Пожалуйста, авторизуйтесь!
Вспомнил
через соц. сети: Регистрация Вы врач?
Введите свой адрес электронной почты и мы вышлем вам ссылку для восстановления пароля
На этот адрес электронной почты выслана ссылка для восстановления пароля
Необходимо указать логин и пароль.
Эл. почта введена неверно. Попробуйте еще раз.
Пароль неверный. Напомнить пароль?
Укажите адрес электронной почты.
Пользователь с таким email не найден

Аутизм


Название «аутизм» в переводе с латыни означает «погружение в себя». Встречается аутизм не так уж редко: от 3 до 15 случаев на 10 000 детей, причем страдают им чаще мальчики, чем девочки. Для таких детей характерно резкое нарушение социальной адаптации, отсутствие интереса к окружающему миру и простейших навыков общения.

Приобрести эффективные лекарства для лечения этого заболевания

    Цветы жизни: звездные дети-аутисты




    Тони Брекстон 

    9-летнему Дизелю, младшему сыну известной певицы и обладательницы Грэмми Тони Брэкстон, диагноз аутизм был постановлен еще в раннем детстве. Благодаря современным методикам сынишка артистки практически не отличается от своих сверстников. Более того, мальчик готовится к своему актерскому дебюту — он сыграет небольшую роль в одном фильме со своей матерью!

    «Я уже знала, что с ним что-то не так, когда ему было 9 месяцев, — рассказывает Тони, — Но лишь когда ему исполнилось полтора года, я была вынуждена признать, что он развивается совсем не так, как его старший брат. Ранняя диагностика — залог успеха. С самого детства он занимается с профессионалами и нам очень, очень повезло, ведь Дизель делает большие успехи и даже ходит в обычную школу».

    Цветы жизни: звездные дети-аутисты

    Сильвестр Сталлоне

    У Серджио, младшего сына Сильвестра Сталлоне, аутизм диагностировали в возрасте трех лет. Для актера эта новость стала настоящим ударом.

    «Невозможно заставить ребенка вернуться в твой мир, — однажды заявил Сталлоне, — Поэтому я отправляюсь с ним в его мир… Мы рисуем вместе абстрактные вещи, собираем пазлы. Когда ребенок начинает доверять тебе, может случиться и редкое общение. Столь редкое, но такое ценное!».

    Цветы жизни: звездные дети-аутисты 

    Дженни Маккарти

    Жизнерадостная яркая блондинка с ослепительной улыбкой, Дженни Маккарти никогда не скрывала диагноз своего сына Эвана и, бросая вызов судьбе, не впадала в панику и отчаяние, предпочитая оставаться оптимистом даже в столь непростое для нее время. Узнав о диагнозе сына, звезда, собрав всю волю в кулак, начала борьбу за здоровье своего ребенка:

    «Врачи говорили мне, что надежды на выздоровление нет. Но я решила прислушиваться лишь к своим ощущениям, — рассказывает Дженни, — Я применила особую диету, исключив все молочные продукты, глютен и насытив меню Эвана витаминами. Впрочем, мы с Эваном теперь вместе на БГБК диете! Она помогает мне оставаться в форме».

    Актриса призналась, что диета не только значительно улучшила состояние мальчика, но и помогла его звездной маме стать более стройной! 

    Цветы жизни: звездные дети-аутисты

    Джон Траволта

    В начале 2009 года семью Джона Траволты постигло несчастье. Сын голливудского актера Джет скончался во время отдыха на Багамских островах в результате падения в ванной. Лишь после смерти мальчишки его мама Келли Престон во всеуслышание заявила о том, что ее любимый ребенок был болен аутизмом.

    «Джет был аутистом. У него с самого раннего детства случались припадки. Как мать я искренне верю, как верит и мой муж, что аутизм возник в результате определенных сопутствующих факторов, и одним из важнейших является наличие химикатов в окружающей среде и нашей пище», — однажды заявила Келли.

    Впрочем, диагноз «аутизм» не стал преградой для невероятно близких и теплых отношений Джета с его родителями:

    «Это был лучший ребенок на земле. Ребенок, о котором невозможно было и мечтать», — говорят звездные родители.

    Цветы жизни: звездные дети-аутисты

    Наталья Водянова

    Сестре всемирно известной модели Натальи Водяновой Оксане диагноз аутизм поставили уже во взрослом возрасте. В своих интервью красавица-модель неоднократно рассказывала о той непростой жизни, какую пришлось прожить ее семье:

    «Если рождается ребенок с аутизмом, ДЦП или синдромом Дауна, это не значит, что его родители — какие-нибудь алкоголики или наркоманы. Это может случиться в любой семье. И это надо знать. И думать о том, как дать ребенку шанс прожить интересную жизнь. Я очень люблю Оксану, для меня это самый близкий человек. Да, нам было трудно. Но я думаю — странно сказать, — некоторым моим подругам в каком-то смысле везло меньше, чем мне. Например, для кого-то главной проблемой было: «Купите мне то или это…» Я не понимала! Оксана научила меня… стилю жизни. Это предельная честность в отношениях, это чистая любовь, которая будет до конца. Это богатство. Нам важно уметь не пропустить то прекрасное, что судьба дает через испытания», — говорит Наталья.

    Цветы жизни: звездные дети-аутисты 

    Наталья Королева

    Не так давно в интервью журналу 7 Дней известная певица Наталья Королева призналась, что сыну ее сестры Ирины Матвею поставили страшный диагноз — аутизм.

    «Все мы были в шоке, когда врачи объявили: Матвей — аутист. Мы не знали, что это такое. Да и никто в мире до сих пор этого явления до конца не понимает. Существует миллион версий: одни считают это врожденным заболеванием, другие связывают это с прививками. Как нам объясняли американские врачи, такие, как Матвей, дети-индиго, они нормальные, это мы с вами ненормальные. «Это дети будущего!» — сказала врач. «Но они же живут в настоящем!» — возразила ей мама. А вот как примирить будущее с настоящим, врач объяснить так и не смогла», — рассказывает Наташа.

    «Сестра водила сына и к врачам, и экстрасенсам, с ним занимается логопед. Каждый год Матвей проходит курс специальных процедур: его помещают в барокамеру и насыщают мозг кислородом. И каждый раз мы с радостью замечаем прогресс в его развитии. Появилось улучшение — значит есть надежда!», — добавляет Наташа.

    Цветы жизни: звездные дети-аутисты

    Константин Меладзе

    В одном из интервью бывшая супруга известного композитора и продюсера Константина Меладзе, Яна, рассказала о том, что их общий сын страдает аутизмом. В первом интервью после развода Яна призналась, что их сын Валерий болен, рассказав о методах коррекции и успехах маленького мальчика:

    «Алисе в апреле будет 14 лет, Лиечке — 10, Валерику — 9. У меня всегда было желание иметь большую семью, — признается Яна, — Костя тоже любит детей. Его нельзя назвать плохим отцом. Он никогда и ничего не жалеет для дочерей, а для сына — особенно. Врачи поставили Валере диагноз аутизм. Лечение этой болезни во всех странах мира стоит очень дорого, включая Украину. Нет, это не приговор, это — расстрел, после которого тебя оставили жить. Это тяжелейшее заболевание, которое пока никак не лечится. Оно корректируется. Я говорю о тяжелой форме аутизма. Таких деток можно обучать. Думаю, родителям, которые столкнулись с подобной проблемой, знакомо чувство страха, беспомощности перед горем, стыда. Наше общество «инаковых» не принимает, не признает. Но когда у ребенка появляются первые успехи, просыпается надежда, вера — и вот тогда начинается новая точка отсчета подлинных побед и светлой гордости за своего ребенка.

    И родителям не надо стыдиться, винить себя. Не стоит думать, что ты мог что-то не так сделать. Когда вы поймете, какую ответственную миссию в жизни своего ребенка выполняете, осознаете ценность или даже бесценность своей. И самое главное: аутичное расстройство должно диагностироваться на первом году жизни ребенка! Роковая ошибка врачей и родителей — ждать до трех лет. Дети, с которыми начинают правильную коррекцию до года, показывают потрясающие результаты. И в итоге мало чем отличаются от своих сверстников».

    Цветы жизни: звездные дети-аутисты

    Анна Нетребко

    Громом среди ясного неба для известной российской оперной дивы Анны Нетребко стал диагноз сына Тьяго: она призналась, что для нее стал шоком диагноз, поставленный ее ребенку — аутизм. Однако звезда не унывает и верит, что мальчик победит страшный недуг!

    «Он, конечно, гений в компьютере. У меня вот нет компьютера и я не умею с ним обращаться. А он уже умеет считать, узнавать цифры до 1000 в три года. Он очень любит зоопарк, смотреть, как пингвины плавают под водой», — с гордостью рассказывает звездная мама.

    Цветы жизни: звездные дети-аутисты 

    Как распознать аутизм в раннем возрасте? Коротко о главном.

    Обычно наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте 3–5 лет. Но чтобы помочь детям-аутистам, важно как можно раньше начинать специальную коррекционную поддержку этих детей. Для этого очень важно распознать аутизм как можно раньше.

    В раннем детстве важнейшим признаком наличия аутических черт развития является задержка и искажение формирования контактов с матерью и окружающими.

    — Например, ребенок может избегать физического контакта с матерью: не просится на руки, иногда оказывает при попытках матери активное сопротивление.

    — Часто не отвечает на улыбку взрослого ответной улыбкой.

    — Ребенок может не отзываться на обращение, не смотреть на говорящего с ним, не обращает внимания на указания и предупреждения взрослого, не следует взглядом за указательным жестом.

    — Даже если ребенок испытывает удовольствие от взаимодействия с матерью, то сам редко инициирует контакт.

    — Некоторые дети чрезвычайно привязаны к родителям, ни на минуту не отпускают их от себя.

    — Могут быть очень чувствительны к сенсорному дискомфорту (к резкому звуку, яркому свету, мокрым пеленкам).

    Эмоциональный облик аутичных детей очень разнообразен:

    — это может быть особая отрешенность,

    — наоборот, тревожность, напряженность, страхи.

    Изменение привычного стереотипа, порядка жизни вызывают страхи, беспокойство.

    — Ребенок может бурно реагировать на смену коляски или изменение привычной одежды родителей.

    — Аутичные дети часто бывают избирательными в еде, из-за чего возникают трудности с прикормом.

    — Одновременно ребенок может делать опасные вещи, демонстрируя парадоксальное бесстрашие (например, выбегают на середину проезжей части, или забираются очень высоко, подходят близко к краю площадки, как бы обнаруживая отсутствие чувства края).

    — У некоторых детей уже в самом раннем возрасте возникают стереотипии (например, повторение одних и тех же слов, потряхивание рук перед глазами, привязанность к одним и тем же маршрутам, долгое однообразное раскачивание).

    Речевое развитие аутичных детей так же своеобразно:

    — речь может запаздывать в своем формировании,

    — первые слова могут быть необычными («лампа», «трактор»),

    — в речи могут формироваться стереотипы-штампы,

    — обращают на себя внимание необычные интонации.

    И конечно, надо обязательно обратить внимание на своеобразную и при этом очень однообразную игру ребенка с предметами.

    По материалам: KP.ru; rosinka.net; 7days.ru

    Проблема аутизма: что нужно знать о болезни

  • Проблема ранней диагностики аутизма
  • Аутизм: лечение и поддержка


  • Проблема аутизма: что нужно знать о болезниАутизм — психическое заболевание. Основное проявление аутизма — задержка психического развития ребенка. Фактически это проявляется в сложностях с установлением социальных контактов: ребенку сложно объяснить, чего он хочет, он ведет себя неадекватно возрасту, у него сложности с речью и «странное» поведение.

    Проблема аутизма заключается не только и не столько в тех трудностях, которые приходится преодолевать ребенку. К сожалению, российское общество настороженно относится к любой «инакости», включая проявления аутизма. Что же можно сделать, чтобы помочь ребенку стать полноценным членом социума и найти свое место в жизни?

    Как таковое лечение аутизма отсутствует. Аутизм не диагностируется ни внутриутробно, ни при рождении. Проявления заболевания можно отследить только во время постоянного общения с ребенком.


    Проблема ранней диагностики аутизма

    Основные проявления аутизмаЧаще всего диагноз ставится в первые два года жизни ребенка. Чем раньше родителями и педиатром выявлен аутизм, тем эффективнее будет лечение. Вот почему очень важно общаться с семьями, где есть дети-ровесники. Молодые родители, особенно имеющие первенца, обычно слепо влюблены в свое чадо и по незнанию могут пропустить важные сипмтомы.
    Следует немедленно обратиться к педиатру за диагностикой, если у ребенка замечены следующие симптомы «необычности»:

    • ребенок не откликается на свое имя;
    • не гулит и не лепечет к возрасту 12 месяцев;
    • не улыбается другим людям;
    • предпочитает одиночество любому общению;
    • не говорит фраз из двух слов к возрасту двух лет;
    • не выполняет указаний взрослых;
    • с трудом смотрит в глаза;
    • реагирует повышенным возбуждением на обыкновенные для других детей раздражители: громкие звуки, животных, запахи.

    Проявления ранних признаков аутизма могут включать в себя и стремление ребенка упорядочивать мир вокруг себя. Однако такому малышу проще замкнуться и «уйти в себя», чем пытаться изменить окружающее, поскольку его главная проблема — трудность с объяснением того, чего он на самом деле хочет.


    Аутизм: лечение и поддержка

    Проблемой аутизма в нашей стране озабочены в основном только родители детей с этим диагнозом. Помогает им, в первую очередь, зарубежный опыт. В Северной Америке и Европе ребенок-аутист не исключается из общества как неполноценный. Его считают не более чем особым — как любого ребенка, имеющего набор индивидуальных черт, отличающих его от всех остальных людей на планете.

    Лечение заболевания тем эффективнее, чем раньше аутизм обнаружен. В первую очередь, помощь ребенку будет заключаться в активном развитии его навыков общения.

    Аутизм, лечение анималотерапиейСледует помнить, что детям-аутистам проще всего существовать в условиях строгой упорядоченности и предсказуемости. Поэтому все окружающие такого ребенка взрослые не должны делать ничего нового внезапно. Если в жизнь ребенка необходимо ввести новый элемент, следует делать это плавно и постепенно. Напуганный аутист может вести себя достаточно буйно, впадать в истерики и заболевать после нервных потрясений.

    Люди, страдающие аутизмом, чаще всего неспособны к эмпатии. Но вопреки распространенному мифу, аутисты не предпочитают одиночество социальным контактам. В силу своих особенностей им попросту сложно начинать и поддерживать общение, потому проще оказывается не вступать во взаимодействие. Но все опрошенные аутисты рано или поздно признавались, что они бы предпочли быть с кем-то, кто делится с ними теплом и способен их понять, нежели оставаться в своей изоляции.

    Поэтому крайне важно, начиная терапию ребенка аутиста, собственным примером учить его общаться с другими, как с детьми, так и со взрослыми. При должной родительской поддержке и ежедневных усилиях по развитию ребенок с диагнозом «аутизм» вырастает вполне обыкновенным взрослым, которому лишь чуть сложнее, чем большинству, устанавливать связи.

    Быть собой



    Быть собой Мир всегда казался мне чересчур сложным. Я не мог понять, почему люди ведут себя определенным образом, и был не в состоянии поступать так, чтобы это выглядело «нормальным». Я неплохо учился в школе, только у меня не было друзей, потому что я не знал, как их завести. Во время обязательных школьных мероприятий я отсиживался в уголке, блуждая по закоулкам своего внутреннего мира и мало внимания обращая на происходящее вокруг.

    Я достаточно хорошо отучился в университете, где познакомился со своей женой. А после выпуска нашел работу, которая мне очень нравилась. Но я по-прежнему не мог избавиться от ощущения, что я не участник жизни, а сторонний наблюдатель: как будто все знали огромный секрет, которым не делились со мной.

    Два года назад моя жена увидела по телевизору документальную передачу про синдром Аспергера и в описании больных тут же признала меня. Внезапно все обрело смысл. Я осознал, почему мне с таким трудом дается то, что другие делают на автомате, почему я не понимаю мыслей и чувств других людей, почему я часто ощущаю себя одиноко.

    С того самого дня я вплотную занялся изучением окружающего мира. Я понемногу начал разбираться в языке тела и мимики человека: раньше эти сигналы я попросту не замечал. Я читал одну за другой книги о социальном взаимодействии и постепенно выработал собственный набор правил общения с людьми. Конечно, вся эта гигантская работа не поставила меня на один уровень с теми, кто не задумывается о том, как завести беседу с незнакомцем или не обидеть собеседника, но мне стало значительно проще выглядеть «нормальным» в глазах коллег и друзей.

    Приведу пример. Я никогда не мог понять, как люди могут поддерживать «светскую» беседу ни о чем, когда у разговора нет никакой иной цели, кроме как приятно провести время. Меня изумляло, что два человека с легкостью перескакивают с темы на тему, ни одну не доводя до какого-либо логического завершения. После того, как я поработал над искусством разговаривать, я удивился, насколько это легко!

    Изучая особенности синдрома Аспергера, я обнаружил, что то, что мне кажется ерундовой задачей, для большинства людей – каторжный труд. Например, я вижу изумительную логичность чисел и могу без усилий мгновенно совершать сложные математические действия, а обычным людям для того же самого требуется в лучшем случае лист бумаги, ручка и некоторое время, не говоря уже о том, насколько часто они ошибаются. Я с легкостью учу иностранные языки: помимо родного английского, я в свои 26 лет знаю французский, немецкий и русский и учу голландский и китайский. Там, где мне нужно несколько месяцев, людям требуются годы и годы упорной работы.

    Теперь мне предельно ясно, что мне не нужно притворяться, что я такой же как все, потому что я особенный. Но в моих силах научиться вести себя так, чтобы не очень выделяться из толпы и не выглядеть «белой вороной».

    Я не стал менять работу, но хожу в офис только три дня в неделю. Оставшиеся два дня я посвящаю учебе – решил получить степень по физике. Учеба не только дает мне ощущение полноты жизни, но и полностью удовлетворяет мою «ненормальную» тягу к познанию.

    Самое главное, что я понял, – что мне не нужно пытаться быть «как все», у меня есть свой индивидуальный путь развития. Я живу свою жизнь и достигаю своих собственных успехов, не сравнивая себя с другими. Да, я иной, и теперь мне это нравится, потому что то, что я делаю и знаю, делает меня мной.

    Люди с синдромом Аспергера, история болезни

  • Из истории болезни...
  • Люди с синдромом Аспергера


  • Из истории болезни...

    Чудаки, зануды, странноватые - часто за такими ярлыками скрываются реальные врожденные отличия, имеющие как свои сильные, так и свои слабые стороны.

    Еще в 1940-х годах австрийский психиатр Ганс Аспергер описал детей, у которых возникают большие проблемы в общении, несмотря на нормальный, а иногда даже очень высокий интеллект. Сам Аспергер называл их «маленькими профессорами». Несмотря на то, что работал Аспергер давно, понятие «синдром Аспергера» стало активно использоваться только в последние годы, и большинство людей, даже специалистов, не знают о нем. Синдром Аспергера - это часть так называемого «аутичного спектра». Но если сам аутизм связан с сильной задержкой речи и бросающимися в глаза отличиями, то синдром Аспергера - это что-то вроде аутизма в очень «мягкой» форме.

    С детства люди с синдромом Аспергера чувствуют, что они очень сильно отличаются от других. Многие в своих историях говорят, что воспринимают себя пришельцами с другой планеты, которым приходится разбираться в непонятных обычаях землян. Их отличия также редко принимаются другими: например, подавляющее большинство детей с синдромом Аспергера подвергаются систематической травле в школе.

    При этом у многих из них интеллект выше среднего и сильно развито логическое мышление. Например, вполне вероятно, что синдром Аспергера имелся у Альберта Эйнштейна, бывшего двоечником в школе и известного нелюбовью к социальным мероприятиям, а также у многих других известных людей прошлого.

    Причина синдрома Аспергера, как и всех вариаций спектра аутизма, - врожденные генетические особенности. Согласно последним данным, принадлежность к аутичному спектру определяется несколькими генами. Это не заболевание, которое можно или нужно «вылечить» или «исправить» - это часть личности человека, имеющая свои плюсы и минусы.

     
    Люди с синдромом Аспергера

    Люди с синдромом Аспергера обладают восприятием, отличным от большинства людей. Различия в мышлении и трудности в общении главным образом связаны с тем, что информация от органов чувств обрабатывается ими по-другому.

    У каждого человека с синдромом Аспергера есть свои особенности чувств. Например, некоторые слишком чувствительны к резким звукам, другие - не выносят мигания лампы, которое никто кроме них не замечает, третьи - не могут понять, когда они голодны, а когда нет.

    Люди с синдромом Аспергера, история болезни Слишком длительное воздействие на органы чувств приводит к «сенсорной перегрузке» - человек теряет способность работать, становится раздражительным или, наоборот, впадает в ступор. Человеку с синдромом Аспергера важно научиться управлять объемом сенсорной информации, чтобы избегать перегрузок и вовремя восстанавливаться.

    Большинство людей во время общения 95-97% информации получают от «языка тела» и интонаций другого человека, хотя и не осознают этого. Люди с синдромом Аспергера «слепы» по отношению к чужим жестам и оттенкам речи, поэтому замечают только то, что было сказано, причем в буквальном смысле. Например, человек может не чувствовать чужих телесных границ и стоять слишком близко, буквально «нависая» над собеседником, и вызывая у того раздражение.

    Любые социальные ситуации, особенно незнакомые, вызывают у такого человека «сенсорную перегрузку», истощение. Другие люди в буквальном смысле «грузят» их, не потому что они чем-то несимпатичны, а просто потому, что общение нагружает органы чувств. Так что вечеринка у друга или поход в ночной клуб для большинства людей аутичного спектра - это не способ досуга, а настоящая пытка.

    Люди с синдромом Аспергера не воспринимают те неписанные социальные законы, которые мы усваиваем по опыту. Это как раз те люди, которые как в известном анекдоте, на вопрос «Как дела?» начинают действительно рассказывать как у них дела. А если им сказать «Звони в любое время», могут позвонить в три часа ночи с чистой совестью. Полное неумение понимать намеки и «читать между строк» - осложняет отношения с окружающими, но необходимо помнить, что оборотная сторона этого - честность и прямолинейность. Многие люди с синдромом Аспергера вообще не умеют лгать, и опасаться интриг с их стороны тоже не приходится.

    Поскольку люди с синдромом Аспергера плохо распознают тон голоса у других, они не усваивают эмоциональные интонации в детстве, и их собственные голоса часто кажутся жесткими или бесстрастными, просто потому что в них отсутствует привычная эмоциональная окраска. Очень часто человек при этом говорит на родном языке «с акцентом» - кажется, что он иностранец, хотя не понятно какой национальности.

    Также у людей с этим синдромом может быть странная, например, «прыгающая» походка, необычные жесты и отсутствие привычного «языка тела». Все это не значит, что эти люди не испытывают сильных эмоций или равнодушны к чувствам других. Совсем наоборот, многие люди с синдромом Аспергера болезненно переживают любые чужие страдания. Проблема здесь в «трудностях перевода».

    У каждого без исключения человека аутичного спектра есть так называемые «специальные интересы», то есть то, что его интересует больше всего, чему он хотел бы посвятить всю свою жизнь. Интересы могут быть обычными, например, живопись, перевод с иностранного языка или физика. Иногда специальные интересы выглядят экзотично - история плюшевых игрушек или изучение расписания поездов. Когда человек с синдромом Аспергера занимается тем, что его интересует, он ничего не видит и не слышит, демонстрируя редкую компетентность в выбранной области.

    Нет лучшего способа помочь в учебе ребенку с синдромом Аспергера, чем использовать его специальный интерес. Также очень важно, чтобы место работы человека с синдромом Аспергера совпало, так или иначе, с его специальным интересом. В этом случае работодатель получит фактически идеального сотрудника, который действительно любит работу и готов трудиться днем и ночью. При этом необычное мышление людей с синдромом Аспергера часто рождает новые, нетрадиционные подходы. Как сотрудники, люди с синдромом Аспергера - прирожденные «генераторы идей». Правда, душой коллектива они вряд ли станут и на корпоративных вечеринках их тоже лучше не ждать, впрочем, в большинстве профессий нужно совсем не это.

    Одна из главных проблем людей с синдромом Аспергера в том, что окружающие не понимают их особенностей, и объясняют их «ненормальностью», «чудаковатостью» или «ленью». Проблема в том, что от них ожидают тех же стандартов и поведения, что и от большинства людей, и сами люди аутичного спектра, часто предъявляют к себе неадекватные требования. Важно понять, что человек может быть талантлив и успешен в одном, и некомпетентен в другом, даже если это другое такая простая вещь как беседа по телефону или просто светский разговор. Впрочем, это важно понять в отношении всех людей - мы преувеличиваем наше сходство и часто не замечаем или дискриминируем людей с различиями, и это относится не только к синдрому Аспергера. Ведь, в конце концов, в реальности мы все с одной планеты.

    По материалам статьи «Синдром пришельцев с другой планеты».

    Социальные трудности людей с синдромом Аспергера



    Какие социальные трудности испытывают люди с синдромом Аспергера

    Социальные нарушения, встречающиеся при синдроме Аспергера, часто не имеют такой степени тяжести, как при аутизме с низким интеллектуальным развитием. Эгоцентризм с небольшим или полным отсутствием желания или способности взаимодействовать со сверстниками является отличительным признаком нарушения. Характерными являются социальная наивность, чрезмерная правдивость и смущение после замечаний, сделанных незнакомыми взрослыми или детьми.

    Хотя не существует ни одной черты, которую разделяли бы все люди с синдромом Аспергера, трудности с поведением в обществе почти универсальны, и, вероятно, являются наиболее важным критерием, который определяет это состояние. У людей с синдромом Аспергера нет естественной способности видеть и чувствовать подтекст социального взаимодействия. В результате человек с синдромом Аспергера может, например, оскорбить окружающих своими словами, хотя он вовсе не собирался никого оскорблять: просто он не чувствует границ дозволенного в данной ситуации. Часто люди с синдромом Аспергера неспособны также передать своё собственное эмоциональное состояние.

    Неаутистичные люди способны получать большое количество информации о когнитивном (умственном) и эмоциональном состоянии других людей, основываясь на контексте общения, выражении лица и языке тела, но у людей с синдромом Аспергера эта способность не развита. Это ещё иногда называют «социальной слепотой» - невозможность создания модели мыслей другого разума в своём. Им трудно или невозможно понять, что именно другой человек имеет в виду, если он не говорит прямо (то есть «читать между строк»). Это не потому, что они не могут придумать ответ, а потому, что они не могут выбрать между возможными ответами, - индивид с «социальной слепотой» не может собрать достаточно информации, чтобы сделать это, или не знает, как интерпретировать собранную информацию.

    Социальные трудности людей с синдромом Аспергера Люди с синдромом Аспергера «слепы» по отношению к чужим жестам и оттенкам речи, поэтому замечают только то, что было сказано, причем в буквальном смысле. Например, человек может не чувствовать чужих телесных границ и стоять слишком близко, буквально «нависая» над собеседником, и вызывая у того раздражение.

    Вместе с этой трудностью «чтения» чужих невербальных (несловесных) сообщений, у большинства людей с синдромом Аспергера существует трудность выражения их собственного эмоционального состояния с помощью «языка тела», выражения лица и интонации в той степени, в которой на это способны большинство людей. У них такие же, или даже более сильные эмоциональные реакции, чем у большинства людей (хотя они не всегда эмоционально реагируют на те же самые вещи), трудность - в выражении эмоций, хотя внешнему наблюдателю может казаться, что эмоций они лишены.

    У многих людей с синдромом Аспергера могут быть трудности с «контактом глаз». Многие очень мало смотрят в глаза, так как это эмоционально перегружает их; другие смотрят в глаза неэмоциональным, «вытаращившимся» взглядом, который может показаться дискомфортным другим людям. Взгляд в основном необычен, и сам Аспергер подчеркивал его фиксированный характер, в силу того, что у людей с синдромом Аспергера в момент взгляда на другого человека срабатывает та часть мозга, которая обычно воспринимает зрительные сигналы при взгляде на неодушевленный предмет. Жестикуляция тоже может почти отсутствовать или, наоборот, выглядеть преувеличенной и неуместной.

    Также стоит заметить, что поскольку синдром классифицируется как спектральное расстройство, некоторые люди с синдромом Аспергера могут обладать почти нормальной способностью к интерпретации выражения лица и другим тонким формам общения. Однако большинство людей с синдромом Аспергера не одарены этой способностью от природы. Им приходится учиться социальным навыкам с помощью интеллекта, в результате чего социальное развитие задерживается.

    По мнению некоторых ученых, многие социальные трудности аутистов правильнее охарактеризовать как взаимное непонимание между аутистами и неаутистами. Как аутисту трудно понять язык тела неаутиста, так и неаутисту трудно понять язык тела аутиста. Некоторые аутисты утверждают, что язык тела других аутистов им понять гораздо легче, чем язык тела неаутистов. В таком случае, непонимание между аутистами и неаутистами можно сравнить с непониманием между людьми разных культур. По крайней мере, в некоторых случаях, «отсутствие социальных навыков» может быть просто нежеланием общаться с другими людьми. Даже если человек не может интерпретировать выражение лица и т. д., нежелание общаться может быть дополнительным фактором. Если неаутист может сознательно избегать общения с определённым человеком из-за зла, который тот ему причинил или по моральным соображениям, то человек с синдромом Аспергера может не хотеть общаться ни с кем, кроме, возможно, какого-то одного человека, о котором он очень высокого мнения.

    По материалам статьи «Синдром Аспергера».

    Болезнь одаренных

  • Как жить с синдромом Аспергера
  • Поддержка семьи


  • Как жить с синдромом Аспергера

    Почти 1/3 больных синдромом Аспергера способны выполнять «нормальную» работу и жить самостоятельно, хотя обычно не могут осуществлять и то и другое. Самых способных - 5% из общего количества больных - во многих случаях нельзя отличить от нормальных людей, но проблемы адаптации могут быть обнаружены при нейропсихологическом тестировании.

    Синдром Аспергера обычно приводит к проблемам в нормальных социальных взаимодействиях со сверстниками. Эти проблемы могут быть очень серьёзными, особенно в детстве и юношестве; дети с синдромом Аспергера часто являются жертвами задир, обидчиков и хулиганов в школе из-за их специфического поведения, речи и интересов, и из-за их слабой, или ещё неразвившейся способности воспринимать, и адекватно, и социально допустимо отвечать на неречевые знаки, особенно в ситуациях интерперсонального конфликта. Ребёнок или подросток с синдромом Аспергера часто озадачен источником такого плохого обращения, не понимая что было сделано «неправильно» («не по правилам», «не по понятиям»). Социальное отторжение детей с синдромом Аспергера может доходить до такой степени, что они создают воображаемых друзей для компании (хотя это, конечно, не особенная черта синдрома Аспергера; неаутистичный ребёнок может поступить точно также). Даже дальше в жизни, многие люди с синдромом Аспергера жалуются на чувство, что они невольно становятся отсоединёнными от окружающего мира.

    Болезнь одаренных Дети с синдромом Аспергера часто демонстрируют продвинутые для их возраста способности в языке, чтении, математике, пространственном мышлении, музыке, иногда доходящие до уровня «одарённых»; однако, как было отмечено выше, это может быть уравновешено заметными задержками в развитии в других областях. Эти черты, в сумме, могут создать проблемы для учителей и других лиц, обладающих авторитетом или наделённых властью. Здесь может иметь значение то, что одно из социальных соглашений, которое большинство людей с синдромом Аспергера игнорируют - это уважение авторитетов. Эттвуд замечает их склонность чувствовать, что со всеми людьми надо обращаться одинаково, несмотря на их положение в обществе; ученик с синдромом Аспергера может не показывать уважения, пока не решит, что оно было заработано. Такое отношение многие учителя либо не поймут, либо сделают для него сильное исключение. Как и большинство одарённых детей, ребёнок с синдромом Аспергера может считаться учителями «проблемным» или «неуспевающим». Чрезвычайно низкая терпимость и мотивация ребёнка к тому, что он воспринимает как однообразные и непримечательные задачи (вроде типичного домашнего задания), может легко разочаровать; учитель может даже посчитать ребёнка высокомерным, злопамятным и непослушным. А в это время ребёнок молча сидит за партой, чувствуя себя расстроенным и несправедливо обиженным, и часто не зная как выразить эти чувства.

    Синдром Аспергера вовсе не обрекает человека на несчастную жизнь. Интенсивное сосредоточение и тенденция логически решать задачи, свойственные синдрому Аспергера, часто дают людям с синдромом высокий уровень способностей в их области интересов. Когда эти особые интересы совпадают с материально или социально полезной задачей, индивидуумы с синдромом Аспергера часто могут жить в достатке. Ребёнок, увлечённый мореплавательной архитектурой, может вырасти и стать успешным корабельным плотником.

    С другой стороны, многие люди с синдромом Аспергера могут чересчур остро переживать нарушение своих ежедневных ритуалов или невозможность выражать свои особые интересы. Например, ребёнок с синдромом Аспергера может оказаться одарённым писателем для своего возраста и будет с удовольствием работать над своими рассказами во время уроков. А учитель может настаивать, чтобы ученик, вместо этого, был внимателен на уроке или работал над поставленным домашним заданием. Не-аутистичный ребёнок в таких условиях может немного расстроиться, но скорее всего послушается учителя. Для ребёнка с синдромом Аспергера, с другой стороны, это испытание может быть крайне травматичным, а реакция - изумить учителя и других детей в классе: обычно замыкающийся в себе ребёнок вдруг злится или огорчается несоразмерно ситуации. Критика действий ребёнка в этот момент (например, как незрелых или неуважительных) может сильно повредить чувство собственного достоинства ребёнка, которое и так довольно хрупкое.

    Хотя многие люди с синдромом Аспергера не достигают в своей жизни того, что обычно считается «успехом в обществе» и многие из них всю жизнь остаются одинокими, они вполне могут встретить понимание у других людей и установить с ними близкие отношения. У многих аутистичных людей есть дети, и у этих детей может и не быть синдрома аутистического спектра. Также многие люди с синдромом Аспергера замечают свои затруднения и пытаются приспособиться к жизни среди людей без синдрома, даже если они никогда в жизни не слышали термин «синдром Аспергера» или считают, что он к ним не относится. Ребёнок с синдромом Аспергера может с помощью тренировки и самодисциплины стать взрослым, который, хотя и страдает синдромом Аспергера, способен неплохо социально взаимодействовать с другими. Однако из-за замедленного социального развития люди с синдромом Аспергера могут иногда чувствовать себя наиболее комфортно с людьми, которые немного моложе их.

     
    Поддержка семьи

    Партнёры и члены семьи людей с синдромом Аспергера часто более подвержены депрессии, чем популяция в среднем, потому что люди с синдромом Аспергера не могут спонтанно выражать симпатию, и могут быть очень буквальными; с ними может быть трудно эмоционально общаться. Однако, тот факт, что они не показывают симпатию (или, по крайней мере, не делают это привычным способом), совсем не означает, что он или она не чувствуют её. Понимание этого может позволить партнёру не чувствовать себя отвергнутым. Существуют способы обойти эти проблемы, например, не скрывая свои потребности. К примеру, описывая эмоции, следует говорить прямо и избегать нечётких выражений, вроде «расстроен», когда эмоция более точно описывается как «злой». Очень часто бывает наиболее эффективным просто изложить на понятном языке, что представляет из себя проблема, и спросить партнёра с синдромом Аспергера о его эмоциях и причинах конкретной эмоции. Очень полезно, если член семьи или партнёр прочитает как можно больше про синдром Аспергера и про другие сопутствующие расстройства (как например те, которые упоминаются в этой статье).

    Одна из главных проблем людей с синдромом Аспергера в том, что окружающие не понимают их особенностей, и объясняют их «ненормальностью», «чудаковатостью» или «ленью». Проблема в том, что от них ожидают тех же стандартов и поведения, что и от большинства людей, и сами люди аутичного спектра, часто предъявляют к себе неадекватные требования. Важно понять, что человек может быть талантлив и успешен в одном, и некомпетентен в другом, даже если это другое такая простая вещь как беседа по телефону или просто светский разговор. Впрочем, это важно понять в отношении всех людей - мы преувеличиваем наше сходство и часто не замечаем или дискриминируем людей с различиями, и это относится не только к синдрому Аспергера.

    По материалам статьи «Синдром Аспергера».

    Проявления синдрома Аспергера

  • Синдром Аспергера 
  • Проявления синдрома Аспергера


  • Синдром Аспергера

    Синдром Аспергера - одно из пяти первазивных (общих) нарушений развития, иногда считающееся одной из форм высокофункционального аутизма (то есть аутизма, при котором способность функционировать относительно сохранна). Упрощённо можно сказать, что лица с синдромом Аспергера обладают как минимум нормальным интеллектом, но нестандартными или слаборазвитыми социальными способностями; часто из-за этого их эмоциональное/социальное развитие и интеграция происходят позже обычного. Термин «Синдром Аспергера» был предложен английским психиатром Лорной Уинг (Lorna Wing) в публикации 1981 г. Синдром получил название в честь австрийского психиатра и педиатра Ханса Аспергера (Hans Asperger), который сам использовал термин «аутистическая психопатия». Согласно первоначальным описаниям самого Аспергера, синдром характеризуется трудностями социальной интеграции детей в группы общения со сверстниками, что свойственно здоровым детям. В этом отношении такие дети напоминают больных с синдромом Каннера, но отличаются от них достаточной сохранностью речи и большим развитием интеллекта, а также более благоприятным прогнозом болезни в целом.

     
    Проявления синдрома Аспергера

    Как и другие формы детского аутизма, синдром Аспергера начинается в раннем детском возрасте, но диагностируется нередко только при поступлении больных в школу, когда очевидной становится трудность во взаимоотношениях с другими детьми. В дальнейшем ограниченность общения нарастает, при этом достигая степени полного отрыва от реальности, хотя чаще отношения с внешним миром для таких детей неоднозначны - одни факторы реального окружения могут быть для них значимы, другие имеют меньшее значение, а третьи вообще несущественны (для нормально развивающегося ребенка они имеют равную значимость).

    Проявления синдрома АспергераОбщие интересы со сверстниками не привлекают таких детей. Обычно они замещаются особыми интересами «заумного», отвлеченного характера. Стремление решения вопросов о «жизни», «мироздании» и т. п. сочетается у этих детей с нелепым собирательством железок, картинок и других предметов, не представляющих никакой ценности. Несмотря на трудности общения, составляющие сущность аутизма, интеллект и речь больных остаются достаточно сохранными. При средних значениях IQ более высокими являются показатели вербального теста Векслера. У этих детей достаточно развито логическое мышление, хотя в мышлении могут обнаруживаться тенденции к рассуждательству, символизму и амбивалентности заключений. Речь при всей ее грамматической правильности обычно не направлена к собеседнику, изменены и ее мелодика, и темп. Знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны. Активное и пассивное внимание неустойчивы. Побуждения к действию неадекватны целям и аутистические интересы в этом случае преобладают; именно на их выполнение больные направляют основную энергию. Побуждения же к целенаправленной деятельности недостаточны. Поэтому поведение больных в целом определяют импульсивность, противоположные аффекты и желания, отсутствие единства и внутренней логики. Характерен внешний облик таких детей: обращает на себя внимание отрешенное выражение обычно красивого лица («лицо принца») с бедной мимикой, взглядом, обращенным мимо собеседника, и неожиданной фиксацией взора на случайных предметах и окружающих лицах. Нередко выражение лица становится сосредоточенно-самоуглубленным (брови сдвинуты, взгляд направлен как бы внутрь себя). Выразительных мимических движений мало, жестикуляция обеднена.

    Моторика угловатая, движения недостаточно гармоничные и неловкие. Отмечаются также стереотипии (например, раскачивания); временами стереотипные движения могут быть весьма пластичными (и даже «сверхпластичными»). Аутистические игры часто определяются непреодолимыми влечениями к ним. Для больных с синдромом Аспергера характерна привязанность к дому, сочетающаяся с отсутствием привязанность к близким. На фоне описанных психических особенностей возможно развитие аффективных расстройств, стертых навязчив остей, появление ипохондрических жалоб, фобий. Такого рода нарушения обычно возникают в периоды физиологических кризов, иногда под влиянием травмирующих внешних факторов. О течении синдрома Аспергера судить трудно, так как пока не существует достаточно широких клинических катамнестических исследований. Известно, однако, что больные с этим синдромом могут обучаться в обычной школе (хотя они пребывают в школьном коллективе обособленно и считаются эксцентричными), но чаще более адекватным для них является обучение в специальных школах для детей с поведенческими девиациями. В дальнейшем относительно достаточное развитие формальных функций интеллекта сочетается с нарушениями социальной адаптации и недостаточно полным использованием полученных знаний.

    Существуют наблюдения, что у больных с синдромом Аспергера нередко развиваются обсессивно-компульсивные и биполярные аффективные расстройства. Происхождение синдрома Аспергера, так же как и раннего детского аутизма, остаются неясными. Наибольшее значение придается генетическим факторам, обусловливающим врожденный характер нарушений. Об этом свидетельствуют факты накопления случаев данного синдрома в семьях больных с этим расстройством и иногда повышенная частота секундарных случаев не только синдрома Аспергера, но и раннего детского аутизма. Но наряду с представлениями о генетической обусловленности этого синдрома многие психиатры допускают, что он возникает в результате пренатального и перинатального повреждения ЦНС (центральной нервной системы).

    По материалам статьи «Синдром Аспергера».

    Синдром Аспергера

  • Кто такие «аспергеры»
  • Сознание «аспергеров»
  • «Аспергеры» и общество


  • Кто такие «аспергеры»

    Неумение «устраиваться», понимать законы общежития, следовать правилам. Высокомерие, дерзость и одновременно беспомощность в элементарных житейских ситуациях. Потрясающие знания в одной области - и провалы в других. Уход в себя или непонятная оживленность там, где ее не ждут. Портрет Шерлока Холмса? Кто знает, может быть, великому сыщику, живи он в наши дни, психиатры поставили бы диагноз «синдром Аспергера».

    Странные люди появлялись на свет во все времена. Несколько веков назад человечество не имело понятия о тестах, диагностике и классификации психических отклонений, поэтому о душевнобольных говорили попросту, что они безумны или одержимы бесами, а умственно отсталые назывались юродивыми или дурачками. Остальные же должны отвечать за себя по полной программе. Злодеев, угрюмцев, чудаков, хитрецов или вралей окружающие осуждали или терпели, принимали или отвергали, но относились к ним без скидок и смягчающих обстоятельств.

    Синдром Аспергера Романтическая эпоха впервые воспела человеческие странности и сделала социальных изгоев героями своих повестей и поэм. Одинокие, не понятые никем, они получили статус гениев и гордецов, чье несчастье заключается в примитивности, тривиальности и пошлости обычных людей.

    Связь между своеобразными, иногда даже исключительными способностями и странностями в повседневной жизни тоже не новость. Именно поэтому так часто достижения гениев были оценены только после смерти: современники нередко избегали непредсказуемых, не похожих на них сородичей, и предпочитали держаться подальше.

    А если исключительных талантов у людей этой породы не случалось или интересы оказывались уж очень необычными, то они просто слыли гордыми, неуживчивыми или даже опасными.

    Двадцатый век принес в обиход понятие «аутизм». Так стали называть широкий спектр поведенческих особенностей, предполагающих затруднения в контакте с миром. Разные его формы настолько не похожи друг на друга, что их лишь условно можно объединить в группу по общему признаку социальной неадекватности. Но этот диагноз может относиться как к человеку, почти полностью выключенному из общения с миром, едва реагирующему на самых близких, так и к тем, кто ведет почти что обычную жизнь.

    «Аспергеры» нередко работают, растят детей, совершают открытия в науке и не подозревают о том, что их странности складываются в какой-то синдром. Но при этом путь к взаимопониманию с окружающими у них извилист и труден, потому что одна из главных их особенностей - «слепота» к социальным и эмоциональным аспектам человеческого общения.

    ...Ребенок предлагает соседу по парте конфету. Тот, стесняясь, отказывается и говорит: «Нет, спасибо». По неуверенному тону и отведенным глазам дающий понимает, что на самом деле тот хочет взять, но не решается. И предлагает еще раз. А ребенок с синдромом Аспергера в такой ситуации среагирует только на слова: нет - так нет. Не потому, что он черствый или жадный, просто все, что не названо словами, для него не очевидно. Такой ребенок все воспринимает буквально. Он вроде и чувствует, что в поведении соседа что-то не так, но он не может с уверенностью сказать что.

     
    Сознание «аспергеров»

    В сознании «аспергеров» существует своеобразное «слепое пятно» на том месте, где у обычных людей конструируется гипотеза о чужих мыслях и чувствах. Такое «слепое пятно» и есть диагностический признак для определения синдрома у маленьких детей.

    Тест, по которому его определяют, представляет серию картинок. Например, на первой изображены две девочки, мячик и две коробки, красная и синяя. Девочки вместе прячут мяч в красной коробке. На второй картинке одна из девочек уходит из комнаты, а другая перепрятывает мяч в синюю. На следующей картинке первая девочка возвращается. Вопрос: где будет девочка искать мячик? Обыкновенный четырехлетний ребенок скажет - в красной, она же помнит, что прятали там. Ребенок с синдромом Аспергера решит, что в синей. Ведь он знает, где теперь мяч, и ему не приходит в голову, что другие этой информацией не владеют.

    Такая странная «недогадливость» никак не связана с тем, что ребенок туго соображает или невнимателен. Наоборот, обычно он обладает высоким интеллектом и часто достигает поразительных высот в том, что ему по-настоящему интересно, будь то изучение определенной исторической эпохи, коллекционирование, математика и естественные науки, или иногда музыка или искусство.

    «Дети-аспергеры» как правило отличаются выдающейся памятью, способность понимать письменный текст у них выше среднего уровня (а устная речь, наоборот, дается гораздо труднее). Язык их весьма специфичен и изобилует канцелярскими и книжными оборотами, они склонны дотошно проговаривать все в подробностях (сам Аспергер называл своих пациентов «маленькими профессорами»).

    Еще одна особенность «аспи», как они себя называют, состоит в том, что их уважение нужно заслужить. Они оценивают людей по значимым для себя критериям, для них не существует понятия авторитета учителя или просто взрослого. Поэтому нередко они слывут дерзкими и трудными учениками, несмотря на неординарные способности.

    Синдром Аспергера Труднее всего «аспергерам» приходится в ситуациях, которые трудно или невозможно «разрулить» рационально, с помощью одного лишь интеллекта. Там, где требуются интуиция и эмоциональное чутье. Знаете, в детских книжках бывают такие «загадочные картинки», на которых изображение поделено на пронумерованные сегменты. Каждому номеру соответствует свой цвет. До тех пор пока не раскрасишь картинку, очень трудно вычислить, что же на ней изображено. Так вот, представления «аспергера» об эмоциях сродни такой нераскрашенной картинке, в то время как у обычного человека эта картинка изначально цветная и достаточно ясная.

    Люди с синдромом Аспергера воспринимают эмоции как побочный продукт мышления, значение которого окружающие почему-то раздражающе преувеличивают. Действительно, если чувства грубо делить на приятные и неприятные (как числа на четные и нечетные), то все кажется довольно просто: неприятных надо избегать, а к приятным стремиться. Однако жизнь, к изумлению «аспергеров», то и дело смешивает все понятия, и порой в тревожных пропорциях.

    Такие дети теряются, когда речь идет о сочувствии и жалости: боль - неприятное чувство, но при этом боль за другого отчего-то считается «хорошей» в глазах воспитателей. Это нелогично, а значит, тревожно и вызывает агрессию. Они могут казаться жестокими или бесчувственными, а все лишь потому, что совершенно не понимают, как «переварить» болезненную эмоцию, и просто отрицают ее.

    Замкнутость, высокомерие, равнодушие и прочие грехи, которые вменяют в вину «аспергерам», - это способы защиты от хаотического, агрессивного и непредсказуемого мира чувств. Это, конечно, сужает их круг общения, от чего, правда, «аспергеры» не очень-то и страдают. Они тянутся к своим собратьям по складу личности и нередко считают себя просто представителями другой культуры, другой эмоциональной расы. В наше время благодаря интернету такой круг общения без труда находится.

    Это, впрочем, не защищает «аспергеров» от общечеловеческого свойства психики: эмоции, загнанные внутрь, рождают высокую тревожность. Она неизбежно ищет выхода - в агрессии, в особых ритуалах, к которым иногда склонны люди аутистического склада, а подчас и в соматических проявлениях, таких как сердечные заболевания, температура, спазмы пищевода и прочие неприятности, возникающие будто бы на ровном месте.

    Поэтому дети с синдромом Аспергера требуют особой поддержки и обучения - тонкого, вдумчивого и уважительного. Обычно работа с такими детьми строится на осознавании: там, где не удается понять интуитивно, приходится осмыслять рационально и запоминать. Однако логика не всегда способна снять тревогу, ведь многое в поведении людей поддается разумному объяснению лишь с трудом, и то не до конца. Здесь могут прийти на помощь самые разные виды терапии, связанные с творческими занятиями и телесными практиками.

    Постепенное продвижение к контакту с собой, со своими живыми чувствами - это трудный и долгий путь для «аспергера», но иной раз происходят удивительные вещи. Любовь, доверие и приятие совершают чудеса, и если рядом оказывается настоящий сердечный друг, будь то родитель, любимый человек или горячий и увлеченный педагог, на загадочной картинке начинают робко проступать краски.

     
    «Аспергеры» и общество

    Синдром Аспергера Люди с синдромом Аспергера отличаются друг от друга по темпераменту и другим личностным особенностям не меньше, чем все остальные. Среди них есть добрые и злые, совестливые и ставшие циниками и эгоистами. Но при этом они обнаруживают парадоксальное сочетание наивности и недоверчивости, развившейся вследствие этой наивности. Теряясь, они нередко используют агрессию в качестве защиты. И это бывает трудно в общении.

    «Аспергер» может сказать обидные, бестактные вещи просто потому, что искренне не понимает силу их воздействия на собеседника. Если вы столкнулись с таким поведением, стоит очень прямо и без обиняков обозначить свое недовольство и дискомфорт. Взрослому умному человеку всегда можно объяснить, почему его действия неприемлемы, а это значит, что в следующий раз он, возможно, сумеет сдержаться. Указывая «аспергеру» на неадекватность его поведения, лучше искать рациональные аргументы или апеллировать к общепринятым нормам вежливости, чем взывать к чувствам. В большинстве своем они подчеркнуто порядочные люди, которым важно уважать себя, и, если они признают свою неправоту, то сделают выводы.

    Они живут среди нас, у них свои приоритеты и ценности, они любят общество себе подобных - и как-то учатся уживаться с другими. Иногда им одиноко, а иногда они счастливы и ведут полноценную профессиональную и личную жизнь. Соседство с ними учит нас уважать чужое пространство: «аспергеры» - самые горячие борцы за свою личную территорию и по возможности стараются не заступать на чужую. Важно помнить, что если кто-то рядом с вами не способен легко демонстрировать чувства или не всегда знает, как реагировать на ваши, то это не означает, что он сам лишен эмоций. Представители всех человеческие рас и культур, включая «аспи», ценят доброжелательность, внимание и уважение. И имеют на них полное право.

    Чего не нужно делать в общении с «аспергерами»:

    • Никогда не смейтесь над ним. Эти люди болезненно самолюбивы. Мало что так их разрушает, как насмешка или унижение. Полученная травма может отразиться и на психическом, и на физическом здоровье. «Ребенку-аспергеру» чаще разъясняйте смысл безобидных шуток, поддерживайте его собственное стремление к юмору. Развивайте в нем толерантность к смеху и неустанно повторяйте, что всегда можно сделать так, чтобы смеялись не над ним, а вместе с ним.
       
    • Уважайте его пространство. Люди аутистического склада любят уединение и тишину, собственные занятия, им крайне необходима своя комната, куда другим нельзя заходить без спроса. Расскажите «ребенку-аспергеру», что уважение к чужому личному пространству выражается и в том, чтобы не занимать нового знакомого нескончаемыми разговорами на темы своего увлечения. И не избегайте физического контакта. С близкими «аспергеры» по-своему умеют поддерживать тесные отношения. Иногда это не объятия, а просто сидение бок о бок или возможность поваляться рядом с книжкой.
       
    • Будьте терпеливы. Старайтесь стать для него бухтой спокойствия и оплотом здравомыслия. Готовьтесь, что многие вещи, связанные с общением, вам придется повторять по многу раз. Запомнить и понять социальные правила «аспергеру» иной раз не легче, чем гуманитарию выучить формулы и теоремы. При этом будьте эмоционально раскованными. Хотя «аспергеры» и не любят, когда с ними говорят с излишним нажимом и с преувеличениями, но искренность и соответствие слов эмоциям очень важны. Старайтесь как можно прямее выражать все, что связано с чувствами, при этом избегайте манипуляций. Чаще говорите о своих реакциях: «Когда я обижена, мне иногда даже не хочется разговаривать - и тебе тоже, правда?»
       
    • Хвалите и говорите комплименты. Не скупитесь на слова поддержки и принятия: «Я люблю, когда ты так улыбаешься», «Мне приятно, что ты мне помогаешь». Старайтесь делиться своими радостями, отмечайте его социальные успехи. Несмотря на внешнее безразличие, они буквально впитывают похвалу тех, кому доверяют, и это их мотивирует. Но, воспитывая «ребенка-аспергера», не делайте его выдающиеся способности объектом своего тщеславия. Ему может быть неприятно, когда им хвастаются перед соседкой. Кроме того, он и так склонен задирать нос. Поэтому важно подчеркивать достоинства других людей, отмечая не только ум, но и доброту, отзывчивость и другие душевные качества.
       
    • Больше играйте, дурачьтесь, занимайтесь любым творчеством. И дети, и взрослые «аспергеры» стремятся к реализации в разных видах творчества, многие любят экспериментировать со словами и смыслами, имитировать различный стиль или участвовать в сценических постановках. Когда мы творим, нас отпускают тревоги и страхи. Пусть дорогой вам человек и не такой, как другие, и порой с ним трудно, но вы-то знаете, какая интересная и глубокая личность таится в нем. Пусть семья станет для него местом, где он окрепнет и расцветет в тепле и доверии.

    По материалам статьи «Люди с планеты Аспергера».

    Раннее выявление нарушений развития

  • Ранняя диагностика
  • Общайтесь с малышом
  • Игры для развития познавательной сферы

  • Раннее детство - это возраст от рождения до трех лет. В прошлом эта возрастная категория находилась в ведении медиков, которые главным образом отслеживали физическое и соматическое состояние ребенка. Считалось, что об умственном, речевом и эмоциональном благополучии в столь раннем возрасте говорить не приходится.

    Выдающимися психологами и педагогами доказана важность раннего возраста, когда психика ребенка наиболее чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием. В первый год жизни начинается активное формирование двигательных навыков, эмоций, интеллекта, речи и личности. Это период самого бурного развития всех функций организма, что обусловлено ростом и невероятной пластичностью детского мозга.


    Ранняя диагностика

    К сожалению, в последнее время возрастает количество детей с задержками речевого и психического развития. Практика показывает, что часто эти нарушения обнаруживаются родителями лишь в предшкольном и школьном возрасте, когда ребенок при обучении начинает отставать от сверстников, не успевает по программе. А ведь выявить нарушения такого рода можно уже в раннем возрасте, и при грамотно построенной коррекционной работе к школе решить проблему. Также важно определить состояние эмоционально-волевой сферы, не забудьте и про зрения и слух малыша - от них во многом зависит весь дальнейший ход психического развития вашего ребенка.

    Зачастую родители, заметив какие-либо настораживающие моменты в развитии малыша, обращаются к врачу - и это правильно. Однако при этом упускаются из виду такие важные моменты, как педагогическая диагностика и коррекция.

    Ведь мы знаем о том, что организм - это взаимосвязанная система. И нарушение какого-либо звена в развитии окажет влияние на всю систему вцелом, обеспечив при этом дополнительные вторичные проблемы. К примеру, нарушение слуха - это не только медицинская проблема, но и педагогическая, так как сразу вылечить его невозможно. А тем временем ребенок растет, развивается. Поэтому перед педагогом стоит серьезная задача: научить его жить с этим и быть максимально приспособленным к окружающему миру.


    Общайтесь с малышом

    Психическое развитие малыша строится на базе сенсорного развития - через органы чувств (зрение, слух, тактильное восприятие).

    Ребенок учится, когда прикасается к чему-то, слушает и общается. Занимаясь с малышом, мама обеспечивает ему именно такую зрительную, слуховую и тактильную стимуляцию, которая позже обеспечит взаимодействие этих систем и подготовит базу для обучения.

    Напомним, что тактильная чувствительность - это ощущения, исходящиеот рецепторов кожи. Она неразрывно связана с движением. Поэтому важно держать ребенка на руках, гладить ручки и ножки, чтобы он начинал узнавать свое тело, ощущать его. Также тактильный контакт с родными важен и для эмоционального развития ребенка.

    Видя маму, ребенок начинает общаться с нею: активно двигается, улыбается, гулит. Все эти признаки - важный момент в нормальном развитии ребенка. Зрительный анализатор также включается в работу, когда мама начинает разговаривать с ребенком. Исследования показывают, что дети, наблюдающие за лицом мамы во время разговора, начинают звукоподражать гораздо быстрее. Многие специалисты рекомендуют в поле зрения ребенка развешивать картины, карты, азбуку, цветные таблицы.

    Помимо стимуляции органов чувств важно изначально верно построить отношения с ребенком. Это позволит избежать многих, к сожалению, распространенных, психологических, а иногда и психических проблем. С самого раннего возраста необходимо относиться к малышу, как к отдельной личности, помните, что ребенок - это не ваше повторение, а другой человек, отдельный мир. Относиться к ребенку, как к личности - значит воспринимать его как собеседника, действовать в его интересах, быть доступным для общения с ребенком, помнить, что мальчик - это будущий мужчина, а девочка - это будущая женщина.

    Таким образом, активно общаясь с ребенком и отслеживая уровень его развития, мама имеет возможность вовремя обратиться за помощью к специалисту и предотвратить негативное влияние дефекта на общее развитие, избежать вторичных отклонений, вызванных им.


    Игры для развития познавательной сферы

    Игры для развития познавательной сферы, которая является психологической базой для развития многих навыков.

    Кубики с прорезями развивают зрительное восприятие. Задача - соотнести форму объемной фигуры с прорезью такой же формы. Предлагается детям с трех лет. В этом возрасте ребенок будет действовать методом проб и ошибок, а к пяти годам он должен уметь выполнять задание при зрительном соотнесении.

    Мяч развивает общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, произвольное и непроизвольное внимание, быстроту реакции. Мяч можно привлекать при решении практически любой развивающей задачи (например, при развитии памяти или фонематического слуха, расширении словарного запаса, автоматизации звуков и т.д.). Особенно подвижные игры с мячом рекомендуется использовать при работе с чрезмерно подвижными детьми. С помощью игр с мячом энергию детей можно направить в нужное русло, структурируя их деятельность, придавая ей целенаправленный характер.

    Набор геометрических фигур разной формы (квадраты, треугольники, круги). Предлагаем разложить их по группам. В этом задании развиваются способности объединять предметы по общему признаку (совершать простейшие обобщения). Также фигуры используются для развития счетных операций, моторики и конструирования.

    Пирамидка - с ее помощью можно работать сразу по нескольким направлениям:

    • восприятие величины колец - учимся классифицировать предметы от большого к маленькому, понятия "большой - маленький";
    • восприятие цвета - отрабатываем основные названия цветов предметов по названию;
    • счет (пересчет колец);
    • развитие памяти (какого цвета кольцо спрятано);

    Пирамидкой можно начинать играть с 1,5 - 2-х лет. К 2,5 - 3 годам ребенок должен уметь собирать пирамиду с учетом величины колец.

    Более простым пособием, чем пирамида являются бочонки, вкладывающиеся друг в друга. Ими начинаем работать в 1 - 1,5 года.

    После того, как научились собирать бочонки, можно переходить к матрешке из трех - четырех элементов. Позже доходим до шести. Здесь мы можем наблюдать понимание инструкции, разумность и последовательность действий, учет размеров частей матрешки. К пяти годам дети способны собирают шестисоставную матрешку.

    Мягкий конструктор используется для развития моторики пальцев рук, зрительного восприятия и таких мыслительных процессов, как анализ и синтез. Анализ - это расчленение целого на части, а синтез - это составление целого из частей. Эти процессы развиваются у ребенка с одного года, когда он стремится сломать игрушки, посмотреть, что у них внутри. Задача малыша, собирающего мягкий конструктор, правильно соотнести части между собой, собрав из них целое.

    Необычные дети или ранний детский аутизм

  • Что же настораживает в поведении ребенка?
  • Почему возникает ранний детский аутизм?
  • Коррекционные действия
  •  
    Что же настораживает в поведении ребенка?

    • Ребенок не ищет контакта с взрослыми и поглощен взаимодействием с неодушевленными предметами.
    • Речь не соответствует возрасту или отсутствует вообще. При этом интеллектуальное развитие может оставаться нормальным, а может быть недостаточным.
    • Ребенок настойчиво избегает взгляда в глаза.
    • У малыша отсутствует  желание играть со сверстниками.
    • Ребенок не откликается на свое имя.

    Эти дети отличаются склонностью к ритуальным действиям: их любимое занятие выставлять в ряд машинки, они могут выполнять действия с игрушками, характерные для более младшего возраста (сосать, грызть игрушку, бить ее об пол), нет элементов ролевой игры, которые должны появляться в возрасте 2 лет.

    Малыш совершает странные действия, которые, казалось бы, успокаивают его. Он может раскачиваться из сороны в сторону, бегать по кругу, рвать бумагу. Эти действия не осмысленны.

    Необычные дети или ранний детский аутизм Родителям кажется, что их малыш не понимает, о чем они говорят. Ребенок не реагирует на просьбы взрослых, как будто не слышит их. Навыки самообслуживания надолго задерживаются, ребенок не умеет пить из чашки, не осваивает горшок.

    Половина таких детей так и остается на стадии глубокой умственной отсталости. Но некоторые из них – одаренные и талантливые. Но очень сложно научить чему-нибудь такого малыша, он не может сосредоточиться на том, что ему говорят, отбрасывает книжку, убегает или начинает кричать. Для здорового ребенка, взрослый – это весь его мир, для аутичного ребенка же важнее минутные, посторонние воздействия. Кажется, что само общение со взрослым для ребенка мучительно и неприятно.

    Многие из этих детей агрессивны, активны, часто их невозможно успокоить. Некоторые, наоборот, пассивны и молчаливы, крайне слабо реагируют на окружающее. У таких детей отсутствует радостное, эмоциональное общение со взрослыми, он как бы «отталкивает» мать, не впуская в свой внутренний мир.

    Интересно, что раньше возникновение аутизма связывалось  с семейным фоном. «С ребенком никто не занимается», «неблагополучная семья», эти формулировки наносили глубокую психическую травму самим родителям.

    Аутизм часто и даже чаще возникает в интеллегентных семьях, где мама предана своему ребенку и очень его любит. Поэтому, возникает необходимость разобраться, в чем же причина аутизма?

     
    Почему возникает ранний детский аутизм?

    Наиболее вероятно, что причина аутизма в органическом поражении ЦНС. То есть во время родов или беременности, ребенок испытывал недостаток кислорода, что привело к нарушениям со стороны нервной системы. Существует версия, чтто возникновение РДА связано с вакцинацией.

     
    Коррекционные действия

    • В первую очередь с ребенком надо установить эмоциональный контакт.
    • Почаще брать его на руки, демонстрировать свою любовь. Постоянно разговаривать, читать книжки, смотреть картинки.
    • Ребенок постоянно должен слышать речь мамы, которая обращена к нему. Хорошо, если ребенок будет общаться со сверстниками.
    • Возможность как-то помочь малышу зависит от тяжести заболевания.

    К счастью, стопроцентный аутизм редко встречается. Более распространены дети, у которых выражены отдельные черты аутизма.

    Таким детям можно помочь, главное не терять времени. Семья при обнаружении признаков болезни, должна срочно провести обследование ребенка и заниматься с ним 24 часа в сутки. При таком раскладе, если аутичные черты у ребенка не сильно выражены, проблема обязательно решится.

    Наверх 

Статьи и новости по теме

Все новости сообщества

Аутизм – последние темы сообщества

Все темы сообщества
Задать вопрос

Аутизм – ответы врачей по теме

  • marsello10 спрашивает 6 ноября, 13:29
    Здравствуйте, Помогите плз. Я привожу сына из за океана на обследование в Москву на следущей неделе. Вы неподскажите куда надо обращаться к каким врачам проверенным и клиникам? Немогли бы помочь и н...
    96
    0
  • yumimur спрашивает 12 сентября, 13:54
    Сейчас идет 44 день цикла, обычно бывает по 33-34, позапрошлый раз была задержка до 51 дня. Сейчас у меня простуда, у на...
    164
    0
  • Сорокина Настя спрашивает 7 мая, 11:53
    Можно ли доверять тестам в инете? Тест RAADS-R RAADS-R - шкала для выявления расстройств аутистического спектра у взрослых с интеллектом не ниже нормы. Она состоит из 80 вопросов...
    449
    0
Все вопросы

Самые эффективные лекарства*

* на основании отзывов покупателей