братьев

    Если у вас есть еще дети, то нужно иметь в виду, что они могут проявлять зависть и ревность по отношению к новорожденному ребенку, особенно, когда родители, забыв или попросту не зная об этом, уделяют все внимание только ему.

    Важно признавать и заботиться о чувствах братьев и сестер ребенка с умственной отсталостью. Стараться создать такую атмосферу в семье, при которой дети будут свободны в проявлении своих чувств, как положительных, так и отрицательных. Это лучший способ принятия нового ребенка семьей. Если дети станут свободно проявлять свои чувства в семье, например, выражать сомнения, беспокойство по отношению к брату или сестре с проблемами и высказывать негативные мысли, то их эмоции будет легче направить в нужное русло путем доверительной и содержательной беседы.

    Братья ребенка с умственной отсталостью тоже имеют право на счастливое детство. Иногда с появлением такого ребенка в семье родители возлагают на остальных детей чрезмерную ответственность по уходу за ним. Между тем его братья и сестры, тоже имеют право на свободное время, на игру. Они не должны превращаться в нянек для этого малыша и постоянно следить за каждым его действием. На первых порах вам не нужно требовать от них сверх того, что вы могли бы требовать в помощи по уходу за ребенком без проблем в развитии.

    Как правило, если другие дети чувствуют к себе внимание и любовь со стороны родителей, чувствуют, что в семье у них есть надежный уголок, то они будут испытывать положительные эмоции, примут и станут помогать своему новому братишке или сестренке. Хорошо, когда взаимоотношения других детей с ребенком - инвалидом возникают спонтанно через игру и взаимное принятие, а не по принуждению родителей. Отношение родителей к новому ребенку сильно влияет на отношение к нему других детей. Со временем, когда у вас и у ваших детей будут решены проблемы на эмоциональном уровне, то в семье наладится обычная жизнь. И тогда вы должны спокойно подумать о том, как сможете достичь понимания общества.


    Реакция общества

    Давление со стороны общества очень велико, поэтому одним из первых шагов, которые мы должны будем предпринять, - это налаживать отношения с окружающими людьми. Некоторые из них подойдут к вам, что называется запросто, и заинтересуются вашим сынишкой или дочуркой. Другие смогут подойти не сразу, так как не знают, как им нужно отнестись к этой еще незнакомой ситуации. Нам необходимо иметь в виду и негативное отношение со стороны окружающих такое, которое может причинять нам неприятности и душевную боль, поэтому очень важно, чтобы мы сумели заранее подготовиться к преодолению таких ситуаций и они не смогли принести нам вред.

    Чувство, возникающие после того, как вы узнали эту новостьВ основном, мы должны знать, что от того, насколько более естественно мы сами станем относиться к людям, настолько лучше и они отнесутся к нам. Если нас спросят, какие проблемы есть у нашего ребенка, то лучше ответить откровенно и прямо, что у ребенка умственная отсталость. Некоторые поймут и предложат свою помощь. Другие могут отказаться сделать это, просто потому что ребенок-инвалид. У многих существует предвзятое мнение - причина неоправданного страха перед неизвестным.

    «Должна признать, что люди, с которыми нам довелось жить бок о бок, будь то семья, соседи или просто обитатели нашего квартала, - всегда относились к Андэру очень доброжелательно. И если кто- нибудь однажды, что случалось, конечно, редко, - проявлял неадекватное отношение, мне становилось больно, но не за себя, как раньше, или за сына, а за того человека, который так поступил и которому не хватило такта, чтобы вести себя иначе»

    Отец пятилетнего ребенка с умственной отсталостью и сопутствующей тяжелой физической инвалидностью избрал для себя следующую очень правильную позицию: «Разумеется, что на него смотрят, когда мы выносим его на улицу. Все испытывают любопытство, когда видят то, чего не видели прежде. Я и сам ни разу не видел такого ребенка, пока он у нас не появился, и, наверное, я тоже обернулся бы посмотреть на него. В этом нет ничего плохого, а только естественный интерес»

    И, наконец, не забывайте, что все новорожденные, независимо от того, есть ли у них инвалидность или нет ее, требуют заботы и внимания. Вы должны принять своего ребенка таким, каков он есть: любить его, помогать ему, играть с ним, одевать его, кормить, мыть и т.д., потому что у него те же потребности, что у любого другого ребенка.


    Как встретиться лицом к лицу с новой ситуацией

    Если умственная отсталость у вашего ребенка еще не установлена, но вы так или иначе догадываетесь об этом, имейте мужество развеять все сомнения. Многие родители месяцами и даже годами наблюдают за своим ребенком, подозревая, что он развивается не совсем так, как нужно, - и, тем не менее, не решаются столкнуться с суровой действительностью.

    Вы должны, как можно раньше, проконсультироваться с внушающим доверие специалистом, чтобы он информировал вас адекватно проблеме вашего ребенка. Эта информация послужит основой тому, чтобы вы могли предпринять определенные шаги, чтобы помочь ребенку развиваться более гармонично.

    Я обращаюсь к вам, родители, которые с момента появления на свет ребенка уже знают о его умственной отсталости и которые, возможно, еще не вышли из состояния первичного шока. Я призываю вас быть реалистами. Этот ребенок, как любой другой, нуждается в вашей заботе. Вашему ребенку необходимо питаться, спать, быть чистым. Ему также необходима любовь и ласка, как и всякому другому новорожденному. Вы удивитесь тому, как вы раньше не замечали, что ваш малыш прекрасен. Одновременно с этим исчезнут первоначальные тревоги, сомнения и страхи, которые вы испытали, когда узнали о проблемах вашего ребенка.

    «Ты даришь мне любовь и свою необыкновенную чуткость, чтобы почувствовать которую не нужны слова. Достаточно одного жеста, ласки, взгляда или одной фразы, какую только я могу понять, - чтобы сделать наше общение более близким…Нежности, которая возрастала во мне благодаря тебе, я никогда бы не испытала, не будь тебя. Без тебя я не знала бы, что такое понимание и терпимость к людям. Все эти качества просто не смогли бы у меня появиться, если бы не было тебя, мой маленький»

    Чтобы помочь вашему обучению, как надо относиться к ребенку с особыми потребностями, я постараюсь ответить на несколько вопросов, которые у вас возникают. Уверена, что их несравнимо больше и что все они тревожат вас так же, как и те, которые мы с вами будем разбирать ниже:


    Что с нашим ребенком

    В некоторых случаях диагноз бывает ранним, окончательным и полным, что иногда может успокоить родителей. Синдром Дауна устанавливается у новорожденных очень быстро и заключается в нарушении хромосом. Его характеризует ряд внешних признаков и умственная отсталость. Он поражает 1 из 600 новорожденных и может случиться в любой семье.

    Чувство, возникающие после того, как вы узнали эту новостьДиагноз этого заболевания ранний. Опытный специалист выявляет подозрение на синдром Дауна по внешним признакам и устанавливает безошибочный диагноз на основании исследования хромосом в крови новорожденного. Таким образом, как уже сказано, ошибка в диагнозе исключается полностью, если проведено исследование хромосом с помощью теста, состоящего в том, чтобы заставить клетки расти, а потом после специальной обработки рассмотреть находящиеся в них хромосомы под микроскопом.

    Хотя основная причина синдрома Дауна еще неизвестна, во всех случаях этой болезни у ребенка имеется одна лишняя хромосома. Хромосомы - это крошечные клеточные образования, которые содержат всю наследственную информацию (гены). Каждая клетка человеческого тела имеет полный нормальный набор хромосом, то есть 46 хромосом или 23 их пары. В каждой из этих пар одна хромосома происходит из яйцеклетки матери, а другая из сперматозоида отца. Вот так и составляется общее количество - 46 хромосом.

    У детишек с синдромом Дауна есть одна лишняя хромосома в 21 паре, из-за чего общее количество хромосом у них 47. Эта лишняя хромосома 21 пары как раз и вызывает синдром Дауна. Хотя никто не может с уверенностью сказать, каким будет ребенок, лишняя хромосома всегда нарушает нормальное развитие мозга. Поэтому у детей с синдромом Дауна всегда появляется умственная отсталость.

    Присутствие лишней хромосомы в 21 паре отрицательно сказывается на развитии зародыша, вызывая впоследствии у ребенка умственную отсталость и характерные физические особенности (маленькие уши, узкие глаза, зрачки которых постоянно направлены вверх, короткие руки, маленькое туловище и голова, ребенок менее активен, чем другие дети и т.д.)

    В большинстве других случаев диагноз устанавливается спустя месяцы, и даже годы. Для этого требуются многочисленные врачебные осмотры с большим количеством тестов и дополнительных анализов.

    «Во всяком случае, даже если врач сообщит о диагнозе в очень мягкой и тактичной форме, даже если служба ранней стимуляции станет работать, как следует, и даже если мы, родители, которые уже испытали все на собственном опыте, будем помогать новым родителям, впервые оказавшимся в такой ситуации, - столкновение с действительностью всегда жестоко, всегда причиняет боль»

    Нельзя полагать, что с помощью диагноза можно будет в данный момент определить, когда ребенок сможет ходить, говорить или делать что-либо самостоятельно.


    Почему у нашего ребенка умственная отсталость

    Причину, или этиологию, умственной отсталости в ряде случаев, как при синдроме Дауна, можно объяснить. Хотя лишняя хромосома может происходить, как от сперматозоида отца, так и от яйцеклетки матери, вероятность ее появления высока, если женщина решается рожать в возрасте старше 35 лет. Иными словами, женщина младше 35 лет имеет меньше шансов родить ребенка с синдромом Дауна, чем женщина старше указанного возраста. Но даже у молодых женщин есть небольшой риск. Поскольку большой процент новорожденных бывает у матерей младше 35 лет, то нет ничего странного в том, что много детей с синдромом Дауна появляется на свет именно у молодых матерей. Также нужно пояснить, что вероятность рождения больного ребенка не связана с количеством беременностей матери.

    Во многих других случаях причина умственной отсталости остается неизвестной для современной науки, однако врачи всегда помогут вам в решении медицинских проблем вашего малыша, не относящихся к причине его инвалидности.


    Что плохого мы сделали

    Это один из первых вопросов, которые возникают у родителей, как только они узнают о проблемах своего ребенка. Многие родители думают, что они сделали что-то такое, что «вызвало» синдром Дауна у их ребенка. Это неправда. Синдром Дауна появляется на ранних стадиях развития зародыша, уже при зачатии, когда зародыш получает одну лишнюю хромосому.

    Некоторые родители спрашивают, могут ли венерические заболевания вызвать проблемы у их ребенка. Ответ один: нет, потому что венерические заболевания не способствуют передаче зародышу лишней хромосомы. Многих родителей беспокоит мысль о том, что синдром Дауна возникает из-за того, что в период беременности случилось нечто, способное его спровоцировать (например, мать ребенка испытывала страх, принимала наркотики или пила алкогольные напитки). Ответ тот же: нет. Все, что происходит после момента зачатия и в период беременности, не может спровоцировать синдром Дауна. В целом, ничего из того, что совершали родители, не является причиной хромосомного нарушения у ребенка.

    Последствия рождения ребенка с умственной отсталостью

  • Для семьи
  • Для родных
  • Для супружеской жизни
  • Для решения иметь еще детей
  • Забота о ребенке
  • Социальная поддержка

  • Для семьи

    Последствия рождения ребенка с умственной отсталостьюРождение ребенка сразу вызывает бурю эмоций у всех членов семьи. Поначалу новорожденный пользуется повышенным вниманием. Со временем ситуация входит в обычное русло: родители, другие дети, бабушка с дедушкой возвращаются к своим привычным делам и обязанностям. Нужно поменять семейный уклад, чтобы все научились жить по-новому. Однако если у ребенка имеется умственная отсталость, как в вашем случае, то напряженность в семье возрастает и всем ее членам нужна помощь, чтобы принять такого ребенка, понять его потребности и те требования, которые с его появлением предъявляются к семье в целом. «Я помню, что когда наша педиатр сказала нам, что у Кармен синдром Дауна, то нами сразу овладело множество эмоций, и мы задали себе многочисленные вопросы типа: «Что точно означает синдром Дауна? Что такое трисомия 21?» Этими чувствами и вопросами мы поделились со многими родителями, так как состояли в группе междусемейной поддержки новых родителей. Стал чувствоваться некий отрыв от нормальной жизни, от семейных отношений, от социальных контактов. Потребовался более и менее продолжительный отрезок времени, чтобы эта глубокая рана зарубцевалась.

    Рождение ребенка с умственной отсталостью - это не повод для того, чтобы семья отказывалась от своих социальных и профессиональных интересов. Иногда с рождением такого ребенка у матери может возникнуть чувство морального долга, вынуждающее ее оставаться дома и ухаживать за ребенком, не имея возможности поступить на работу. Но можно утверждать, что, как правило, в грудном возрасте дети с умственной отсталостью не нуждаются в большем внимании, чем обычные дети. И если у матери есть потребность или же она хочет продолжать работать вне дома, то у нее не должно быть поводов отказывать себе в этом. Она может устроить своего ребенка, как любого другого малыша в таком возрасте, в ясли, где за ним будет соответствующий уход, либо поручить ухаживать за ним кому-нибудь из соседей. Важно, чтобы при этом каждый член семьи, насколько возможно, продолжал заниматься своими повседневными делами.

    В других случаях врачу требуются месяцы или годы, чтобы установить диагноз ребенка. В этой ситуации для семейного коллектива наступает очень трудный период. Нужно постараться, чтобы частые медицинские консультации, проверки и анализы как можно меньше нарушали привычную жизнь семьи, особенно, если у вас есть еще дети, которые могут чувствовать себя лишенными внимания. Когда, в конце концов, диагноз умственной отсталости уже установлен, то одновременно с описанной выше первичной шоковой реакцией родители порой испытывают некоторое облегчение, узнав правду. С этого момента уже можно конкретно помогать ребенку в его развитии без лишних сомнений, проволочек и раздумий. Но нам никогда нельзя забывать о том, что этот ребенок - инвалид - такой же член семьи, как все остальные, с теми же, что и у остальных, правами и обязанностями. Таким мы и должны воспринимать его в семье. Когда ребенок с умственной отсталостью становится старше, он требует больше внимания, терпения и понимания со стороны каждого из членов семьи, так как он дольше обычного усваивает простейшие навыки. Наступает время идти в школу, и родителям нужно найти в своем районе подходящий колледж, собирать ребенка на занятия, как делают родители других детей, отводить его в школу или к дверям школьного автобуса.

    Как только вы по-настоящему научитесь принимать своего ребенка-инвалида таким, каков он есть, стресс уменьшится. Для многих родителей появление ребенка-инвалида послужило поводом к тому, что эти родители стали лучше разбираться в самих себе, больше общаться с близкими; к тому, что у них возникло стремление к взаимовыручке, они смогли оценивать людей независимо от их интеллектуальных способностей или успехов в жизни, а также испытывать большее уважение ко всем людям.


    Для родных

    Начнем с того, что семья - это семья, а не лечебный центр. Некоторые родители, движимые горячим желанием преодолеть инвалидность ребенка, помимо своих прямых обязанностей, возлагают на себя и на своих родных массу добавочных забот о его лечении. Тем самым они наносят ущерб не только собственным интересам, но и интересам других членов семьи. Бывает, что мать или отец ребенка с умственной отсталостью чувствует, что этот ребенок как бы вытесняет его из семьи. У других детей создается впечатление, что им нельзя выйти погулять с друзьями, потому что «упражнения» с братом или сестрой постоянно отнимают у них массу времени. И они вдруг начинают чувствовать свою беспомощность, что мешает их правильным взаимоотношениям с малышом, который как бы является виновником этого чувства. Клиф Каннингэм в своей книге «синдром Дауна, введение для родителей» указывает: «Мы не встречали значительных сдвигов от проведения интенсивных упражнений, кроме разве что для выработки специфических поведенческих реакций, которая требует этих занятий. Также мы не встречали случаев, когда младенец оставался пожизненным инвалидом, если не получал достаточной стимуляции в первые месяцы или в первый год жизни».

    В семейной жизни важно соблюдать равновесие между необходимостью «стимуляции» (упражнений, восстановительных программ) ребенка с умственной отсталостью и повседневными потребностями остальных членов семьи. То, что ребенок недополучит в каком-нибудь специальном занятии, он сможет с лихвой восполнить в счастливой и уравновешенной семье, где его любят и понимают. «Мои чрезмерные заботы превратились в опеку, из-за которой я не могу в полной мере воспитать тебя как личность. Мне говорят: «Он тебе нужен?!» Конечно, ты мне нужен! Но мне хотелось бы, чтобы ты был другим, а это очень трудно, даже при всем моем терпении. Я хочу не вести тебя за руку, а держать твою руку в своей, чтобы придать тебе уверенность, но научить тебя ходить самому. Однако я всегда делала вид, что мне стыдно, когда я испытывала удовлетворение только лишь оттого, что другие не замечали твоей инвалидности».


    Для супружеской жизни

    Рождение ребенка-инвалида не должно быть причиной развода супругов. Несмотря на то, что ребенок с умственной отсталостью создает напряжение отношений между ними, но если супруги по-настоящему любят друг друга и умеют выражать свои чувства, то, естественно, что эта ситуация еще больше сплотит их и они будут поддерживать друг друга, чтобы вместе ухаживать, воспитывать и помогать ребенку. Если их отношения терпят крах, если им трудно находить общий язык друг с другом, если их любовь уже мало-помалу превращается в ненависть, тогда кризис легко переходит в окончательный разрыв после того, как ребенку ставится диагноз, который служит поводом для развода. Это самое легкое оправдание.


    Для решения иметь еще детей

     Рождение ребенка с умственной отсталостью не обязательно предполагает отказ от того, чтобы иметь еще детей. Однако сравнительно часто родители не решаются на это. Во многих случаях решение не иметь больше детей, продиктовано страхом того, что со следующей беременностью повторится та же проблема. Но беспокоиться не нужно. Очень редко синдром Дауна передается по наследству. И такие случаи всегда определяются проведением хромосомного анализа.

    Последствия рождения ребенка с умственной отсталостьюРодители ребенка с синдромом Дауна не наследственной формы (такие формы бывают у 98% больных детей) имеют 2% риска произвести на свет второго ребенка с тем же заболеванием по отношению к основному населению. Как мы уже говорили выше, процент риска появления на свет ребенка с синдромом Дауна среди основного населения увеличивается в зависимости от возраста беременной женщины. Такое увеличение риска бывает исключительно у родителей, которые уже имеют ребенка с ненаследственной формой синдрома Дауна. У братьев и сестер ребенка с этой формой болезни, а также у остальных членов семьи нет повышенного риска иметь детей с синдромом Дауна. Их риск в точности такой же, как у основного населения.

    Кроме того, существует возможность установления пренатального диагноза синдрома Дауна. Он устанавливается во время беременности посредством исследования хромосом зародыша, находящихся в околоплодной жидкости. Околоплодная жидкость извлекается путем амниоцентеза от 16 до 19 недели беременности. Амниоцентез - это исследование околоплодной жидкости. Амниоцентез не увеличивает риск выкидыша, так как проводится под контролем УЗИ опытным врачом. Если зародыш поражен синдромом Дауна, только родители будут решать, нужно ли оставить беременность или прибегнуть к терапевтическому аборту. Амниоцентез проводится у всех беременных женщин, имевшим ребенка с синдромом Дауна, или тем, кто старше 35 лет. Перед тем, как принимать решение иметь еще детей, необходимо, чтобы родители получили исчерпывающую медицинскую информацию, поскольку существует много различных вероятностей: В одних случаях в Генетической Консультации вам скажут, какой процент вероятности, того, что заболевание может повториться у будущего ребенка.

    В других, помимо уже упомянутого синдрома Дауна, могут быть с точностью диагностированы в течение беременности такие разновидности умственной отсталости, как например, мужская умственная отсталость, обусловленная неустойчивостью хромосомы «Х», или врожденная гидроцефалия. Таким образом, убедившись, что зародыш поражен одним из этих заболеваний, родители могут иметь возможность выбора в соответствии с существующим законодательством, сохранить ли беременность или потребовать произвести терапевтический аборт.

    Бывают случаи, когда умственная отсталость вызывается причинами, установить которые современная медицина не в состоянии. И врач не сумеет сказать, какова степень риска ее возникновения у вашего будущего ребенка. Мы еще раз хотим напомнить родителям, чтобы они не прислушивались к мнениям и суждениям людей, не являющихся профессионалами, и перед тем, как принять какое-либо решение, обращались за необходимой информацией к опытному специалисту. Как только вы будете хорошо информированы о том, иметь или не иметь еще детей, окончательное решение останется за вами. Никто не обязан решать это за вас!


    Забота о ребенке

    Каждый ребенок, независимо от того, есть ли у него умственная отсталость или нет, по-своему уникален. Всем детям нужна любовь и признание, чтобы они могли развить свой собственный позитивный имидж. Наш собственный имидж зависит в большой мере от того, как нас воспринимают те люди, мнением, которых мы дорожим. Если эти люди относятся к нам по-хорошему и сердечно, значит, все в порядке, и у нас вырабатывается собственный позитивный имидж. Точно также родители могут способствовать развитию у ребенка его собственного позитивного имиджа, любя ребенка таким, каков он есть, демонстрируя ему свою любовь и замечая успехи и достижения, которые он делает. Для ребенка с умственной отсталостью чрезвычайно важно, чтобы в семье к нему относились с теплотой и сердечностью.

    Последствия рождения ребенка с умственной отсталостьюУ большинства таких детей может наступить улучшение от занятий по программам раннего обучения. Специалисты должны порекомендовать родителям, какая именно программа стимуляции окажется наиболее подходящей в каждом конкретном случае. Они могут информировать также о времени начала ее проведения; об ее продолжительности и о месте проведения. Некоторые упражнения для развития ребенка очень просты, и их можно включать в семейные игры. Но следует избегать того, чтобы они были обременительными для родителей, поскольку это повредит добрым отношениям родителей и ребенка.

    Когда наступит школьный период, родителям нужно иметь в виду, что сейчас у нас все частные и государственные колледжи приняли программы для детей с особыми потребностями. В любой школе, какую бы вы ни выбрали, вашему ребенку окажут внимание, он получит соответствующее образование и подготовку. Данная форма обучения позволяет детям-инвалидам находиться среди здоровых детей, а также учиться общению со сверстниками, у которых тоже есть те или иные проблемы. Согласно образовательным нормам Гипускоа, мальчик или девочка с умственной отсталостью должны обучаться в как можно более здоровом окружении, то есть в обычной средне образовательной школе, как другие дети, поскольку, хотя они гораздо медленнее усваивают материал и не достигают среднего уровня класса, но овладевают большими навыками и учатся лучше, находясь вместе со сверстниками. Ребенок с умственной отсталостью может нуждаться в помощи при выполнении определенных школьных заданий и в адаптации школьных программ к его особым образовательным потребностям.

    По этой причине необходимо, чтобы родители вошли в контакт с Комиссией по Образованию своего района, и она смогла определить уровень развития и потребности их сына или дочери и помочь им, по мере возможности, выбрать подходящую школу.

    Кроме посещения школы, ребенок должен играть, развлекаться и участвовать во многих других делах. Не нужно забывать, что ребенок с умственной отсталостью тоже учится, подражая окружающим, и ему будет очень полезно общаться с другими детьми дома, в парке, на уроках и на улице. Держать взаперти людей с нарушениями интеллекта - это лучший способ не дать возможности развиваться их способностям и в то же время позволить обществу продолжать относиться к таким людям с пренебрежением и отвергать их.

    Как всякий другой ребенок, малыш с умственной отсталостью также должен овладеть навыками правильного поведения, и нужно требовать, чтобы он вел себя адекватно обстановке. Такие дети иногда бывают излишне упрямы, и в работе с ними необходимо проявлять терпение и такт. Подавляющее большинство этих детей могут обрести навыки самостоятельности в личной и общественной жизни, которые позволят им нормально развиваться в обычном окружении. Избыточная опЈка родителей, братьев, сестер и нянь только будет способствовать большей зависимости человека с умственной отсталостью от окружающих и воспрепятствует тому, чтобы он выработал эти минимальные основы независимости и ответственности, нужные для того, чтобы такой человек смог жить более самостоятельной жизнью.

    Позже, когда ребенок уже станет взрослым, необходимо найти ему место работы. Люди с умственной отсталостью могут нормально и со всей ответственностью выполнять работу, если она будет адекватна их возможностям. Работа и заработок, поимо всего прочего, станут приносить им большое удовлетворение и укрепят их уважение к себе.

    Каким будет наш ребенок? Какой будет степень его умственной отсталости? Каким он станет, когда вырастет? В каком уходе будет нуждаться? … Эти вопросы одинаковы для всех родителей детей с умственной отсталостью. На них невозможно ответить на данный момент.


    Социальная поддержка

    В Стране Басков с 1960 года существуют Ассоциации Семей в защиту людей с умственной отсталостью.

    В ней, кроме содействия всем заинтересованным в получении информации, им предоставляется возможность вступить в так называемую Группу Новых Родителей. Это группа поддержки и взаимной помощи для родителей, которые недавно узнали о том, что у их ребенка умственная отсталость.

    Больший обмен опытом происходит на вступительных собраниях, организующихся для приема новых родителей. Каждый раз, когда в Ассоциацию вступает новая семья, она может познакомиться там с другими родителями, имеющими больший опыт, которые отнесутся к ней тепло и по-родственному как к новым членам Группы.

    Вступительные собрания, помимо всего прочего, предполагают моральную поддержку родителей из «Группы поддержки», специально подготовленной для этого. С помощью таких вот контактов новые родители перестают считать себя самыми несчастными, мир открывается перед ними с другой, светлой, стороны. И они понимают, что он не так страшен, как им представлялось прежде.

    Обмен опытом, глубокое понимание ситуации, возникающее на рубеже двух реальностей, старой выстраданной и новой светлой, позволяет новой семье успокоиться и без стеснения и страха рассказать свою историю группе родителей, которые уже прошли через эти переживания и которые не только смогут понять все, но и на первых порах оказать помощь по уходу за ребенком. Опыт этих групп дает силы новым родителям, решившим повернуться лицом к жизни.

    Здоровье вашего ребенка может беспокоить вас, особенно, если на первых осмотрах врача у него были выявлены врожденные аномалии. Достижения медицины и хирургии, в частности, в наше время настолько впечатляющи, что с их помощью можно устранить любые дефекты, которые раньше были признаны неподдающимися излечению. Доверьтесь лечащему педиатру, и под его руководством другие врачи проведут обследования, которые требуются вашему ребенку.

Олигофрения или слабоумие – последние темы сообщества

Все темы сообщества
Задать вопрос

Олигофрения или слабоумие – ответы врачей по теме

  • olya спрашивает 8 сентября, 17:22
    Здравствуйте!у меня есть брат который стоял на учете у психиатора была инвалидность ребенок инвалид диагноз дибильность с раннего детства находился в корекционной школе интернат в п.зиянчурино к...
    126
    1
  • Сорокина Настя спрашивает 5 сентября, 13:23
    Может ли умственно отсталый взрослый с легкой степенью работать хоть как то? Мне очень сложно найти себя в обществе, все пугает, замкнулась полностью от всех и даже родных. трудно сказать высказать ко...
    198
    1
  • Lucienne3404 спрашивает 31 июля, 18:58
    Маме, 66 лет, установили диагноз: органическая недостаточность головного мозга, т.е. развивающееся слабоумие, деменция, или как там это еще называется. У нее была страшная агорессия. Ей назначили прин...
    144
    2
Все вопросы

Самые эффективные лекарства*

* на основании отзывов покупателей