Пожалуйста, авторизуйтесь!
Вспомнил
через соц. сети: Регистрация Вы врач?
Введите свой адрес электронной почты и мы вышлем вам ссылку для восстановления пароля
На этот адрес электронной почты выслана ссылка для восстановления пароля
Необходимо указать логин и пароль.
Эл. почта введена неверно. Попробуйте еще раз.
Пароль неверный. Напомнить пароль?
Укажите адрес электронной почты.
Пользователь с таким email не найден

Заикание


Заикание – это расстройство темпа и ритма речи в виде повторения или затягивания отдельных звуков или слогов, возникающее из-за судорожного сокращения мышц, участвующих в речевом акте. Речь – сложный многоуровневый процесс, в котором участвуют дыхание, голосообразование и артикуляция, и спастическое сокращение мускулатуры может наступить на любом из этих уровней речеообразования, хотя чаще оно все же захватывает отдельно мышцы гортани или весь аппарат целиком.

Заикание: описание и причины заболеванияЗаболевание в большинстве случаев возникает у детей от 2 до 6 лет, причем мальчики страдают заиканием чаще девочек. Характерно, что заикание у детей нередко проходит самопроизвольно, и девочки избавляются от него проще. Расстройство речи может развиться и во взрослом возрасте, при этом оно обычно носит характер сложного невроза или является симптомом органического поражения мозга.

Для возникновения заикания в организме ребенка или взрослого должны быть созданы определенные предрасполагающие условия, такие как истощение нервной системы в результате инфекционных заболеваний, психогенной обстановки в семье, детском учреждении или на работе. Часто на детей оказывает влияние близкое общение с заикающимся человеком. Отмечаются и случаи наследственного характера заикания или ненормально ускоренной речи.

Предрасполагающие факторы создают благоприятный фон для возникновения расстройства речи, в то время как непосредственной его причиной становятся детские инфекции, травмы и различные стрессы. Испуг, конфликт, ссора или развод родителей, смерть близкого человека могу т стать поводом для возникновения заикания у ребенка. Среди детских инфекций следует отметить корь, пневмонии, грипп и другие тяжелые болезни, оказывающие истощающее действие на организм. Нередко заикание возникает при переходе к более сложным приемам речи, например к фразовой речи, особенно в тех случаях когда ребенка передразнивают или все время поправляют.

В зависимости от причин возникновения заикание делят на:

  • невротическое заикание, возникающее как срыв в нервной деятельности человека, в результате влияния различных патогенных факторов, приводящих к перенапряжению процессов нейродинамики,

  • заикание - симптом органического поражения мозга, часто развивающееся в результате травмы или инфекции мозга (неврозоподобное заикание),

  • заикание - невроз развития, возникающее у детей на фоне задержавшегося «физиологического косноязычия» при переходе к более сложным формам речи.

В основе заикания лежит судорожная готовность мышц речевого аппарата в результате образования в центральной нервной системе очагов застойного возбуждения, возникающих при действии стресса или заболевания. Это приводит к срыву взаимоотношений между корой и подкоркой и формированию патологического рефлекса, проявляющегося нарушением темпа, плавности, модуляции речи и появлению судорожные спазмов в мышцах, ответственных за речеобразование.

Заикание: описание и причины заболеванияВ тоже время, развитие заикания может быть связано с нарушением потока информации извне в кору головного мозга, и подтверждением этой теории является факт, что заикающиеся люди слышат собственную речь с некоторой временной задержкой. Дело в том, что в кору мозга информация поступает из двух источников: по нервным путям от подкорковых центров и из окружающего мира через слуховой анализатор. Поток информации от из подкорки несколько отстает и лишь подкрепляет информацию, поступившую извне. При нарушении этих процессов происходит неправильное формирование речевых стереотипов в коре головного мозга, что в свою очередь обусловливает нарушение регуляции темпа, ритма речи и приводит к судорожным спазмам мышц губ, языка, неба, гортани и дыхательной мускулатуры. Распространение возбуждения из застойного очага на соседние мозговые центры, ответственные за эмоции, ведет к возникновению нарушений в этой сфере. При вовлечении в процесс двигательных центров у заикающегося развиваются патологические двигательные реакции в виде гримасничанья, моргания и других движений.

По характеру спазмов мускулатуры заикание подразделяют на:

  • тоническое, возникающее в результате спазма группы мышц, продолжающегося некоторое время, и характеризующееся возникновением паузы в речи или затягиванием отдельных звуков

  • клоническое, когда сокращения мышц возникают одно за другим, и больной начинает повторять отдельные звуки, слоги или слова,

  • смешанное, при котором спазмы носят смешанный характер.

Симптомы заикания

Возникновение запинки вызывает раздражение заикающегося, особенно при попытке окружающих подсказать «застрявшее» слово, отвести глаза или рекомендациях не волноваться и говорить медленнее. 

Диагностика заикания

Диагностика заикания как такового не представляет никаких трудностей и основывается на наличии дефекта повторения или затягивания звуков, слогов или слов. 

Лечение заикания

Современная терапия включает разностороннее воздействие лечебного и педагогического характера на речь, личность и организм заикающегося в целом.

Профилактика заикания

Профилактика заикания включает создание благоприятной спокойной обстановки для развития ребенка, применение правильных методик воспитания,повышение стрессоустойчивости ребенка и другие меры.


Приобрести эффективные лекарства для лечения этого заболевания

    Нужен ли ребенку логопед?



    Нужен ли ребенку логопед?Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно малыши произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно.

    Это не совсем так. Логопед исправляет не только дефекты произношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики.

    Кроме того, логопед может подготовить ребенка к усвоению грамоты, если у него есть какие-то проблемы с речью, и к дальнейшему более успешному обучению в школе.

    Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.

    Существует несколько причин, почему важно знать, правильно ли формируется речь у ребенка в дошкольном возрасте.

    • Речь — это одна из высших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления. Это не значит, что ваш ребенок «ненормальный» или «глупый». Это значит, что у ребенка есть проблемы, которые надо преодолеть с помощью специалистов как можно раньше, чтобы они не стали препятствием для его полноценного развития и успешного обучения.

    • Чем раньше выявлены проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодолению, тем успешнее проходит эта работа. Ведь всегда легче сразу что-то выучить правильно, чем потом переучиваться. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту, — помощь, оказанная своевременно, сэкономить ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым.

    • Даже незначительные недостатки в развитии речи малыша могут привести к трудностям освоения им процессов чтения и письма. В результате ваш умный, талантливый ребенок получает двойки по русскому языку. Такую опасность можно предотвратить!

    • Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она не была — неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание — стоит отнестись со всей серьезностью.

    Вашему ребенку необходима помощь специалиста, если:

    • Речь ребенка неразборчива. Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знают. Ребенок многие звуки произносит мягко, как-будто он еще маленький или преобладают твердые звуки, как-будто у него акцент. При произношении некоторых звуков в речи появляется хлюпающий призвук, воздух идет как-то в вбок; звуки «С», «З», «Ц» произносит как англичанин — между зубами; при произнесении звуков «Ш», «Ж» раздувает щеки, а звук «Р» произносит как француз. У него красивый грассирующий звук.

    • К 3-4 годам он не слышит слогов в слове; искажает слово до неузнаваемости; произносит только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком; сокращает слово, пропуская некоторые согласные и слоги, или недоговаривает слово до конца; произносит слово несколько раз по-разному.

    • К 5 годам не сформирована связная речь. Ребенок затрудняется составить предложение по картине, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов, или использует отдельные очень короткие предложения.

    • К 5-6 годам нарушена общая структура речи: он не правильно строит предложения, не согласовывает слова в роде, числе и падеже, неправильно использует предлоги и союзы.

    Если вы столкнулись с подобными проблемами, приготовьтесь к тому, что на их исправление понадобиться много сил времени. Помимо занятий с логопедом очень важно заниматься с ребенком самостоятельно. Первое и самое основное правило — подавайте хороший пример. Много разговаривайте с малышом — просто комментируйте все, что вы делаете, описывайте свои действия, чувства и эмоции. Читайте книги, вместе учите стихи — результат не заставит себя ждать.

     

    Кадровое агентство «Домашний круг»

    г. Москва, ул. Хавская, д. 11
    тел. 954-8578, 954-4973, 952-6502

    Болезни нервной системы у детей




    Болезни нервной системы у детей Нервная система детей отличается незрелостью. Новорожденные большую часть дня проводят во сне и просыпаются лишь от чувства голода или дискомфорта. Но по мере взросления ребенка его нервная система претерпевает ряд изменений, соответствующих возрасту. Но вследствие врожденных или приобретенных аномалий могут возникать у детей нарушения нервной системы, которые зачастую протекают незаметно для родителей.

    Поэтому доктора рекомендуют регулярно показывать детей до 3-х лет квалифицированным невропатологам, проводить ряд обследований и в случае выявления каких-либо патологий, сразу же начинать активное лечение. Многие нарушения нервной системы у детей опасны для здоровья и угрожают социальной активности ребенка в будущем. Но при ранней диагностике многие они легко поддаются коррекции.

    Самые распространенные нарушения нервной системы у детей:


    • Заикание невротического характера;
    • Нервные тики;
    • Неврозы;
    • Невротическая бессонница;
    • Анорексия и булимия неврогенного типа;
    • Невротический энурез;
    • Нарушение мозгового кровообращения, сочетанные с травмами шейного отдела позвоночника (родовые травмы).

    Чаще всего неврологические расстройства у новорожденных возникают на фоне травм при родах или кесарево сечении, различных инфекционных поражений. Но при квалифицированной помощи и раннем обследовании нервной системы у детей они выздоравливают, не имея никаких отклонений в будущем.

    В более позднем возрасте причинами появления неврологических отклонений могут быть стрессы, некоторые хронические патологии, травмы и повреждения. За иннервацию сосудов, мышц и внутренних органов, обеспечение работы дыхательного центра, спинного мозга отвечает вегетативная нервная система у детей. Функционирование ее подкорковых образований происходит за счет коры больших полушарий мозга.

    У детей вегетативные отделы нервной системы достаточно сложно устроены. При получении родовых травм или развитии патологий часто проходит большое количество времени без диагностики и лечения. Но на сегодняшний день болезни высшей нервной деятельности легко диагностируемы, стоит только проявлять бдительность и не ограждать малышей от профилактического общения с докторами.

    Обследование нервной системы в детском возрасте

    Болезни нервной системы у детей

    Для выявления патологий нервной системы детям часто назначают ряд исследований, включающий:

    • Люмбальную (спинномозговая) пункцию: исследование используется с целью получения цереброспинальной жидкости (ликвора) при воспалительных болезнях нервной системы;
    • Рентгенодиагностику черепа (краниография) и различных отделов позвоночника (спондилография);
    • Компьютерную томографию;
    • Магнито-резонансную томографию;
    • Электроэнцефалографию;
    • Нейросонографию;
    • Позитронно-эмиссиоиную томографию;
    • Реоэнцефалографию.

    Комплексное обследование разных отделов нервной системы у детей позволяет быстро и безболезненно выявлять распространенные патологии. Своевременная диагностика и раннее лечение — гарантии того, что ребенок получит максимум медицинской помощи из возможной. Это повышает его шансы на полное выздоровление и снижает вероятность развития осложнений, среди которых полная или частичная утрата двигательных и адаптационных возможностей, отставание в умственном развитии - самые распространенные.

    Мы победили заикание. Личный опыт

  • Общение с людьми
  • Ограничение общения
  • Мы победили

  • Общение с людьми

    Мы победили заикание. Личный опытВся наша жизнь строится на общении с людьми. Без правильной речи трудно учиться, работать, появляются комплексы. Очень важно не упустить момент, когда все можно исправить. В этой статье я расскажу, как мы вылечили заикание у нашего ребенка.

    Дети очень подвижны и непоседливы. Вот и наш 3-летний малыш не сидит ни одной минуты. Готов носиться сутками напролет. Конечно, бывают и падения, но воспринимаются они сыном спокойно, без истерик. Но вот одно падение запомнилось надолго.

    Олег упал со стула. Упал удачно, без травм. Но какой был грохот! Ребенок очень испугался и долго не мог успокоиться. А через пару дней проявились последствия: мальчик начал заикаться. Сначала это было вполне безобидно, но прогрессировало с такой скоростью, что через неделю он не мог высказать свои мысли. Надо заметить, что говорить он начал очень рано и к трем годам изъяснялся намного лучше своих сверстников.

    По незнанию мы начали «лечить» заикание. Обращали внимание на речь, просили повторить слова заново. Ребенок только и слышал: «Олежа, говори нормально!». Но было только хуже. Малыш волновался, старался угодить, но не получалось. Тогда я села за Интернет. Перевернула всю сеть, перечитала много статей и поняла одно: мы были не правы. Самое главное - надо успокоить ребенка.


    Ограничение общения

    С этого дня мы внесли коррективы в нашу жизнь.

    В первую очередь ограничили его общение. Избегали все мероприятия, праздники. В песочницу к ребятам не ходили, гуляли в лесу около дома. Дома устроили тишину: отказались от радио, телевизора. Из книг читали только детские стихи.

    Между собой общались очень тихо, старались говорить шепотом. Не переутомляли и, главное, не ругали сына. Про детские страшилки типа «Бабы Яги» и «серого волка» забыли надолго.

    Теперь никогда мы не исправляли его речь. Мы поняли: ребенок не должен комплексовать по этому поводу и волноваться еще больше.

    Для благополучного исхода также необходим был строгий режим дня. Олег у нас вставал, спал, ел, играл, все в строго определенное время. Вечером - успокаивающие ванны. Из пищи исключили раздражающие продукты. Перешли на правильное раздельное питание.

    Обязательным был поход к врачу. Только специалист может оценить состояние ребенка и дать нужные рекомендации. Мы пошли к неврологу. Доктор подтвердил правильность нашего поведения с сыном и прописал лекарство, уменьшающее общее напряжение и тревогу. Но главное лечение - успокоить ребенка, разрядить его эмоциональный фон.


    Мы победили

    Через три недели мы забыли о нашем заикании. Мы победили. Ребенок опять радует нас своей правильной речью.

    Спокойствие родителей, терпение и любовь оказались самым лучшим лекарством.

    Еще раз повторюсь: посещение врача на начальном этапе крайне важно и необходимо.

    Здоровье и будущее наших детей в наших руках.

    По материалам статьи Елены Вершининой «Как мы избавились от заикания»

    Борьба с заиканием

  • Почему развивается этот дефект речи
  • Методы борьбы с заиканием
  • Помощь родителей

  • Почему развивается этот дефект речи

    Родителям полезно знать, как и почему развивается этот дефект речи. Конечно, к нему можно привыкнуть и приспособиться, но зачем? Лучше проститься с ним навсегда.

    Oбычный детский сад на окраине. Шустрые, веселые ребятишки на прогулке: кто-то играет в салочки, кто-то покоряет вершины замысловатых лестниц, кто-то чинно беседует с воспитательницей... Трудно поверить, но здесь свершается чудо - дети, страдающие заиканием, буквально заново обретают дар речи...

    Заикание считается тяжелым, трудно излечимым заболеванием. Обычно оно проявляется в возрасте от двух до семи лет и может представлять собой как повторение отдельных звуков и слогов, так и разного рода спазмы, предваряющие высказывание. Ни для кого не секрет, какими неприятными последствиями чреват этот недуг: ограниченное общение, комплекс неполноценности, страх и даже отказ от речи: «Все равно я не могу ничего сказать, пусть считают, что я ничего не знаю!»...

    Причины заикания кроются в тайнах генетического кода и особенностях центральной нервной системы, поэтому далеко не каждый карапуз, даже до смерти перепуганный большой собакой, становится заикой. Если же в семье кто-либо когда-либо заикался, надо иметь в виду, что малыш может именно таким образом среагировать на напряженную ситуацию в доме, перемену привычной обстановки, сильный испуг. Начинается все, как правило, с запинок. Невропатологи да и сами родители иногда относятся к ним не очень внимательно, особенно если ребенку всего два-три года и речь еще недостаточно налажена. Иногда речь резко меняется после сильного стресса - это называют невротическим заиканием. В таких случаях обычно ребенок замолкает - «теряет дар речи» - на несколько часов или даже на пару дней, а когда вновь начинает говорить, уже заикается. Нередко приходится сталкиваться и с заиканием «по подражанию», то есть ребенок автоматически перенимает дефект.

    Назначаемые обычно лекарственные препараты, как правило, лишь временно снимают проявления заикания, не решая проблемы в корне. Успокоить и не нервировать заику - такова цель лечения - необходимо, но этого недостаточно.


    Методы борьбы с заиканием

    Борьба с заиканиемСуществуют различные методы борьбы с заиканием. Врач-логопед подходит сугубо индивидуально к каждому ребенку и назначает соответствующее лечение. Логопедический детский сад (на окраине Москвы) уже двенадцать лет работает по методике профессора Л. З. Андроновой. Она основана на синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, которые считают «вторым артикуляторным аппаратом человека». Пальцам отводится роль своеобразного «буксира»: их последовательно организованные движения как бы набирают слоги в слова и фразы разной длины и разного ритма и таким образом восстанавливают нарушенный механизм речи.

    Излечение - дело трудоемкое и небыстрое, дошколятам нужен целый учебный год. Всему персоналу детского сада приходится участвовать в процессе: в присутствии детей разговаривать медленно и плавно, поддерживать благоприятный психологический микроклимат. Такое не каждому детскому саду по плечу. Родителям нельзя оставаться в стороне: желаемого эффекта не последует, если в выходные дни не под-держивать дома особого речевого режима, налаженного педагогами.

    Таким образом мозг ребенка последовательно «приучается» к правильной речи, что и дает возможность распроститься с заиканием. Несмотря на всю серьезность этой задачи, ребята живут полноценной детсадовской жизнью: играют, ссорятся, мирятся, слушают сказки, поют песни, рисуют, лепят, танцуют, осваивают букварь и арифметику, выступают перед восхищенной аудиторией на утренниках.

    В итоге все выпускники детского сада оказываются отлично подготовлены к школе и нередко вызывают восхищение именно умением хорошо говорить (!), о чем свидетельствуют письма школьных учителей, с которыми детсадовские логопеды обязательно поддерживают контакт.


    Помощь родителей

    Конечно без помощи родителей не обойтись:

    • Следите за речью ребенка, обращайте внимание на перемены в манере говорить
    • Мир, стабильность и доброжелательная атмосфера в доме - надежное «средство профилактики» заикания, так же как и залог его успешного лечения
    • Очень важно относиться к ребенку ровно, справедливо: одинаково, а не «по настроению» реагировать на те или иные проступки
    • Не заставляйте ребенка говорить напоказ (декламировать стихи и т.д.), если он этого не хочет или если волнение и возбуждение заметно затрудняют его речь
    • Не только отягчающие психологические обстоятельства, но и просто быстрая речь окружающих может сыграть роковую роль для малыша, генетически предрасположенного к заиканию
    • Очень важно своевременно отреагировать на проблему: пока у ребенка не закрепилась привычка заикаться, можно сравнительно легко преодолеть эту напасть, например, если вся семья перейдет на очень медленную и плавную речь.

    По материалам статьи Алины Хараз «Забыть о заикании»

    Детское заикание

  • Что такое заикание
  • Признаки заикания
  • Причины появления заикания
  • Речевой режим при заикании

  • Что такое заикание

    Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.  При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет.


    Признаки заикания

    Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

    • ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);
    • употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
    • повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
    • вынужденные остановки в середине слова, фразы;
    • затруднения перед началом речи.


    Причины появления заикания

    Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы.

    Детское заиканиеПоводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации - постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима). Hередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: расскажи, повтори, часто заставляют говорить напоказ.

    Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.

    Знание этих причин должно помочь родителям и педагогам вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.


    Речевой режим при заикании

    Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.

    • Hельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.
    • Hе следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
    • Hельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.
    • Hе следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Hесоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.
    • Hельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

    Педагогам необходимо помнить следующее. В случае поступления заикающегося ребенка в детский сад или школу нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться их устранить, проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.

    Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

    Hужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.

    Hельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

    Таких детей нельзя спрашивать первыми на уроках. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, учитель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

    Hа празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.

    Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

    Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

    По материалам статьи «Заикание у детей»

    Дефект речи

  • Заикание
  • Заикание у взрослого человека

  • Заикание

    Заиками обычно не рождаются. Нет, конечно, случается и такое, но очень-очень редко. Чаще причины другие. По статистике, от заикания страдают 2,5-3 % всех людей, а подростки - в первую очередь.

    Итак, заикание - это болезнь, которая проявляется в речи. Это не просто дефект речи, а именно болезнь: слишком сложен комплекс, в котором переплетаются недостатки речевого аппарата и нервно-психические расстройства. Утомляемость, подавленность, чувство собственной неполноценности - вот далеко не полный перечень последствий видимых судорог мышц речевого аппарата.

    Дефект речиЭта болезнь приводит к формированию совершенно определенных особенностей характера. Человек становится в сильной степени зависимым от своей болезни, и у него развивается страх речи. Возникает замкнутый круг, который, казалось бы, невозможно разорвать: речевые судороги вызывают волнение, волнение вызывает еще большие судороги и т.д. Как вырваться из этого круга, человек не знает, а потому замыкается в себе и очень страдает. Степень такого страдания необычайно высока. Некоторые заикающиеся говорят, что предпочли бы быть совсем немыми или остаться без руки, лишь бы уметь спокойно, без запинок, излагать свои мысли.

    Любопытно, что обычно наедине с самим собой заикающийся говорит хорошо или вообще без дефектов.

    В 96 % случаев эта болезнь развивается у ребенка в возрасте до 5 лет - тогда, когда он учится говорить фразами, строить свою речь. В этот период речевой аппарат беззащитен, а потому в сильной мере подвержен влиянию со стороны. У девочек эта функция развивается раньше и усваивается ими легче, - как правило, они в 4 раза реже мальчиков страдают заиканием.

    Итак, предрасположенность возникает из-за медленного и слабого формирования речевого аппарата, но это еще не все. Нужна провоцирующая причина, некий толчок. Ею может стать какая-либо психологическая травма (скандалы между родителями, побои), испуг (собака, гудок поезда и т.п.). Этой же причиной может стать и неправильное родительское воспитание. Например, ребенок избалован, ему все позволяют, но вот он попадает в детский сад, где воспитатели с ним обращаются по-другому. Тогда изменение психологического климата отрицательно сказывается на его способности к речи.

    Бывает и так, что ребенок перенимает у окружающих манеры разговора, пытается им подражать. Особенно, если заикается кто-то из родителей или близких ему людей.


    Заикание у взрослого человека

    Однако взрослый человек тоже может начать заикаться. Такое иногда происходит с теми, кто переживает сильнейшее моральное потрясение - например, смерть близкого человека на своих глазах. И, наоборот, заикание может исчезнуть, оставив окружающих в недоумении, а того, кто только что и слова не мог сказать, - в бурной радости.

    Как от этого избавиться?

    Поскольку заикание по своей природе бывает трех видов (связанное со слабым развитием речевого аппарата, невротическое и смешанное), то и лечить его нужно комплексными мерами. Это значит, что одним врачом здесь обойтись трудно.

    Непосредственно работу над речью проводит логопед. Обычно это педагог-дефектолог.

    То, что касается психики и эмоциональной сферы человека, берет на себя психотерапевт. Его задача - устранить комплекс неполноценности, помочь ребенку почувствовать себя психологически комфортно и вообще сделать все возможное, чтобы у него в голове и в отношениях с окружающими все было комфортно и гармонично.

    Часто при лечении этого заболевания прибегают к лекарствам, физиотерапии, иглоукалыванию. Естественно, все это нужно применять только по указанию врача.

    Оптимальный вариант - это одновременная работа и логопеда, и терапевта, - в этом случае достигается наибольший эффект. И еще - огромная роль в процессе лечения отводится родителям заикающегося ребенка. По сути, если они будут постоянно консультироваться с врачом, координировать свои действия с его указаниями, морально поддерживать своего ребенка, то в их силах вылечить его в домашних условиях.

    По материалам статьи Инны Левит «Что такое заикание?»

    Проблемы общения

  • Заикание
  • Публичное выступление
  • Лечение заикания
  • Упражнения при заикании

  • Заикание

    Проблемы общения есть у всех. Но если застенчивость или излишнюю болтливость большинству преодолеть по силам, то с заиканием совсем другое дело. И ребенку, и взрослому этот дефект речи порой стоит очень многого в жизни... Отчего люди страдают заиканием и как можно помочь в этой беде, «МК» рассказала врач-логопед, кандидат медицинских наук Елена СЕРГЕЕВА.

    В основном с проблемой заикания сталкиваются дети. Чаще всего 2-5-летние, очень редко - школьники начальных классов, и еще реже - подростки. Заикание может продлиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Наиболее распространенные причины, из-за которых возникает заикание:

    • сильный испуг;
    • постоянное несправедливое и грубое отношение к ребенку (угрозы, наказания, бесконечные окрики);
    • внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье (частые ссоры родителей в присутствии ребенка);
    • последствия перенесенных инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен.

    Проблемы общенияИногда заиками становятся дети, рано начавшие говорить: родители им слишком много читают, при этом то и дело просят повторить прочтенное, или, что гораздо хуже, заставляют говорить перед незнакомой большой аудиторией. Страх становится преградой нормальной речи.

    Заикание может возникнуть также и у тех детей, которые в течение длительного времени общались с заиками, эти малыши попросту подражают своим товарищам.

    У взрослого человека причины заикания обычно сводятся к внезапно свалившемуся горю, трагедии, сильному испугу: внезапное крушение самолета, закончившееся аварийной посадкой, смерть близкого прямо на глазах, смерть любимого животного, развод, скандалы в семье.

    Некоторые ученые-медики считают, что заикание объясняется органическими нарушениями: у заикающихся иной тип слухового восприятия, в результате чего они слышат собственную речь чуть-чуть с запозданием (на доли секунды). А некоторые психоаналитики уверяют: заикание - симптом серьезного внутреннего конфликта или неудовлетворенных потребностей, следствие попыток не допустить выражения запретных мыслей и чувств. Самый простой пример - подросток, рассматривающий «те самые» журналы, и заходящая в самый неподходящий момент мама.


    Публичное выступление

    Самое трудное для людей с нарушением речи - говорить на публику. Это двойной стресс. При повторении звуков или слогов многие долго и упорно молчат, неестественно растягивают звуки, гримасничают, у некоторых возникают тики. Заикание усиливается при волнении, ослабевает в спокойной обстановке.

    Кроме того, у заикающихся часто возникает страх различных слов или звуков, они стремятся использовать синонимы или иносказательные обороты, чтобы избежать пугающих слов. Они испытывают раздражение в адрес слушателей, когда те пытаются подсказать слово, отводят глаза в моменты особой судорожности речи. Это нормальная психологическая реакция, и стоит отнестись с пониманием к ней.


    Лечение заикания

    Дети зачастую «выздоравливают от заикания» спонтанно, без каких-то мер врачей и специалистов. Просто по мере того, как организм созревает и укрепляется, нервная система стабилизируется, и все «само собой» приходит в норму.

    Выздоровление взрослых заикающихся - процесс, растянутый во времени, он требует ежедневных занятий примерно по часу в день. Мгновенное исцеление - миф.

    Нормальная речь может быть достигнута только в результате длительных усилий самого человека.

    Обычно в лечении заикания принимают участие психотерапевт, невролог и логопед. Все сводится к выработке навыков правильной речи и преодолению страхов.

    Непосредственно работу над речью проводит логопед (обычно это педагог-дефектолог). Его задача - обеспечить правильный речевой режим: почти все заикающиеся способны говорить плавно, но при ряде условий. Например, если они читают с кем-то в унисон, поют, шепчут или говорят на каком-либо диалекте либо существенно изменяют свой голос, дыхание или манеру говорить.

    Что касается психики и эмоциональной сферы человека, это берет на себя психотерапевт. Его задача - устранить комплекс неполноценности, помочь пациенту почувствовать себя психологически комфортно и сделать все возможное, чтобы у человека в отношениях с окружающими все было гармонично. Находясь рядом с заикающимся человеком, важно успокоить его, помочь расслабиться, сказать ласковые слова, при этом не сюсюкая и создавая нормальную атмосферу дружеского общения. Часто при лечении заикания прибегают к лекарствам, физиотерапии, иглоукалыванию. Естественно, все это нужно применять только по указанию врача.

    Что касается гипноза, то здесь надо учитывать, отчего человек заикается. Если в результате психической травмы - поможет. Если имеется какое-то органическое нарушение - нет.


    Упражнения при заикании

    Все знают известную басню Крылова «Ворона и лисица», так вот, помимо того, что эта басня поучительная, обнаружилось, что она напрямую воздействует на заик. Если читать эту басню нараспев, не выговаривая, а растягивая слова, как будто вы ее стараетесь петь, в течение 4-7 раз в день, то уже спустя неделю вы почувствуете, что говорите легче, а спустя месяц после ежедневных тренировок от заикания можно избавиться. Если заикание и останется, то еле заметное.

    Заикание можно предупредить:
    • очень важно, чтобы ребенок всегда слышал правильную речь;
    • не стоит читать детям на ночь страшные сказки, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу-ягу, Серого Волка и т. д.;
    • нельзя чрезмерно баловать детей и исполнять любые их прихоти. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, школе.

    Проблемы общенияРечевые движения человека тесно связаны с движениями всего тела, поэтому для заикающегося очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма.

    Заикание приводит к изменению характера. Человек становится в сильной степени зависимым от своей болезни, и у него развивается страх речи. Возникает замкнутый круг: заикание вызывает волнение, волнение вызывает еще большее заикание и т. д. Человек сильно страдает. Некоторые заикающиеся говорят, что предпочли бы быть совсем немыми, лишь бы уметь спокойно, без запинок излагать свои мысли.

    Древнегреческий оратор Демосфен, страдавший заиканием, избавился от дефекта, работая над собой каждый день: он набирал в рот камешки и пытался говорить с ними.

    Русский актер Дмитрий Певцов также избавился от заикания, работая над своей речью.

    Знаменитый французский актер Жерар Депардье в начале своей карьеры избавился от заикания за три месяца, ежедневно слушая по совету врача музыку Моцарта.

    По материалам статьи «Урок повторения. Как избавиться от заикания навсегда»

    Нарушение речи - заикание

  • Заикание
  • Причины заикания
  • Что происходит при заикании
  • Лечение заикания

  • Заикание

    Речь оказывает такое влияние на личность говорящего человека, что людей с речевыми расстройствами стереотипно воспринимают как людей, имеющих серьёзные личностные проблемы, хотя это и не соответствует действительности. Одним из видов расстройств является заикание. Это нарушение ритма и плавности речи, порождающее затруднения в устном общении. У каждого человека бывает прерывистая речь. У обычного человека 7-10 процентов речи произносися с прерыванием. Это бывает в форме повторения отдельных слов или фраз (звуки: э–э, м-м, или междометия). Однако, когда перерывы в речи составляют более 10 процентов - это уже заикание.

    В то время, как для большинства людей речь считается чем-то самим собой разумеющимся, заикающиеся испытывают неимоверные трудности при использовании устной речи в повседневной жизни. В мире заикается 1 процент населения или 60 миллионов из шести миллиардов людей. Для многих повседневное общение представляет собой постоянную борьбу.


    Причины заикания

    Чаще всего заикание возникает в молодом возрасте, когда еще не так отточены речевые автоматизмы. Способствуют развитию заикания стресс-реакции (испуг, смерть близкого, любимого животного, развод родителей, скандалы в семье и т.п.), поэтому причины заикания - всегда в детстве. На заикание может быть похоже такое нарушение речи как скандированная речь, при которой больной говорит то быстро, то медленно, то громко, то тихо - такой выговор характерен для заболевания мозжечка и иначе называется речевой атаксией. Истинное заикание усиливается при волнении, ослабевает в спокойной обстановке, заикающиеся люди хорошо поют.


    Что происходит при заикании

    Нарушение речи - заиканиеЗаикание - это результат периодически возникающих судорог мышц речевого аппарата: несколько кратковременных сокращений мышц приводят к непроизвольному повторению отдельных звуков и слогов (клоническое заикание), сильное длительное сокращение мышц вызывает задержку речи (тоническое заикание); часто имеет место смешанная форма заикания, когда сочетаются оба вида нарушений. К судорогам мышц речевого аппарата иногда присоединяются судороги мышц лица и конечностей.

    Заикание часто сопровождаются напряжением и тревогой. Прерывание речи при заикание бывает разным. При этом возможны повторения звуков или слогов, блоки молчания, неестественные растягивания звуков, гримасы лица или тики. Если ваш ребенок колеблется, повторяет или запинается перед произношением слова или фразы, присмотритесь к нему повнимательнее. Неплавная речь в возрасте от двух до семи лет является нормой. Но обучение понимания и использования речи - процесс длительный и сложный. Многие дети понимают речь до того, как могут выразить свою мысль в словесной форме. Неуверенная речь и повторения в детской речи являются вариантом нормы. Но если они встречаются слишком часто и связаны с напряжением или избегающим поведением, это может указывать на начинающееся заикание. Следующие признаки указывают на начальную стадию заикания:

    • Часто встречающиеся повторы слов.
    • Пролонгированные звуки.
    • Избегание ситуации общения, фразы: «Я не могу этого сказать».
    • Расстроенный вид.
    • Напряженный вид мышц лица и шеи и голоса.
    • Речь с неожиданными подъемами громкости голоса.


    Лечение заикания

    Исправление заикания - задача логопеда. Если же причиной заикания является психическая травма, то педиатр может направить вас к психоневрологу. Существует несколько способов с помощью которых вы можете снизить риск возникновения заикания у вашего ребенка. Прежде всего, вам следует четко понять, не вы ли являетесь причиной заикания у вашего ребенка. Изменения, которые вы можете выполнить касаются вашей манеры говорить, режима дня, и создания обстановки позитивно влияющей на вашего ребенка.

    • Говорите медленно и плавно.
    • Делайте паузы в своей речи, особенно в тот момент, когда ребенок уже сказал фразу, а вы еще нет. Это дает возможность вашему ребенку сказать что-то еще, а вам время обдумать, что именно хочет сказать ваш ребенок.
    • Задавайте меньше вопросов, делайте меньше команд. Вопросы оказывают давление на ребенка, он чувствует ограничение во времени для ответа. Лучше фразы и комментарии начинайте со слов: «Давай», «Как насчет?», «Что ты думаешь?»

    По материалам статьи «Заикание»

    Детское заикание

  • Что такое заикание
  • Причины заикания
  • Индивидуальный подход

  • Что такое заикание

    Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

    При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

    • ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);
    • употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
    • повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
    • вынужденные остановки в середине слова, фразы;
    • затруднения перед началом речи.


    Причины заикания

    Детское заиканиеПричиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации - постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

    Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.

    Знание этих причин должно помочь родителям и педагогам вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.


    Индивидуальный подход

    Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.

    • Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.
    • Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
    • Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.
    • Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.
    • Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
    • Педагогам необходимо помнить следующее. В случае поступления заикающегося ребенка в детский сад или школу нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться их устранить, проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.
    • Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
    • Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.
    • Таких детей нельзя спрашивать первыми на уроках. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, учитель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.
    • На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.

    Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

    Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

    По материалам статьи «Заикание у детей».

Заикание – последние темы сообщества

  • andrei82 пишет 14 июня 2013, 20:37
    С 7 лет я с ним живу уже. Раньше не так сильно оно меня беспокоило,а сейчас, в 31 год оно не отстает от меня. В период волнения особенно,а так я разговариваю спокойно. Может проблема не в речи, а нервах?...
    1609
  • киса я пишет 11 октября 2012, 18:18
    Помогите вылечить заикание у ребенка 5 лет. Кто знает 100 % метод?
    1614
  • Главный редактор Медкруга пишет 28 марта 2012, 00:53
    Уважаемые участники сообщества "Заикание"! В этой теме предлагаем вам размещать любые мысли и предложения о том, что вам было бы интересно прочитать или увидеть на портале, ссылки на статьи,...
    1421
Все темы сообщества
Задать вопрос

Заикание – ответы врачей по теме

  • sanja25031995 спрашивает 31 августа, 00:36
    Я Александр, Мне 21. У меня есть заикание, поэтому есть проблемы в общение с людьми
    134
    1
  • Александр В. спрашивает 27 июля, 13:57
    Здравствуйте, я хотел бы узнать, в последнее время (в течении полугода) испытываю проблемы с произношением слов начинающихся на "п", при этом часть произношу нормально, часть застревает(в основном, ко...
    132
    0
  • alyona спрашивает 20 июля, 09:27
    Здравствуйте. Заикаюсь столько сколько себя помню. Что мы только не пробовали: и песни петь, и тянуть слова, и учить скороговорки, и к бабкам целительницам ездили, всё бестолку. Я молодая, коммуникабе...
    151
    1
Все вопросы

Самые эффективные лекарства*

* на основании отзывов покупателей