Пожалуйста, авторизуйтесь!
Вспомнил
через соц. сети: Регистрация Вы врач?
Введите свой адрес электронной почты и мы вышлем вам ссылку для восстановления пароля
На этот адрес электронной почты выслана ссылка для восстановления пароля
Необходимо указать логин и пароль.
Эл. почта введена неверно. Попробуйте еще раз.
Пароль неверный. Напомнить пароль?
Укажите адрес электронной почты.
Пользователь с таким email не найден
МедКруг / Здоровье А...Я / Педиатрия / Синдром гиперактивности

Синдром гиперактивности


Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это неврологическо-поведенческое расстройство, обычно выявляемое у детей 5-7-ми лет, характеризующееся слабой способностью к концентрации и удержанию внимания, повышенной двигательной и психической активностью, приводящей к нарушению процесса обучения и социальной дезадаптации. Необходимо отметить, дефицит внимания и гиперактивность не должны быть вызваны сопутствующими заболеваниями, должны иметь место в течение минимум полугода и проявляться в различных ситуациях, как в школе, так и дома.

Согласно данным статистических исследований, до 5-7% детей дошкольного возраста страдают данным расстройством, причем, мальчики в 2 раза чаще, чем девочки. Некоторые авторы утверждают, что при тщательном обследовании синдром дефицита внимания и гиперактивности можно обнаружить у 18% школьников. Такую разницу в цифрах можно связать с отсутствием четких критериев диагностики. До сих пор наличие такого расстройства, в принципе, отрицают многие врачи и психологи. 

Проявления синдрома гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности может сочетать в себе признаки дефицита внимания и гиперактивности, а также протекать с преобладанием одного из этих нарушений.

Диагностика и лечение синдрома гиперактивности

На сегодняшний день применяются, в основном, немедикаментозные методы лечения, и лишь в случае отсутствия эффекта, прибегают к лекарственной терапии. 


Приобрести эффективные лекарства для лечения этого заболевания

    8 практических советов для родителей детей с СДВГ




    1. Работайте со своими ожиданиями

    8 практических советов для родителей детей с СДВГНе ожидать от другого человека определенной манеры поведения — здраво. Это же правило прекрасно работает с детьми, которым поставили диагноз СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ невозможно вылечить раз и навсегда, но вполне реально научиться жить рядом и вместе с особым ребенком, облегчая и свою и его жизнь.

    Не ждите от ребенка того, что он будет вас слушаться и вообще слышать. Что он будет успешно учиться контролировать свои импульсы. Что он станет сдерживать жажду все исследовать и сначала думать о последствиях. Не рассчитывайте, что ребенок станет «как все». Он не станет. Он — другой. Он отличается от большинства, и в этом не только его трудность, но и уникальность.

    Даже родители необычных детей склонны считать, что ребенок что-то «должен»: уметь, знать, делать, думать, слышать, выполнять, просчитывать, отвечать. Вы можете ожидать от ребенка с СДВГ, чтобы он убирал свою комнату всего лишь после четвертого напоминания, но он, возможно, не может этого сделать даже после двадцать шестого. Он не ущербный, однако его способности иные, нежели вам бы хотелось. Первый шаг к облегчению семейной жизни — принять исключительность ребенка. Признать, что ваше дитя ограничено в возможностях запоминать, удерживать внимание и выполнять простые, на ваш взрослый взгляд, действия.

    Перестаньте считать, что вы плохо справляетесь со своими родительскими обязанностями. Вы делаете что можете. Если вы научитесь снимать с ребенка собственные ожидания, и вам, и ему будет гораздо легче адаптироваться к постоянно меняющейся жизни.

    2. Мягко, но строго помогайте

    В каждой ситуации, когда ребенок неспособен выполнить простое задание, усидеть спокойно, навести порядок, проконтролировать свои порывы, спланировать занятия на пять минут вперед, ему нужна ваша помощь. Не делайте за ребенка то, что вы от него требуете. Безусловно, вам нужно очень много терпения, вам придется тратить время на настаивание, напоминания, контроль. Но только так вы поможете своему малышу с СДВГ учиться самостоятельности.

    Чтобы вырасти человеком, который может о себе позаботиться, вашему ребенку нужна постоянная поддержка. Будьте готовы не только бесконечно писать четкие и понятные списки простых рутинных дел, но и клеить стикеры с напоминаниями о чистке зубов, о том, что нужно вытираться после умывания, о том, в каком порядке выполняются дела по возвращении из дома. 1. Снять верхнюю одежду и обувь, повесить и поставить на место. 2. Пройти в ванную и вымыть руки с мылом. 3. Вытереть руки. 4. В своей комнате снять уличную одежду и надеть домашнюю. 5. Сложить снятую одежду и убрать ее в шкаф. И так далее.

    Со временем ваш ребенок неизбежно становится немного внимательнее хотя бы в некоторых сферах жизни, учится спокойнее высиживать за столом обеденные полчаса, не орать на улице и лучше слышать ваши слова. Если вы поможете ребенку подчинять каждый день четкому и повторяющемуся расписанию, ему будет легче встречаться с усложненными задачами. Календари, будильники, записки, ваше умение переключить внимание ребенка с нудного занятия на более веселое и обратно, одно и то же время обеда, ужина, выполнения домашних заданий и наведения порядка, обязательное время для свободных игр и «выпускания пара» — все это поможет вам время от времени выдыхать, а вашему ребенку — взрослеть.

    Будьте к ребенку как можно внимательнее, ласкайте и обнимайте его, предлагайте вместе поиграть не только когда он «встал на уши», но и по собственной инициативе. Только вы знаете, когда вашему малышу с СДВГ пора сменить вид деятельности. Только вы можете подкинуть ему идею, как переключиться с бешеной активности на более спокойную, чтобы сбалансировать работу нервной системы.

    Давайте ребенку четкие указания, исключающие двусмысленность: «Собери бумажки с пола и положи их в мусорное ведро. Отнеси грязную одежду в корзину для грязного белья. Сложи все носки попарно. Отнеси игрушки в коробку». Будьте готовы повторять эти элементарные команды до тех пор, пока они не будут выполнены. Настаивайте на выполнении своих распоряжений, но при этом следите, не перегрузили ли вы ребенка заданиями.

    3. Берите помощников

    Даже родителям с самыми стандартными детьми нужны помощники, которые позволяли бы расслабиться, перестать выслушивать тысячу вопросов в час и постоянно бдить. Вам, родителям детей с СДВГ, лишние руки и глаза нужны особенно. Если вы постоянно опасаетесь, что, отвернувшись на две секунды, обнаружите ребенка на люстре или на окне, вам необходима реальная физическая помощь.

    Если вы считаете, что только вы способны уследить за своим «энерджайзером», позвольте с вами не согласиться. Что если это будет всего час в день, когда вы сможете заниматься чем угодно, кроме ребенка? (Желательно в это время не мчаться в магазин или пылесосить квартиру, а отдыхать.) Няня на час в день тридцать дней в месяц — это не разорение, а ваш вклад в собственное здоровье. Возможно, у вас есть родственники, которые готовы помогать бесплатно. С вашими строгими инструкциями и наказами у них есть шансы справиться. Даже если вам придется первые три недели все время присматривать за обоими — и ребенком, и няней.

    Обучите помощника обращению с ребенком. Расскажите в подробностях, чего нельзя делать или говорить ни при каких условиях. Эффективнее всего — изложить инструкции в письменной форме, и чем больше деталей вы упомянете, тем раньше вы сможете наслаждаться заслуженным часом в день без тревоги за жизнь и здоровье ребенка.

    4. Будьте командой с врачом

    Кто бы ни оказался вашим главным медицинским помощником — педиатр, психиатр, невропатолог или психотерапевт, — будьте с ним заодно, обсуждайте все сомнения и спорные вопросы. Найдите того специалиста, которому вы сможете доверять. Ваша уверенность в том, что врач компетентен и желает пациенту добра, передастся и ребенку, и вам троим будет проще достигать успехов.

    5. Учитесь осознанности и самоподдержке

    Никто не способен так рьяно испытывать родительские нервы на прочность, как ребенок с СДВГ! И худшее, что вы можете сделать в сердцах, это сорваться на истеричный крик и уничтожить слабое желание ребенка пытаться и стараться. Жаль признавать, но огорчение, разочарование и гнев — частые спутники настроения родителей детей с СДВГ.

    К счастью, вы можете научиться контролировать собственные вспышки злости и обиды. У большинства родителей непростых детей триггерами срывов становятся одни и те же мысли: «Он ДОЛЖЕН уметь это делать», «Он никогда не станет нормальным» и «Я ужасный родитель». Что из перечисленного отзывается в вашей душе наибольшим страданием? Или, быть может, вы уже, что именно проскальзывает у вас в голове, перед тем как вы начинаете кричать?

    Обнаружив спусковой крючок — «поджигающую» вас мысль, учитесь слышать ее ДО момента, когда потеряете самообладание. Учитесь считать до десяти-двадцати-ста, чтобы успокоиться, выражайте свое негодование безоценочными словами, говорящими о ваших чувствах, а не о неосознанном желании поделиться болью. Пользуйтесь техниками глубокого расслабляющего дыхания, чтобы держать под контролем свои реакции.

    Если у вас не получается справиться самостоятельно, вам поможет психотерапевтическая группа и индивидуальная психотерапия.

    6. Акцентируйтесь на базовых приоритетах

    8 практических советов для родителей детей с СДВГЕсли вы голодны, не выспались, у вас нет сил, вы вряд ли захотите обсуждать философские материи и беседовать о прекрасном. То же с вашим ребенком. Базовые потребности — сон, полноценное питание и физическая нагрузка. Пока вы не обеспечите себе и ребенку удовлетворение основных нужд, бессмысленно говорить о самоорганизации, самообладании и желании выполнять рутинные обязанности. Ни у одного из вас попросту не будет на это сил.

    Самое важное — высыпаться, двигаться на свежем воздухе и есть часто и понемногу, чтобы не испытывать свою нервную систему на гибкость и прочность. Недосыпание, лень и голод — первые и самые страшные враги вашего психического здоровья. Особенное внимание обратите на количество сладкого, которое ест ваш малыш. Сладкое вредно само по себе (кроме умеренного количества фруктов), а детям с СДВГ — в особенности. Наблюдайте за ребенком: если вы подозреваете, что после конфет и печенья он становится критически неуправляемым, если он устраивает истерики, требуя сахара, придется исключать сладкое из домашнего меню всей семьи. Многим детям становится гораздо легче выполнять родительские просьбы и сохранять здоровую концентрацию на важных делах, когда они перестают есть простые углеводы. Мед и сухофрукты тоже.

    7. Перестаньте себя обесценивать

    Поставьте себе на телефоне или компьютере напоминание о том, что вы имеете право злиться, обижаться, огорчаться, бояться, чувствовать одиночество и беспомощность. Когда в семье растет ребенок с СДВГ, эти переживания совершенно нормальны и понятны. Действительно сложно быть с утра до вечера в предельном внимании к другому человеку. На самом деле очень тяжело сражаться за каждую минуту своего отдыха. А иногда справиться с ребенком попросту невозможно.

    Дело не в том, что именно вы чувствуете — все чувства нормальные и здоровые. Дело в том, как вы обращаетесь со своими переживаниями. Равно опасно как заталкивать их обратно, считая, что они неадекватны ситуации, так и взрываться, рискуя причинить кому-то вред. Учитесь управлять своими эмоциями. Психологические тренинги (в том числе специальные группы для детей со СДВГ и их родителей), самые разные методы релаксации, поддержка близких людей и психологов, сбрасывание напряжения в спорте — все способы хороши, если они приносят вам облегчение. В том числе от души поплакать и яростно попинать подушку.

    8. Ищите поддержки

    Ваша семья, друзья, другие родители детей с СДВГ, интернет-сообщества могут не только протянуть вам руку помощи, но и отвлечь от бесконечного и постоянного беспокойства о ребенке. Вам необходимы личные увлечения, занятия, хобби, которым вы сможете посвящать хотя бы полчаса в день, хотя бы два часа в неделю.

    Арт-терапия и просто художественная студия (возможно, смешанная — для детей с СДВИГ и их уставших родителей), музыкальные занятия, туристические походы в безопасные места, танцы, онлайн-курсы самой неожиданной направленности (в интернете запросто можно найти даже дистанционных учителей вязания или игры на там-таме) — все, что заставляет вас улыбаться и предвкушать радость.

    И обязательно — прикосновения. Живые, теплые, участливые. Объятия, нежности и секс с мужем/женой, подержать за руку друга, попросить маму или старшего ребенка вас обнять — как можно больше тактильности и простого человеческого интереса.

    Просите друзей и родных подтвердить, что вы не сошли с ума, если одновременно испытываете разочарование, чудовищную усталость и лихорадочное возбуждение. Пользуйтесь любой помощью, которую готовы предложить родственники и приятели. Им в радость видеть вас в спокойствии и умиротворении, и они готовы быть рядом. Принимайте всю любовь, которую вам предлагают. Только поддержав себя, вы сможете дать малышу с СДВГ то количество устойчивости и терпения, которое поможет ему преодолевать особенно для него трудные этапы взросления.

    СДВГ у детей

  • Тенотен


  • Тенотен
     
    Ребенку трудно сосредоточиться, он постоянно отвлекается на другие более интересные вещи, любое занятие быстро надоедает и кажется рутинным и скучным. Речь у ребенка с СДВГ быстрая, он постоянно перескакивает с темы на тему, говорит, захлебываясь. В детском саду такие ребята рассеянные и невнимательные, дома - стихийные и неуправляемые.

    СДВГ у детей Сложности начинаются со школьного возраста, когда ребенку приходится сесть за парту и получать новые знания. Дети с СДВГ начинают по-настоящему страдать - им трудно высидеть весь урок неподвижно, хочется встать и побегать по классу, урок кажется скучным, домашнее задание кажется невыполнимым. И если учитель не поймет, что происходит с ребенком и не проявит терпение и внимательность, ребенка ждет поток жалоб и в худшем случае - штамп неуспевающего. При этом дети с расстройством внимания могут обладать очень высоким интеллектом и быть одаренными (последнее нередко сочетается с расстройством внимания).

    Перевые признаки СДВГ проявляются в дошкольном возрасте и, как правило, проходят в подростковом  (но процентов у 30-и синдром остается на всю жизнь). Диагноз может быть поставлен не раньше 6-летнего возраста.

    Проблема не только в том, что дети излишне рассеяны, импульсивны и плохо учатся. Такие дети могут бросить учебу в старших классах, испытывать сложности с социальной адаптацией, с трудом сходиться с другими людьми, не выполнять обещания, и даже страдать от пристрастия к психоактивным веществам.
     
    СДВГ у детей В чем различие между нормальной активностью и СДВГ?
     
    Активные дети ведут себя по-разному, в зависимости от места и окружения: дома они могут шумно играть, на приеме у врача проявлять настороженность и необщительность. Активные дети могут остановиться, если игра их утомила и хочется спать. Дети с СДВГ остановиться не могут, они будут играть до тех пор, пока не начнут плакать или истерить от усталости. Такие дети ведут себя везде одинаково: шумные, подвижные, быстро и много говорят, проглатывая буквы, задают вопросы и не выслушивают ответы, да ответы и не нужны - пока он спрашивал, в голове возникло еще несколько мыслей и предмет вопроса уже забыт. Со стороны кажется, что такой ребенок живет на огромной скорости - как будто мчится на скоростной машине с отказавшими тормозами. В этом есть и доля правды.

    У детей с СДВГ нередки проблемы со сном - перевозбудившийся за день ребенок не может вечером расслабиться и уснуть, может просыпаться по несколько раз за ночь и после долго крутиться в постели. Утром такие дети не могут проснуться и первую половину дня проводят в сонном состоянии.

    Что делать, если ваш ребенок гиперактивен? Не обязательно у него СДВГ, есть очень подвижные дети, у которых нет проблем с концентрацией внимания. Проявления, сходные с СДГВ, бывают у детей в состоянии стресса. Понаблюдайте за ребенком в течение полугода - если не будет перемен в поведении, то есть повод обратиться за консультацией к детскому психологу. Главное, проявите максимум терпения и понимания, не опускайте руки. На сегодняшний день существуют коррекционные методики и разработана масса упражнений для тренировки внимания и усидчивости.

    Рано или поздно родители гиперактивных детей пытаются подобрать им успокаивающее средство. Задача не из простых - в настоящее время выбор велик. Мы рекомендуем обратить внимание на детские препараты - они созданы специально для детей. Например, «Тенотен детский» -  мягкое и эффективное средство, не вызывающее сонливости или заторможенности. «Тенотен» улучшает процесс запоминания и обучения, по этой причине педиатры часто выписывают его школьникам.

    Обратная сторона активности

  • Тенотен


  • Тенотен

    Обратная сторона активностиРечь идет о синдроме гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ) - довольно распространенном в наши времена диагнозе. Этот синдром имеет неврологические основы: тяжелая беременность, роды с осложнениями, стрессы и семейные проблемы накладывают свой отпечаток на развитие нервной системы малыша. Гиперактивные дети постоянно находятся в движении: скачут, прыгают, перемещаются исключительно бегом. В подвижности находится не только тело, но и душевное состояние - они мгновенно переходят от плача к смеху, часто капризничают и чрезвычайно импульсивно реагируют на окружающий мир. Часто трудности малышей с дефицитом внимания «всплывают» только при зачислении в детский сад. То, что раньше воспринималось, как особенности характера, теперь становится серьезным препятствием в совместной игре, общении со сверстниками и взаимодействии с воспитателями, педагогами. Гиперактивный ребенок очень быстро становится «неудобным» - он проводит много времени в углу, часто слышит окрики и замечания, а его мама ежедневно выслушивает жалобы на поведение своего чада.       

    Страдания родителей гиперактивного ребенка - это отдельная тема! С ним мама и папа получают родительский опыт в режиме «год за три». Совершенно невозможно расслабиться, нужно постоянно быть начеку и поддерживать контроль. Добавьте к этому бессонные ночи и борьбу с ребенком за каждую съеденную ложку во время кормления, и вы сможете понять, насколько они устают. Рано или поздно родители начинают срываться, и ребенок привыкает к окрикам и замечаниям не только в саду, но и дома. Его адаптационные возможности снижаются – в некоторых случаях у ребенка с СДВГ вообще нет опыта успешности и осознания того, что он любим!

    Для того чтобы разорвать этот порочный круг, нужны специальные меры. К тому моменту, как родители с ребенком обращаются за помощью, к неврологическим уже успевают прибавиться (и закрепиться) психологические проблемы. В связи с этим ребенку с СДВГ и его семье необходима квалифицированная комплексная помощь сразу нескольких специалистов. Трудно сказать, кто из них «самый главный доктор», так как требуется участие всех и сразу. Нужны психологические коррекционные занятия, чтобы ребенок смог дольше концентрировать внимание и управлять своим поведением. Нужна поддержка семейных психотерапевтов или специалистов по воспитанию для того, чтобы родители научились создавать для своего ребенка особую развивающую среду. И, наконец, совершенно необходим постоянный контакт с врачом-неврологом, медикаментозно сопровождающим процесс реабилитации ребенка. Немного подробнее расскажем об этих направлениях работы.

    Психологические занятия: помогают ребенку адаптироваться к формату урока, принять правила и научиться следовать инструкции. На занятиях психолог подмечает даже самые крошечные успехи ребенка и обязательно хвалит, поощряет его. Такая похвала становится базой для развития у малыша ощущения успешности. Чтобы наработки, достигнутые на занятии с психологом, не пропали, подключаются специалисты - семейные психотерапевты. Они работают преимущественно с родителями для того, чтобы в детско-родительских отношениях появился потенциал для развития малыша. Родители учатся видеть радостные изменения в своем ребенке, а также приобретают навыки позитивного мышления. Как индивидуальные, так и семейные занятия намного эффективнее проходят при сопровождении со стороны врача-невролога. Нужно понимать, что без медикаментозной поддержки ребенок способен эффективно удерживать внимание лишь в течение двух-трех минут, а значит, большая часть занятия пройдет «мимо», впустую.  Подбор препарата - это очень серьезный процесс, так как многие успокоительные средства не подходят гиперактивным детям. Основным недостатком этих средств является эффект заторможенности, а ведь ребенку нужно сохранять активность, чтобы учиться. Этого недостатка лишен «Тенотен детский», который в силу уникального состава не вызывает сонливости. Ребенок, принимающий этот препарат, собран в течение всего дня. Кроме снятия двигательной и эмоциональной расторможенности, «Тенотен детский» помогает малышу легче концентрировать внимание и лучше запоминать информацию. Именно эти качества позволили «Тенотену детскому» стать одним из самых часто назначаемых препаратов в комплексной терапии СДВГ в центрах, оказывающих медико-психолого-социальную помощь детям.

    Пусть игра и учеба будут в удовольствие!

    Телефон горячей линии препарата «Тенотен детский»: (495) 681-93-00, 681-09-30.

    Развенчивая мифы о гиперактивности

  • Гиперактивность – это действительно медицинское расстройство
  • Гиперактивность не является результатом плохого воспитания
  • Гиперактивность в равной степени затрагивает как мальчиков, так и девочек
  • Гиперактивность часто сохраняется и во взрослом возрасте
  • Гиперактивные дети вполне обучаемы
  • Гиперактивные дети могут быть очень талантливы и успешны
  •  
    Гиперактивность – это действительно медицинское расстройство

    Этот диагноз был официально признан главными медицинскими, психиатрическими и образовательными организациями по всему миру. Синдром дефицита внимания и гиперактивности - это одна из форм минимальных мозговых дисфункций. Этот синдром имеет биологическую природу. Исследования показывают, что в его основе лежит дисбаланс химических передатчиков – нейротрансмиттеров – в мозге ребенка.

    Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности. Это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные беременной женщиной или самим ребенком в первые месяцы жизни, и т.д.

    Первичными симптомами гиперактивности являются невнимательность, неспособность сосредотачиваться на долгое время, импульсивность и неусидчивость. Гиперактивные люди имеют проблемы в некоторых аспектах повседневной жизни, особенно в областях, требующих организованности и чувства времени.

    Гиперактивность не является результатом плохого воспитания

    Развенчивая мифы о гиперактивности Когда гиперактивный ребенок вскакивает с места во время урока и начинает ходить по классу, это не из-за того, что его не научили, как себя вести. Просто он не может контролировать свои импульсы. Он склонен действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Ему трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать, он часто задевает и роняет различные предметы, толкает сверстников и т.п. И одной строгой дисциплины для преодоления гиперактивности недостаточно.

    В действительности же, слишком строгое воспитание, вплоть до наказания ребенка за невозможность самоконтроля, часто может только обострить симптомы гиперактивности. Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять её. Лучше попытаться научить его выплескивать энергию приемлемыми способами: занимаясь спортом, танцами и подвижными играми. Эмоциональное напряжение нужно тоже снижать.

    Гиперактивность в равной степени затрагивает как мальчиков, так и девочек

    Несмотря на сложившееся мнение, что гиперактивность, как правило, бывает только у мальчиков, девочки в равной степени подвержены гиперактивности и проявляют такие же симптомы.

    Гиперактивность часто сохраняется и во взрослом возрасте

    Более 70% гиперактивных детей остаются гиперактивными и в подростковом возрасте, хотя, может быть, и в меньшей степени. И почти у 50% детей этот синдром остается и во взрослой жизни. К подростковому возрасту двигательная гиперактивность обычно уходит, но неспособность к обучению, недостаток внимания, неспособность сосредоточиться у большинства детей сохраняются.

    Гиперактивные дети вполне обучаемы

    Таким детям для лучшего усвоения учебного материала нужно быть активными во время уроков. При этом создается впечатление, что их мозги работают только тогда, когда двигается тело. Они больше всего любят учебные занятия, во время которых можно что-нибудь делать руками, проводить наглядные опыты и эксперименты, строить модели, а в математике, к примеру, считать на счетах. Во время запоминания информации они обычно трогают или передвигают какие-либо предметы, и не следует им в этом мешать.

    Гиперактивные дети могут быть очень талантливы и успешны

    Как показывают недавние исследования, гиперактивные дети имеют, как правило, более высокий уровень интеллекта, чем остальные дети. И очень часто оказывается, что ребенок, неспособный просидеть с учебником в руках более 10 минут, за это короткое время успевает запомнить наизусть целую поэму.

    Эти дети имеют также редкую способность выражать свои чувства и контролировать себя посредством движения. Зачастую они становятся одаренными актерами, танцорами или спортсменами. Считается, что гиперактивность наблюдалась у множества известных людей прошлых лет, включая Моцарта, Александра Македонского, Авраама Линкольна, Бернарда Шоу, Александра Пушкина, Достоевского, Ньютона, Томаса Эдисона, Альберта Эйнштейна, Пабло Пикассо и Сальвадора Дали.

    «Неужели мой ребенок – гиперактивный?!»

  • Гиперактивность или непоседливость?
  • Признаки гиперактивности
  •  
    Гиперактивность или непоседливость?

    Возьмем, к примеру, полуторагодовалого ребенка. Если он не может играть с одной и той же игрушкой более двух минут и отказывается слушать, как вы читаете ему книжку, значит ли это, что он гиперактивный? На самом деле, скорее всего, это здоровый и самый обычный непоседливый малыш, занятый исследованием окружающего мира. Ведь средний показатель периода внимания для этой возрастной группы – менее 2 минут! Как правило, гиперактивность не диагностируется у детей младше 5-6 лет, поскольку быть активным (и даже очень активным) и непоседливым в этом дошкольном возрасте – абсолютно нормально.

    Неужели мой ребенок – гиперактивный В научной же литературе такое расстройство как гиперактивность описывается как «недостаток внимания и/или гиперактивное-импульсивное поведение, не соответствующее возрасту ребенка». Ребенку младше 6 лет может быть присвоен диагноз «гиперактивность» только в крайних случаях, если он проявляет необычную, «обезбашенную» импульсивность, ставящую его жизнь под угрозу - перебегает дорогу перед машинами или прыгает с непомерно большой высоты. Дети с гиперактивностью почти с самого рождения подвижны, возбудимы, у них нарушен сон и аппетит, они плохо прибавляют в весе. Развитие фразовой речи у такого малыша запаздывает. При этом он гипертрофированно подвижен, хотя и неловок, часто ушибается об углы, роняет предметы. Особенно тяжело даются ему мелкие движения пальцев — застегивание пуговиц, зашнуровывание обуви. Тяжело приучить его к опрятности, он упрям, непослушен. Более старший ребенок для постановки такого диагноза должен проявлять расстройства поведения (пренебрежение общепринятыми правилами, неспособность заводить друзей, проблемы в учебе) более, чем в какой-либо одной окружающей обстановке, например, одновременно и в школе, и дома.

    Большинство детей при этом, особенно не с явно выраженными симптомами, не нуждается в медикаментозном лечении. Хотя им и требуется повышенное внимание при обучении и коррекция поведения, а при необходимости могут быть назначены массаж и физиотерапия. Клинический психолог Тай Колберт сообщает, что когда поведение «рассматривается как патология, доктора в любом случае выписывают лекарства под предлогом установления химического дисбаланса. Но так как никакого дисбаланса нет, всё, что делают лекарства – ограничивают возможности мозга».

     
    Признаки гиперактивности

    Ключевой симптом гиперактивности – вовсе не высокий уровень активности. Первичные ее признаки – неспособность сосредоточивать внимание на достаточно долгое время и чересчур импульсивное поведение. Незначительные нарушения в центральной нервной системе у таких детей приводят к тому, что они не могут сосредоточиться на какой-то одной задаче и быстро переключаются с одного вида деятельности на другой. Это состояние относится к так называемым минимальным мозговым дисфункциям, причиной которых считаются микротравмы во время родов или кислородное голодание плода.

    В настоящее время специалисты все чаще склонны отказываться от термина «гиперактивность» в пользу термина «дефицит внимания». К несчастью, специальных тестов для диагностирования этой проблемы не существует. Чтобы отличить эти расстройства от обычного активного поведения требуется длительное наблюдение и довольно опытный глаз. Чтобы определить такое различие, психологу требуется знать поведение и успеваемость ребенка в школе и дома. Обычно психиатр или психолог говорит родителям, что их ребёнок страдает от расстройства, влияющего на его способность учиться, которое чаще всего известно как «расстройство обучения». Это расстройство также называют «синдромом дефицита внимания» (СДВ) или, наиболее часто на сегодняшний день, «синдромом дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). В Швеции оно известно как «расстройство внимания, восприятия и контроля двигательных функций», хотя в настоящее время существование этого расстройства поставлено под сомнение.

    Доктор Луриа Шуламит, практикующий психиатр из Израиля, говорит: «Расстройство дефицита внимания с гиперактивностью - это синдром, а не болезнь. Симптомы настолько обычны, что мы могли бы прийти к выводу, что все дети соответствуют этому диагнозу». Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - это не заболевание, а просто детское поведение. Не существует объективных научных критериев, подтверждающих существование с точки зрения медицины диагноза «гиперактивность» (СДВГ). Можно только выделить некоторые признаки, свидетельствующие о возможности такого диагноза: потеря игрушек, карандашей и ручек, беспокойные движения, общая активность ребенка, нежелание сосредоточиться на уроке, невыполнение домашнего задания и тому подобное. Когда-то это считалось просто плохим поведением. За него ставили в угол или, в худшем случае, лишали мороженого.

    Главные проблемы начинаются, как правило, когда ребенок идет в школу. Таким детям труднее учиться, у них жуткий почерк, неправильная речь. Они не могут сосредоточиться на учебе. Интеллект у ребенка абсолютно нормален, а зачастую даже выше, чем у сверстников, но он нередко начинает отставать в учебе, так как невнимателен, импульсивен, безудержно болтлив, непоследователен, не может сосредоточиться на одном предмете. Сверстники не хотят с ним общаться, играть, поэтому нередко непоседа дружит с младшими или социально неблагополучными детьми, а порой оказывается изгоем в классе или во дворе, выбирает роль «штатного» шута. Будучи очень моторными - неусидчивыми, подвижными, капризными, такие дети изводят учителей и сверстников. У них бывают немотивированные приступы неадекватного поведения, часто сопровождающиеся агрессией. К подростковому возрасту двигательная гиперактивность обычно уходит, но неспособность к обучению, недостаток внимания, неспособность сосредоточиться сохраняются. У 15-20% эти симптомы остаются и во взрослой жизни.

    У детей  часто наблюдают то, что врачи называют «двойной исключительностью». Они проявляют явную неспособность к чему-то, но и столь же явный талант в другой сфере. Анализируя биографии великих людей, ученые находят признаки СДВГ у многих. Считается, что похожим синдромом страдали Александр Македонский, Леонардо да Винчи, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Александр Пушкин, Бенджамин Франклин, Лев Толстой, Томас Эдисон, Альберт Эйнштейн, Эдгар По, Генри Форд, Эрнест Хемингуэй, Пабло Пикассо, Уолт Дисней.

    Гиперактивность детей

  • Настоящий «энерджайзер»
  • Откуда взялся «моторчик»
  • Спокойствие, только спокойствие
  •  
    Гиперактивность в сочетании с чрезмерной импульсивностью – это уже отклонение, названное синдромом гиперактивности и дефицита внимания. По данным исследований, он встречается у 4–9% дошкольников и младших школьников. А это значит, что в классе, где в среднем учится 25–27 человек, есть один, а то и два гиперактивных ребенка.

    Однако ставить такой диагноз на основании одной «вертлявости» и рассеянности нельзя. Постановка диагноза требует специальных исследований головного мозга.

    Настоящий «энерджайзер»

    Гиперактивность детей С проявлениями гиперактивности родители могут столкнуться уже с первых дней жизни ребенка. Дети плохо, беспокойно спят, много плачут, во время бодрствования очень подвижны, возбуждены; чувствительны ко всем внешним раздражителям – свету или шуму. Именно гиперактивные дети часто «выпрыгивают» из колясок на глазах матери, выламывают прутья кроваток, опрокидывают на себя чайник с кипятком. В 4–5 лет ребенок не способен сосредоточиться на одном занятии, его внимание рассеяно: например, ему не хватает терпения дослушать до конца сказку или играть в «тихие» игры, требующие концентрации внимания. Ребенок не может ни минуты спокойно сидеть на стуле, ерзает, шумит.

    Родители не случайно говорят, что к их детям «словно прикрепили моторчик», и те готовы бегать и прыгать сутками. Но полагать, что это всего лишь следствие большого запаса энергии у ребенка, неправильно. Это разрядка, которая необходима ребенку из-за особенностей его организма. К тому же гиперактивность часто сопровождается беспокойными движениями, вычурностью моторики и чрезмерной вспыльчивостью ребенка.

    Ситуация усугубляется в детском саду, а позднее и в школе. Занятия требуют усидчивости, а ребенок крутится-вертится, шумит, отвлекает других детей. При высоком уровне интеллектуального развития он учится на «тройки», а на уроках ему скучно. Из-за своей импульсивности ребенок часто попадает в разные переделки, действует, не подумав, в результате чего дневник пестрит замечаниями учителей, а отношения с одноклассниками не складываются.

    Откуда взялся «моторчик»

    Конечно, синдром гиперактивности с нарушением внимания не возникает на пустом месте. Его зачатки появляются еще до появления ребенка на свет. Причинами могут стать любые проблемы во время беременности и родов, которые сопровождаются внутриутробной гипоксией (нехваткой кислорода). Речь идет об угрозе выкидыша, асфиксии, использовании во время родов вспомогательных средств (например, щипцов), стремительных либо, наоборот, длительных травматичных родах, курении во время беременности. Инфекции и интоксикации в первые годы жизни малыша тоже могут аукнуться гиперактивностью. Существует также генетическая предрасположенность к этому отклонению.

    В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Именно из-за нее у детей возникают трудности в учебе. В настоящее время нейропсихологами, нейрофизиологами, биологами ведутся исследования минимальной мозговой дисфункции и гиперактивности. Они, как правило, выявляют нарушения структурно-функциональной организации левого полушария, незрелость лобно-гиппокампальной системы мозга (именно она отвечает за регуляцию уровня внимания), низкий психический тонус, повышенную истощаемость. Именно из-за этих нарушений ребенок столь подвижен, импульсивен, но при этом невнимателен. Отмечено, что к подростковому возрасту повышенная двигательная активность исчезает, а вот невнимательность и импульсивность, напротив, могут прогрессировать. Кроме того, исследования показали, что гиперактивные дети зачастую испытывают трудности с письмом и речью, произнесением сложных слов, скороговорок.

    Спокойствие, только спокойствие

    Родители нередко испытывают трудности при общении с гиперактивными детьми. Некоторые стремятся дисциплинарными методами победить непослушание сына или дочери – увеличивают нагрузки, строго наказывают за провинности. Другие избирают путь вседозволенности и предоставляют ребенку полную свободу действий. При определении оптимальной линии поведения с ребенком родители часто теряются. Конечно, разные ситуации требуют разных решений. Но в первую очередь родители должны понять, что их чадо столь активно не назло им и не потому, что не хочет правильно себя вести. Ребенок поступает так неумышленно, поэтому родительские эмоциональные всплески – нападки, ругань и угрозы – могут только навредить. Ряд общих рекомендаций дают психологи.

    Для ребенка очень важна конкретная постановка задач. Если вы хотите, чтобы малыш выполнил какую-то просьбу, то ее формулировка должна быть предельно ясной и точной, состоящей примерно из десяти слов. Не стоит давать несколько заданий сразу, например, «иди в свою комнату, собери игрушки, потом помой руки и приходи обедать». Ребенок вряд ли воспримет такую тираду, и его внимание просто «переключится» на что-нибудь другое. Лучше последовательно просить выполнить каждое указание.

    Выполнение задания должно быть ограничено конкретными временными рамками. О смене вида деятельности ребенку нужно сообщить заранее – за 10–15 минут, а об истечении срока выполнения задания пусть его оповестит будильник или таймер.

    Запрещая ребенку что-либо, лучше избегать слов «нет» и «нельзя». В любой ситуации следует разговаривать спокойно, не на повышенных тонах.

    Синяки и шишки – постоянные «друзья» активного малыша. Но родителям не стоит пытаться постоянно опекать свое чадо: чрезмерная опека тормозит развитие чувства самостоятельности. Лучше ограничить посещение мест массового скопления людей – не стоит бывать на рынках, в супермаркетах, ресторанах.

    Устные инструкции стоит подкреплять визуально. Это может быть план-календарь или красочный ежедневник, куда вы вместе с ребенком будете записывать время приема пищи, выполнения домашних заданий, прогулок и сна.

    Если невозможно обучение по специальной программе, то лучше выбрать четырехлетнее начальное обучении вместо трехлетнего.

    Своевременное обращение к специалистам – психологам, неврологам, дефектологам необходимо, это помогает полностью решить проблему.

    Гиперактивность у детей – что это такое и как себя вести родителям

  • Детская гиперактивность
  • Как же отличить гиперактивного ребёнка?
  •  
    Гиперактивный ребёнок стремится успеть как можно больше, всё и сразу, однако эта торопливость не носит продуктивного характера – не успев толком ознакомится с одним предметом или занятием, ребёнок уже заинтересовался другой вещью или родом деятельности, бросает свои первоначальные дела и начинает новые. Затем также поступает и с новыми объектами своего интереса, потом с третьими, с четвёртыми, и так далее, и так далее.

    Подобное поведение чревато возникновением серьёзных осложнений личностного характера – трудностей в обучении, в восприятии реалий окружающего мира, в общении со сверстниками и взрослыми, в том числе родителями. Черты гиперактивности появляются в основном в младшем школьном возрасте.

     
    Детская гиперактивность

    Детская гиперактивность не является чем-то исключительным: по данным отечественных медиков примерно пятая часть младших школьников нашей страны (мальчики в два раза чаще, нежели девочки) является гиперактивными. По мере взросления гиперактивность может сойти на нет и «естественным» путём, однако уповать лишь на это не стоит – статистика свидетельствует, что 70% детей, чья гиперактивность была выявлена в дошкольные и младшие школьные годы, сохраняют подобные качества и в подростковом возрасте, причём риск социально опасного поведения среди таких тинейджеров очень высок, немногим меньше половины из них имеют в своём «послужном списке» факты агрессивного поведения и насилия, задержание органами милиции, попытки покончит с собой. Поэтому родительский диагноз «а, ничего, с возрастом пройдёт» в данном случае абсолютно не применим, развитие гиперактивного ребёнка нужно контролировать и корректировать.

    Гиперактивность у детей – что это такое и как себя вести родителям Прежде чем перейти к непосредственным признакам, по которым можно отличит гиперактивного ребёнка от остальных, кратко охарактеризуем причины такого болезненного состояния.

    Данное заболевание вызвано поражённостью лобных долей мозга, отвечающих за планомерность действий и за контроль поведения. Это приводит к нарушениям произвольной регуляции различных форм сознательной психической деятельности и нарушению целесообразности поведения в целом. Структуры мозга, которые «тормозят» те или иные наши эмоциональные и поведенческие реакции, ослабевают. Природа, как известно, не терпит пустоты – другие структуры, отвечающие за обратные процессы, то есть за активизацию процессов нашей психической жизнедеятельности, не сдерживаемые «тормозящими» структурами, начинают работать на всю мощность. В результате ребёнок развивает кипучую деятельность, в то же время он не в состоянии ни мотивировать её, ни толком сконцентрироваться на ней.

    Медицина наука точная лишь на первый взгляд, и таинственного в ней гораздо больше, чем явного. Вот и в вопросе о корнях гиперактивности пока не наблюдается полной ясности. На данный момент врачи выделяют три группы причин возникновения детской гиперактивности. Во-первых, наследственная предрасположенность; во-вторых, органические повреждения головного мозга зародыша в ходе беременности или после родовых травм; в-третьих, социально-психологические травмы, обусловленные неправильным воспитанием, нездоровой обстановкой в семье, условиями проживания.

     
    Как же отличить гиперактивного ребёнка?

    На первый взгляд нет ничего проще: пойти на детскую площадку, выделить из толпы ребятишек самого беспокойного, того, что ни секунды не стоит на месте, чьи руки постоянно чем-то заняты, ежеминутно начиная новое дело или вертя новую игрушку, чьи ноги мельтешат со скоростью разогнавшейся во всю прыть карусели, он всегда в гуще событий, там, где что-то происходит, будь то весёлая игра или потасовка, его голос только что был слышен в одном углу двора, а теперь он уже доносится из противоположного… Вроде бы всё логично, но педагоги, психологи и врачи призывают не спешить с подобными выводами. По большому счёту дети до 6-7 лет и должны быть ужасно непоседливыми, любопытными, громкими и подчас надоедливыми. Если ваш ребёнок именно таков в этом возрасте, вам ещё рано бить тревогу и обречённым голосом произносить «мой ребёнок – гиперактивный». Специалисты утверждают, что обоснованно выделить детей дошкольного возраста, подверженных гиперактивности, сложно, это возможно лишь в том случае, когда повышенная активность ребёнка выходит за рамки здравого смысла и несёт опасность, прежде всего ему самому, скажем, он постоянно, несмотря на все предупреждения и воспитательные меры родителей, выбегает на проезжую часть. Но число таких детей относительно невелико. Гораздо более явно гиперактивность проявляется с того момента, как ребёнок начинает учиться в школе.

    Учебная деятельность – это первый род занятий, при котором ребёнку необходимо научиться самоконтролю, умению подчиниться требованиям взрослых, соблюдать дисциплину занятий и правила поведения в общественных местах. Всё вышеперечисленное просто-напросто противопоказано гиперактивному ребёнку – ну как он сможет подчиняться требованиям и дисциплине, если он элементарно не может сосредоточиться на одном деле более 5 минут? Гиперактивным детям не хватает простой усидчивости, чтобы выполнять школьные задания, у них начинаются проблемы в школе при том, что в подавляющем большинстве случаев интеллектуальные способности таких детей ничем не уступают аналогичным показателям их не столь шустрых ровесников. На фоне неумения выполнять в срок учебные задания и вести себя в рамках правил на школьных занятиях у таких детей обостряются отношения с взрослыми, с педагогами и родителями, требования которых воспринимаются детьми как нечто невыполнимое. Растёт непонимание в семье, которое рано или поздно приведёт к конфликтным ситуациям. А дальше больше, ибо, как гласит вековая народная мудрость, чем взрослее дети, тем больше с ними проблем…

    Чтобы с большой долей точности сделать заключение о том, подвержен ребёнок гиперактивности или нет, специалисты предлагают обратить внимание на ряд признаков.

    Итак, ребёнок гиперактивен, если:

    • не способен долго сосредотачиваться даже на интересном для него занятии;
    • прекрасно слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;
    • слишком часто теряет вещи;
    • избегает «скучных» заданий, а также тех, для решения которых необходимы умственные усилия;
    • с явным энтузиазмом берется за задание, но почти никогда не заканчивает его;
    • постоянно имеет трудности в организации учебной, игровой или иной деятельности;
    • не может спокойно усидеть на месте;
    • очень говорлив, даже болтлив;
    • хронически имеет незаконченные задания и проекты;
    • зачастую забывает важную информацию;
    • постоянно проявляет беспокойство;
    • мало спит, даже в младенчестве;
    • имеет устойчивую черту характера не подчиняться правилам, как в учёбе, так и в игре, и в домашних делах;
    • имеет привычку отвечать ещё до того, как ему зададут вопрос;
    • не способен дождаться своей очереди;
    • находится в непрерывном движении;
    • часто вмешивается в чужие разговоры, прерывает и перебивает собеседника;
    • подвержен частым и резким сменам настроения;
    • стремится сразу, здесь и сейчас, получить поощрение за какой-либо свой успех;
    • имеет сильно разнящийся уровень выполнения заданий по различным учебным предметам.

    В случае если родители обнаруживают за своим ребёнком хотя бы треть из перечисленных выше признаков, весьма велика вероятность того, что они имеют дело с детской гиперактивностью. В этом случае настойчиво рекомендуем обратиться к специалистам. Чтобы не бить тревогу раньше времени, родителям лучше сначала обсудить ситуацию с педагогами и психологами и, если опасения подтвердятся, обращаться к врачу-невропатологу.

    Гиперактивность у детей – что это такое и как себя вести родителям Не вдаваясь в специфические моменты лечения гиперактивного ребёнка и не рискуя формулировать воспитательные принципы для всех и каждого (каждая личность уникальна, пусть этой личности и меньше десяти лет отроду, поэтому для каждого случая необходимы свои меры), приведём те общие моменты, на которые следует обратить внимание родителям в обучении и воспитании гиперактивного ребёнка.

    Прежде всего, необходимо обучать сверхактивного ребёнка по специальной программе, составленной совместно педагогами, психологами, врачами и родителями. Учебные задания должны быть небольшими, чтобы их выполнение не занимало слишком много времени – если гиперактивный ребёнок надолго засядет над задачей или уравнением, он его попросту бросит, не решив. В случае, если особый порядок обучения невозможно обеспечить в школьном классе, имеет смысл выбрать индивидуальную форму обучения.

    Наконец, родителям необходимо запомнить несколько правил, которых они должны придерживаться в своём общении с гиперактивным ребёнком: хвалить ребёнка при каждом его успехе; избегать частого повторения слов «нет» и «нельзя», говорить сдержанно и спокойно; следить за соблюдением ребёнком чёткого распорядка дня; оберегать ребенка от переутомления, так как при нём гиперактивность усиливается; всячески поощрять те виды деятельности, что подразумевают концентрацию внимания; стараться ограничивать общение ребенка во время игр одним другом или партнёром, при этом избегать беспокойных приятелей и мест скопления большого количества людей; ежедневно гулять на свежем воздухе и заниматься спортом с ребёнком, чтобы направлять активность ребёнка в позитивное русло.

    Синдром нарушения внимания с гиперактивностью

  • Активные или гиперактивные дети?
  • Признаки гиперактивности
  • Причины гиперактивности
  • Распространенность и прогноз
  • Лечение синдрома нарушения внимания с гиперактивностью
  •  
    Активные или гиперактивные дети?

    Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным - это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом - это нормально. Утомляют детей и длительные переезды.

    У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают «разгуливаться» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности.

    Шумный ребенок-баловник или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, полный сил и энергии - это радость, а не повод для беспокойства.

    И, наконец, ребенок, имеющий мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных.


    Признаки гиперактивности

    Диагностические критерии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью с годами менялись. Симптомы почти всегда появляются до 7 лет, обычно в 4 года. Средний возраст при обращении к врачу - 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок: так, преходящее нарушение внимания может быть реакцией, например, на ссору или развод родителей.

    Основные признаки - нарушение внимания, гиперактивность, и импульсивность. В зависимости от присутствия или отсутствия специфических признаков синдром нарушения внимания с гиперактивностью разделен на три подтипа: дефицит внимания, гиперактивность, смешанный.

    Для диагностики синдрома нарушения внимания с гиперактивностью необходимо наличие шести из девяти признаков из нижеупомянутых категорий. Признаки должны присутствовать в течение по крайней мере шести месяцев

    Дефицит внимания:

    • Синдром нарушения внимания с гиперактивностьюСнижено избирательное внимание, неспособен надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.
    • Не может сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении.
    • Впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются непосредственно.
    • Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить.
    • Имеет трудность с организацией своей деятельности, часто переключаются с одного занятия на другое.
    • Избегает или не любит задачи, требующих длительного умственного напряжения.
    • Часто теряет вещи, в которых он нуждается.
    • Легко отвлекается посторонним шумом.
    • Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.

    Гиперактивность и импульсиность:

    • При волнении интесивные движения руками или ногами или поеживаниями в стуле.
    • Должен часто вставать с места.
    • Резкие подъемы с места и чрезмерный бег.
    • Трудность участвовать в тихих действиях досуга.
    • Действует, как будто «заведенный».
    • Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий и т.д..
    • Говорит ответы прежде, чем были закончены вопросы.
    • Неспособностью ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д..
    • Вмешивается в разговор или деятельность других.

     
    Причины гиперактивности

    Ранее причиной синдрома нарушения внимания с гиперактивностью считали внутриутробное или перинатальное повреждение головного мозга. Сейчас получены данные о генетической предрасположенности к синдрому нарушения внимания с гиперактивностью. 20—30% родителей больных страдают или страдали синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. Помимо этого у родителей чаще, чем среди населения в целом, встречаются алкоголизм, асоциальная психопатия и аффективные расстройства; у приемных же родителей частота этих заболеваний обычная. Гипотеза, что причиной синдрома нарушения внимания с гиперактивностью является пищевая аллергия, в контролируемых испытаниях не подтвердилась. В некоторых случаях причиной заболевания могут быть нарушения внутриутробного развития. Полагают также, что развитию синдрома нарушения внимания с гиперактивностью могут способствовать перенесенный синдром Рейе, фетальный алкогольный синдром, свинцовое отравление, однако эти предположения пока не подтверждены.

     
    Распространенность и прогноз

    Синдром нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек - 4:1. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома принимают равной 3—10%.

    Более чем у половины детей, страдавших синдром нарушения внимания с гиперактивностью в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Такие подростки склонны к наркомании, с трудом адаптируются к коллективу. В примерно 60% случаев симптомы переходят и в зрелый возраст.

    Длительные наблюдения за больными и ретроспективные исследования показали, что гиперактивность в подростковом периоде у многих уменьшается, даже если остаются другие нарушения. У людей, страдавших в детстве тяжелыми формами синдрома нарушения внимания с гиперактивностью, в подростковом и зрелом возрасте высок риск социальной дезадаптации.

    Как отмечено выше, синдром нарушения внимания с гиперактивностью (обычно в сочетании с поведенческими расстройствами) может быть предвестником целого ряда нарушений личности, прежде всего асоциального поведение (кражи, алкоголизм, употребление наркотиков, беспорядочные половые связи). Дети без гиперактивности менее агрессивны и враждебны к окружающим. У них, по-видимому, чаще бывают парциальные задержки развития, в том числе - школьных навыков.

     
    Лечение синдрома нарушения внимания с гиперактивностью

    Просветительная работа.
    Родителям и ребенку (в понятной для него форме) обязательно разъясняют смысл предстоящего лечения. Как правило, родители не понимают, что происходит с их ребенком, но его поведение их раздражает. Объясняя все «неправильным воспитанием», они начинают обвинять сами себя и друг друга. Эти обвинения еще больше усиливаются после общения с малоинформированным врачом, не знающим о наследственной природе синдрома нарушения внимания с гиперактивностью и относящим заболевание ребенка целиком на счет ошибок родителей.

    Синдром нарушения внимания с гиперактивностью Почти всегда родители не знают, что делать с ребенком, и разногласия по этому поводу приводят к новым конфликтам. Необходимо объяснить им причины поведения ребенка. Оно во многом обусловлено врожденными особенностями психики (это, в частности, нарушения внимания), изменить которые родители не могут. Но некоторые симптомы (непослушание, чувство противоречия) возникают или усиливаются именно в результате неправильного воспитания, и устранять их родители должны. Таким образом, задачи просветительной работы здесь такие же, как при умственной отсталости: помочь родителям разобраться в поведении ребенка, развеять иллюзии, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребенком. Необходимо обсудить общие и частные вопросы воспитания, познакомить родителей с методами вознаграждения, поведенческой психотерапии и т.п. Эффективность этих методов при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью до конца не выяснена, но, как показали последние исследования, использовать их целесообразно.

    Условия обучения. Если ребенку трудно учиться в обычном классе, его переводят в специализированный класс. Как уже сказано, причины плохой успеваемости детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью — невнимательность и отсутствие упорства (основные признаки синдрома), иногда в сочетании с парциальными задержками развития школьных навыков.

    Симптомы можно уменьшить с помощью медикаментозного лечения, но препаратов для лечения задержек развития нет. Тогда ребенку может помочь только обучение в особых условиях, соответствующих его возможностям. В случае парциальных задержек развития школьных навыков это может быть класс коррекции, в случае низкой успеваемости при нормальном интеллекте и отсутствии задержек развития - класс для догоняющих. К сожалению, возможностей для специализированного обучения неуспевающих детей в настоящее время ограничены.

    Медикаментозное лечение синдрома нарушения внимания с гиперактивностью эффективно примерно в 75—80% случаев. Однако его действие, хотя и выраженное, все же симптоматическое. Поэтому медикаментозное лечение у детей проводят годами, при необходимости продолжая его в юношеском возрасте и у взрослых. То, что медикаментозное лечение не позволяет излечить синдром нарушения внимания с гиперактивностью, не должно умалять его роли: есть множество других хронических психиатрических и соматических заболеваний, при которых эффективна только многолетняя терапия.

    Подавление симптомов облегчает как интеллектуальное, так и социальное развитие ребенка. Лечение в большинстве случаев заканчивают уже в подростковом возрасте.

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

     
    Синдром дефицита внимания и гиперактивности

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) характеризуется гиперактивным поведением и неспособностью сконцентрировать внимание. Многие дети испытывают сложности с концентрацией внимания, но у некоторых это нарушение сопровождается повышенной активностью. Дети с СДВГ не могут усидеть на месте, они беспокойны и вертлявы, часто перебивают других, постоянно бегают и прыгают.

    По статистике, около 3-5% детей школьного возраста страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Приблизительно у 10%-50% синдром сохраняется и во взрослой жизни. К подростковому возрасту двигательная гиперактивность обычно уходит, но неспособность к обучению, недостаток внимания, неспособность сосредоточиться у большинства детей сохраняются. Точные причины развития СДВГ неизвестны, хотя по одной из теорий, в его основе лежит дисбаланс химических передатчиков - нейротрансмиттеров - в мозге ребенка, из-за чего он е может контролировать свое поведение. Нередко СДВГ имеет генетическое происхождение. Мальчики в три раза сильнее подвержены риску формирования синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, чем девочки.

    Основные симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью:

      Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
    • Постоянное беспокойство и неусидчивость
    • Излишняя шумливость (ребенок слишком громко разговаривает или играет)
    • Неспособность выслушать других (ребенок постоянно перебивает) 
    • Неспособность выполнять указания и следовать инструкциям 
    • Дефицит внимания и забывчивость 
    • Неорганизованность и невнимание к деталям 
    • Неконтролируемое передвижение по комнате 
    • Быстрая потеря интереса к заданиям и играм 
    • Неспособность закончить начатое дело, например, домашнее задание

    Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности очень важна для формирования правильного понимания этого расстройства. В диагностике  должны принимать участие учителя, родители и врачи. Часто для диагностики необходимо не только полное медицинское обследование, но и профессиональная оценка познавательных способностей и IQ ребенка, а также анализ его успеваемости в школе.

    Также проводится оценка речевых и языковых способностей. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью часто сопровождается другими поведенческими или эмоциональными расстройствами. Дети испытывают сложности трудности в коллективе сверстников. Их легко узнать по поведению - они егозят, бегают, прыгают во время занятий. Дефицит внимания и высокий уровень гиперактивности мешают ребенку нормально общаться с окружающими.

     
    Лечение и коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

    Ребенок, страдающий синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, обычно проходит обучение вместе со сверстниками, но учителю следует уделить внимание его потребностям, например, дать больше времени на выполнение задания, посадить ребенка в той части комнаты, где он будет меньше отвлекаться.

    Ребенок также нуждается в поддержке взрослых и их помощи в контролировании поведения и уровня внимания. Для обучения такого ребенка нужно использовать современные поддерживающие методы обучения, помогающие сконцентрировать внимание и усвоить учебный материал. Лечение включает поведенческую и лекарственную терапию. В лечении должна участвовать не только семья, но и школа.

    Родители и учителя должны научиться корректировать поведение ребенка, направлять его энергию и поощрять успехи ребенка. Это подразумевает развитие навыков решения проблем, навыков открытого и эффективного общения, управления гневом и решения конфликтов. Лекарственное лечение ограничивается приемом стимулирующих препаратов группы амфетаминов, например, риталина и декседрина.

    Эти препараты понижают уровень гиперактивности у детей и помогают сконцентрировать внимание. Также наблюдается улучшение поведения (уменьшение агрессии, забывчивости). Однако эти лекарства имеют ряд побочных эффектов, в частности, вызывают бессонницу, потерю аппетита, потерю веса, подавленность, депрессию и сонливость.

    Игры для детей с синдромом гиперактивности

  • «Найди отличие»
  • «Ласковые лапки»
  • «Броуновское движение»
  • «Передай мяч»
  • «Запрещенное движение»
  • «Коршун»
  •  
    «Найди отличие»

    Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.

    Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

    Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли. 

    «Ласковые лапки»

    Игры для детей с синдромом гиперактивности Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

    Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

    Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

    «Броуновское движение»

    Цель: развить умение распределять внимание.

    Все дети встают в круг. Ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

    «Передай мяч»

    Цель: снять излишнюю двигательную активность.

    Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.

    «Запрещенное движение»

    Цель:
    игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

    Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

    Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хорошо все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).

    «Коршун»

    Цель:
    развить внимание, быстроту реакции, умение следовать инструкции взрослого, обучить навыкам взаимодействия с детьми.

    Воспитатель надевает шапочку курочки и говорит, что все дети - «цыплята» - живут вместе с мамой-курочкой в курятнике. Курятник можно обозначить мягкими блоками или стульчиками. Затем «курочка» с «цыплятами» гуляют (ходят по комнате). Как только воспитатель говорит: «Коршун» (предварительно с детьми проводится беседа, во время которой им объясняется, кто такой коршун и почему цыплятам следует его избегать), все дети бегут обратно в «курятник». После этого воспитатель выбирает другую «курочку» из числа играющих детей. Игра повторяется.

    В заключение воспитатель предлагает всем детям выйти из «курятника» и погулять, тихонько помахивая руками, как крыльями, потанцевать вместе, попрыгать. Можно предложить детям поискать «цыпленка», который потерялся. Дети вместе с воспитателем ищут заранее спрятанную игрушку - пушистого цыпленка. Малыши вместе с воспитателем рассматривают игрушку, гладят ее, жалеют и относят на место.

    С целью развития двигательных навыков можно усложнить игру следующим образом. Для того чтобы попасть в домик-курятник, дети должны не просто вбежать в него, а подползти под реечку, которая лежит на высоте 60-70 сантиметров.

Статьи и новости по теме

Все новости сообщества

Синдром гиперактивности – последние темы сообщества

  • gubdobro пишет 26 июля 2015, 00:42
    Здравствуйте, коллеги! Я сегодня прочитала статью уфимских коллег, которые лечат нарушения речи у детей амоксетином и пиритинолом. Поделитесь пжл опытом.
    1074
  • klient_varlamova990 пишет 12 января 2015, 09:08
    Ребеноку 1 год, на мой взгляд очень мало спит: днем максимум час, подъем в шесть-семь, засыпает к одиннадцати-двенадцати. Может ли это быть сигналом к началу гиперактивности? Или это я такая засоня?)
    1034
  • lisenko пишет 24 июня 2012, 18:04
    Моему ребенку 5.5 лет. Меня очень беспокоит его поведение. Нам врачи ставят ЗПРР, гиперкиническое расстройство с дефицитом внимания, недоразвитие речи в тяжелой степени и аутизм. Поведение бывает на...
    3339
Все темы сообщества
Задать вопрос

Синдром гиперактивности – ответы врачей по теме

  • любовь спрашивает 23 сентября 2015, 04:01
    логопед говорит что у ребенка не правильный тонус языка. Какие препараты можно пропить, что бы тонус языка изменить. Невролог нам поставила диагноз: дефицит внимания и гиперактивность. Прошли курс леч...
    984
    5
  • @David^smom@ спрашивает 27 мая 2015, 15:46
    Добрый день.Ребенку 1,6 года.При прохождении медкомиссии для поступления в детский сад врач невролог поставил диагноз - Гиперактивность. Прописал лечение Глицин 1 табл на ночь 2 недели и Пиканилон 1...
    481
    1
  • yanysik спрашивает 29 марта 2015, 18:29
    Что можно принимать ребенку 5 лет при гиперактивности?
    923
    1
Все вопросы

Самые эффективные лекарства*


Атаракс
518 р. 1 к.

Феварин
779 р. 00 к.

Этаперазин
322 р. 64 к.

Семакс
451 р. 61 к.
* на основании отзывов покупателей