Пожалуйста, авторизуйтесь!
Вспомнил
через соц. сети: Регистрация Вы врач?
Введите свой адрес электронной почты и мы вышлем вам ссылку для восстановления пароля
На этот адрес электронной почты выслана ссылка для восстановления пароля
Необходимо указать логин и пароль.
Эл. почта введена неверно. Попробуйте еще раз.
Пароль неверный. Напомнить пароль?
Укажите адрес электронной почты.
Пользователь с таким email не найден
МедКруг / Дети / Детские болезни / Аутизм / Обсуждения / Метод ТОМАТИС - кто-нибудь пробовал?
  • Беременность
  • Дети до года
  • Дети от 1 до 3
  • Дети от 3 до 6
  • Дети от 7 до 18

Метод ТОМАТИС - кто-нибудь пробовал?

INNIK, пишет 4 декабря 2009, 20:09
Москва, 47 лет


Метод ТОМАТИС - этот метод является психо-фоно-педагогической дисциплиной. Метод был разработан в 50-х годах французским врачом-отоларингологом и фониатром Альфредом Томатисом. Он считал, что ухо и голос связаны между собой особенным образом. Результат его исследований был представлен в 1957 году в Парижской медицинской академии наук под именем ”Эффект Томатис”. На основе накопленных экспериментальных данных А.Томатис пришел к следующим заключениям:

  • голос содержит только то, что может слышать ухо
  • если изменить слышание, то незамедлительно можно изменить голос
  • возможно изменить фонацию, с помощью слуховой тренировки за определенное время (закон инерционности)

В основе метода лежит теория взаимодействия слухового восприятия c голосом. Томатис рассматривает ухо как важнейший орган, формирующий сознание человека. Томатис пришел к заключению, что ухо не просто "слышит", но колебания, воспринимаемые им, стимулируют нервы внутреннего уха, где эти колебания преобразуются в импульсы, различными путями попадающие в мозг. Он выделяет три основные функции уха:

1. слышать и слушать - воспринимать звуки.
2. вестибулярная функция - равновесие.
3. функция энергии - ухо выступает генератором для человеческого организма. Звук доставляет в мозг необходимую энергию, звук питает мозг, а вместе с тем и все тело.

Томатис разделяет слышание и слушание, как пассивный и активный процессы. Слушание требует от нас использовать наши уши надлежащим образом. Слушание - это способность воспринимать необходимую информацию, а также способность отфильтровать ненужную информацию. Когда процесс слушания нарушен, возникают проблемы в учебе, в общении и в социальных навыках.

Метод ТОМАТИС - это метод аудио-вокальных тренировок. Задача метода состоит в том, чтобы обучить Ваши уши слышать и воспринимать те звуки, которые не усваивались раньше. Цель метода состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать различную информацию. Это переобучение процесса слушания. Обучение слушанию предназначено восстанавливать способности ушей слушать в более эффективной, организованной и сбалансированной манере. Цель состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать различную информацию. Когда функция слушания расширена или восстановлена, мозг демонстрирует более эффективную способность к восприятию и переработке сигналов, поступающих из окружающей среды. Согласно его теории, подтвержденной позднее, ухо зародыша начинает функционировать в четыре с половиной месяца. Ребенок, находясь в амниотической жидкости в утробе матери, слышит массу звуков, которые ему после рождения становятся недоступны - сердцебиение и дыхание матери, голос, шум от работы внутренних органов. Обусловлено это тем, что в период внутриутробного развития уши ребенка заполнены жидкостью, проводящей звук значительно лучше, чем воздух; в частности, в жидкости меньше затухают высокочастотные компоненты звука. По этой причине Томатис предлагает использовать голос матери, чтобы повторно открыть процесс слушания. Голос пропускается через фильтры, напоминая собой звуки, которые слышит зародыш в утробе матери. Голос матери является прочным основанием, благодаря которому начинает формироваться и развиваться процесс слушания, влияющий также на последующее развитие языковых навыков. В целом весь этот процесс представляет собой ничто иное, как попытку "перепрограммировать" различные стадии человеческого развития через символический опыт.
Применение этого метода возможно благодаря совершенной машине, известной под именем "Электронное ухо" Это устройство, через взаимодействие комплексной системы пропуска и фильтров, а также особенной настройки (регулировки) времени задержки и прецессии, может стимулировать желание слушать и как следствие коммуницировать.

Метод ТОМАТИС имеет следующие задачи и цели:

· обучение (изучение языков, развитие музыкальных навыков)
· переобучение (проблемы психологические, моторные и языковые)
· психотерапевтические (депрессия, усталость)

Процесс обучения проходит посредством "Электронного уха", аппарата также разработанного А.Томатисом. В этом процессе из обычного звука поочередно вырезается то высокочастотная, то низкочастотная компонента. Когда человек слушает такую запись, мышцы его уха, а именно мышцы молоточка и стремечка, тренируются путем поочередного напряжения и расслабления. Таким образом, расширяется диапазон слухового восприятия, и как следствие исчезают многие расстройства. Для обучения Томатис использует музыку Моцарта, по его мнению, музыка Моцарта способна вносить гармонию в человеческую душу.

Область применения
Области, где может быть применен метод ТОМАТИС, многочисленны. В данном смысле он может быть эффективно применен во всех областях, связанных с коммуникацией. Чаще всего это:
· проблемы с учебой в школе:
1. устная речь
2. письменная речь
3. выразительность языка
4. помощь в учебе (быстрое чтение, подготовка к экзаменам)
· коммуникация и психологическое состояние
· интеграция в живые языки
· управление стрессом
· развитие способностей к пению и игре на музыкальных инструментах
· улучшение физического и эмоционального состояния у пожилых людей
· подготовка беременных женщин к родам

21 комментарий

  • Пишет Lessy1
    , 5 декабря 2009, 12:13
    Да, мы работали с этим методом, когда жили во Франции.

    Томатис - француз. Вышел из "Ассоциации" врачей, поскольку они не принимали его теоретических разработок.

    Для аутят нужно спеуцальное оборудование, поэтому если Вам предлагают купить аудио кассету Томатис - зря потратите деньги. Для аутят идет запись собственного голоса матери (родной, а не приемной), который модулируется согласно уровню частот, которые слушает плод при беременности, а затем дается на прослушивание ребенку (сначала идет типа шурашиная на ТВ-канале, если у вас нет декодера, потом доводится до нормального уровня - происходит как бы "рождение").

    Если Вы читали статью про то, что ученые высянили, что новорожденные имеют "акцент" в крике, то понятно, почему это важно.

    Все, что я вынесла из Томатиса - у нас уменьшилась сверхчувствительность к звукам (стало наоборот), сын стал выделать мой голос, а затем голоса других из какоФфонии звуков и различать отдельные звуки.

    Хотя я сама с ним работала отдельно над произношением и мы специально сажали его "работать" над имитацией звуков рядом с играющими братьями. а потом увеличивали нагрузку, поэтому что "помогло" в данном случае - моя работа или Томатис - не могу сказать. Кроме того, я занималась с ним в том числе речью прямо на сеансах Томатиса, так что он стал различать звуки машин и обрачиваться на них и т.д. - улавливать отдельный звук и его местонахождение, что важно для речи. Сильно крутых результатов я не видела и у других детей тоже - у нас был наиболее видимый, наверное, из-за занятий АБА.

    В общем, я бы назвала Томатис аналогом аудиоинтеграции, хотя теоретической обоснование у Томатиса .
    Да. еще наушники у них особые - на дуге есть "вибратор", которые посылает колебания звуковых частот на черепную коробку, то етсь идет установление цепочки "звук-ухо-вестибуляторка+череп-мозг".
    ----------------------------------------------
    Сообщение отредактировано пользователем Lessy1 05.12.2009 - 12:16
    ----------------------------------------------
  • Пишет Veronika Rybina
    , 5 декабря 2009, 14:28
    Лечат ли где-нибудь у нас в России методом Томатис? Дело в том, что мой Андрей не умеет дифференцировать звуки. Если он смотрит мультфильм, или чем-то занят, а в это время кто-то начинает громко разговаривать, то он это востпринимает как сигнал боли и начинает нервничать. Возможно, у него проблемы с мозжечком (но это только мое предположение) Дело в том, что когда Андрей родился, у него затылочная кость была "смята", на затылке был острый угол. Да еще могло передаться по наследству, т.к. у меня плохой вестибулярный аппарат, а его я "в наследство" получила от бабушки. Если идет установление цепочки "звук-ухо-вестибуляторка+череп-мозг", может будут улучшения?
    • Пишет Lessy1
      , 6 декабря 2009, 16:01
      "Дело в том, что мой Андрей не умеет дифференцировать звуки. Если он смотрит мультфильм, или чем-то занят, а в это время кто-то начинает громко разговаривать, то он это востпринимает как сигнал боли и начинает нервничать."
      Вероника,
      В России есть в Москве представительство Томатис, только, я думаю, Ваша проблема немножко в другом. Такая реакция бывает при сверхчувствительности к звукам. Это диагноз "Нарушение Обработки Сенсорной Информации", подтип "Нарушение Сенсорной Модуляции", вид "Сверхчувствительность".

      Самое лучшее будет - просмотреть видео-курс на сайте
      http://www.spdfoundation.net/,
      который стоит 250 евро и на английском. Это, конечно, много. Мы сейчас разговариваем с разработчиками сайта, как нам лучше перевести некоторую инфо на русский.

      Ему нужна звуковая интеграция. Томатис может помочь частично, поскольку не будет постепенности - в наушниках звук идет на одном уровне слышимости, и в начале может быть просто больно. Пробуйте давать ему внаушниках мелодии сначала очень тихо, а потом более громко (не зараз. а в течение, например, месяца). Очень постепенно - 2 минуты в день, потом добавляйте по 1 минуте в день. пусть слушает Моцарта или концерт камерного хора, лучше "средневековой" музыки - как поют католические монахи.

      http://www.tomatis-moscow.ru/forall.htm
      Учтите, если у них на наушниках нет "пимпочки" наверху, которая будет посылать вибрирующие импульсы на черепную которбку, это не настоящий Томатис. наскольку я поняла, сам Томатис придумал этот метод именно для "лечения" неговорящих детей, а остальные приложения пошли позже.
      ----------------------------------------------
      Сообщение отредактировано пользователем Lessy1 06.12.2009 - 16:04
      ----------------------------------------------
    • Пишет MissSister
      , 26 декабря 2011, 17:08
      Мы пробовали Томатис. Я бы не сказала, что результат "частичный". У нас форма достаточно тяжелая. Было совсем плохо с речью, оттого отставало развитие вообще. Именно после Томатиса стал произносить слова. А сейчас уже разговаривает. Уже учимся считать. Прежде чем пойти на лечение Томатисом, я его хорошенечко прощупала. Даже если есть органические повреждения мозга, в частности, мозжечка Томатис тоже рекомендуют, потому что он направлен как раз на "тренировку", это стимулирует развитие. Мы лечились в Москве. Там 2 клиники, которые работают по Томатис. Мы были у француза, он психиатр и единственный врач в Москве, который работает по Томатис. А в другой клинике у главного специалиста нет даже медицинского образование, несмотря на многочисленные дипломы. У вас ссылка как раз на сайт, у которого даже нет мед. образования, а ведь это важно! Но мы сами были и советуем французского доктора.
  • Пишет Gennady
    , 5 декабря 2009, 16:18
    " Дело в том, что когда Андрей родился, у него затылочная кость была "смята", на затылке был острый угол."
    У меня тоже повреждение на затылке. Кажется, там находится зрительный бугор, зрительный центр.
  • Пишет Veronika Rybina
    , 5 декабря 2009, 17:30
    Да, там находится зрительная кора. Но у моего со зрением все в порядке.
  • Пишет Gennady
    , 5 декабря 2009, 17:57

    Мне окулист ставит "1". Но не вижу, что происходит по телевизору, не могу пересказать художественный фильм. То есть глаз не поспевает за сюжетом.Одно дело зрение, а другое- это как именно перерабатывается зрительная информация...
    Цитата:
    ... — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие.

    (Тэмпл Грэндин)


    ----------------------------------------------
    Сообщение отредактировано пользователем Gennady 05.12.2009 - 18:04
    ----------------------------------------------
  • Пишет Lessy1
    , 6 декабря 2009, 16:11

    "Мне окулист ставит "1". Но не вижу, что происходит по телевизору, не могу пересказать художественный фильм. То есть глаз не поспевает за сюжетом.Одно дело зрение, а другое- это как именно перерабатывается зрительная информация...
    Цитата:
    ... — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие.

    (Тэмпл Грэндин) "
    Геннадий, в вашем случае это, скорее, замедленная обработка информации, поскольку есть неспособность совмещать работу нескольких органов одновременно. Вам нужно посмотреть упражнения по нейропсихологии - глазодвигательные движения и совмещение их с языковыми и движением рук. Это не связано с повреждением зрительного нерва, но с замедленной работой мозга как обработчика визуальной информации. вы воспринимаете "всю" визуальную информацию, без выделения главного, если я не ошибаюсь, и поэтому не можете проконтролировать сюжет? Тогда дело в этом - вам нужно потренировать работу мозга над управлением несколькими органами одновременно. Вы умеете это делать каждым органом в отдельности, но не несколькими одновременно. Нужно просто больше практики "управления" всем организмом.
    Это, конечно, не так легко, как написать - нужны ежедневные упражнения.

  • Психиатрия - единственный бизнес, в котором клиент всегда не прав.
    , 6 декабря 2009, 16:52


    А мы занимались в центре Томатиса в Москве. Очень оригинальный метод, но мы не осилили, для аутистов нужны специальные наушники - мой сын не мог перенести очень близкого звука и наличия наушников. Для аутистов которые тяжело переносят громкие звуки или как-то необычно реагируют на любой звук (у нас громкий звук, духовые, что-то рядом с ухом) этот метод не подходит. В этом центре нам и посоветовали нанять преподавателя музыки для адаптации к звукам, громкости и эти занятия у нас пошли лучше.

    Еще хотела добавить, что у сына от вибрации (наушники там дергаются) болела голова. Я предполагаю что мы были малы (3 года). Возможно у более старших лучше пойдет.

    Есть ли кто-нибудь кто полностью прошел курс или активно занимается по Томатису?

    ----------------------------------------------
    Сообщение отредактировано пользователем конек-горбунок 07.12.2009 - 08:24
    ----------------------------------------------
  • Пишет Gennady
    , 7 декабря 2009, 08:31

    "Это не связано с повреждением зрительного нерва, но с замедленной работой мозга как обработчика визуальной информации. вы воспринимаете "всю" визуальную информацию, без выделения главного, если я не ошибаюсь, и поэтому не можете проконтролировать сюжет?"
    Я думаю, что я воспринимаю зрительную информацию 1) замедленно и 2) не всю зрительную информацию.
    То есть у аутиста имеются нарушения в восприятиии органами чувств, со стороны зрения и слуха, следовательно, информация, которая доходит до Сознания искажается, то есть аутист по- другому решает Основной Вопрос Философии: об отношении Сознания и Материи. Искажается восприятие поведения других людей и самого аутиста.

  • Пишет Lessy1
    , 7 декабря 2009, 11:44
    "Я думаю, что я воспринимаю зрительную информацию 1) замедленно и 2) не всю зрительную информацию."
    Здесь тоже несколько философский подход. Вы воспринимаете ее замедленно не потому, что не можете это делать быстро из-за неврологии, а не можете это делать быстро, потому что Вам нужно контролировать одновременно множество процессов - н-р, при просмотре фильма - дыхание, работу внутренних органов, слух и зрение.

    Аутисты для работы с операцией тратят больше энергии, поскольку задействуют больше зон мозга и бОльших по размеру. Поскольку процент одновременно используемых ресурсов мозга не превышает 10%, то, если Вы тратите бОльше ресурсов на обработку 1 операации, естесственно, другие "выстраиваются в очередь" как в компьютере: если объем информации превышает способность компа, его работа замедляется. а если информационный поток не будет прекращаться, то он "зависает". Ты Вы при просмотре фильма просто теряете нить.

    Необходимо сделать обработку каждой системы (зрения, слуха и т.д.) оптимальной, что как раз и является проблемой при аутизме. Начните с самого простого - обоняния, соот-но, дыхания (контроль над отдельным дышанием носом и ртом, задержкой и т.д.). Моджете лои вы по запаху определить отдельные предметы (фрукты, например)? Обычно этот процесс как раз и у аутистов работает нормально. поскольку между рецепторами госа и мозгом идет прямой контакт, так что нарушаться особо нечему.
    Но етсь еще контроль органов обоняния и дыхания - когда человек в состоянии по его желанию или по имитации задержать, например, дыхание или дышать в определенном ритме, то считается, что эта система работает оптимально.

    Далее нужен аналогичный контроль за всеми органами - здесь и моторика, и мелкая моторика, и зрение, слух.

    Для ТВ нужно делать упражнения на контроль слежения за объектов, контроль удаляющихся-приближающихся предметов. В идеале нужно уметь следить, например, за движением мухи - если это удается, тогда слежение работает оптимально. А далее идет совмещения движений глазами и движений другими частями тела одноверменно. И так нужно делать проверку и работу. если нужно, с каждым отдельным органом - например, пение ВМЕСТЕ с другими (одновременно слух и речь), писать под диктовку. Для глаз конкретно есть упражнения, которые здесь на сайте упоминались - слежение за предметами, но самое лушее - если двигать предмет будете Вы сами, тогда добавится координация движения руки и глаз, то есть мозг будут контролировать КООРДИНИРОВАННУЮ работу этих органов одновременно. Нужно просто ДЕЛАТЬ эти упражнения. Понятно. что будут проблемы, но суть как раз в этом - если делать упражнения постепенно, каждый день, то мы просто тренируем мозг делать это быстро. Мы создаем в мозге "цепочку", по который мозг должен работать при выполнении этой операции, и мозг пытается найти наиболее оптимальный путь для нее, то есть наиболее быстрый, что значит с наиманьшими затратами ресурсов.

    Вообще-то это заслуживает отдельной темы, а здеьс мы обсуждаем Томатис. Если вы хотите, мы можем перенести этот разговор в новую тему.
    • Пишет ollya-lya
      , 10 ноября 2010, 10:40
      Lessy1, скажите пожалуйста, где можно почитать про упражнения, о которых Вы пишите (упражнения на контроль слежения за объектов, контроль удаляющихся-приближающихся предметов). Заранее благодарна.
  • Пишет INNIK
    , 12 декабря 2009, 00:28
    Вот и я боюсь, мой сын не может находиться на уроке музыки - его явно напрягают громкие звуки... Да и фальшивое пение одноклассников... Готов сражаться с этими "демонами"...
    Хотела услышать тех, кто попробовал...
  • Пишет Lessy1
    , 18 декабря 2009, 11:18
    Мы пробовали ТОМТИС, но помогло другое - сами занимались сенсорной адаптацией. В качестве быстрой меры обычно рекомендуется носить наушкники в класе, но это в Европе, где к аутятам отностяся более-менее нормально и обязаны адаптироваться к их нуждам. Если Ваш педагог согласится, то наушники - выход.
    Иногда для концентрации аутят рекомендуется преподавателям говорить в микрофон, который будет подключен у наушникам аутенка, но это, я думаю, только в США.
  • Пишет Leylushka
    , 3 февраля 2010, 01:20
    Мы прошли весь курс в Москве. Эффект очень хороший, но, к сожалению, сохранился ненадолго.
    www.rustomatis.ru
Пригласить в друзья
Добавьте сообщение: